План-конспект урока по теме: «Начало раздробления Древнерусского государства»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».
ФИО: Матвиенко Виктория Александровна
Место работы: МОУ Сыртинская СОШ
Должность: Учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 6 класс.
Базовый учебник: «История России 6 класс», авторы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина - М.: Просвещение, 2007 г.
Цель урока: сформировать представление об эпохе правления Ярослава Мудрого, как о периоде расцвета Древнерусского государства.
9. Задачи:
- обучающие:
1) всесторонне изучить время правления Ярослава Мудрого;
2) определить основные направления его деятельности;
3) сформировать доказательную базу, свидетельствующую о расцвете Древнерусского государства;
-развивающие:
1) привлекать учащихся к самостоятельному целеполаганию;
2) развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;
3) продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, ИКТ;
4) развивать умение работать в группах;
5) формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное
отношение к предмету;
-воспитательные:
1) воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
2) воспитание коммуникативных качеств у учащихся, культуры живого межиндивидуального общения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом, дифференцированная, работа в группах.
Учебно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, классная доска, учебное пособие, карта.
Важнейшие даты:
1015-1019 гг. – начало усобицы между князьями.
1024 г. – Ярослав был побежден Мстиславом Тмутараканским и делил с ним земли до 1036 г.
1019-1054 гг. – Правление Ярослава Мудрого.
1016 г. – древнейший письменный свод законов «Русская правда».
Основные понятия:
Усобицы – княжеские раздоры на Руси.
Общинная земля - совместная собственность всей общины.
Княжеская земля - личная собственность князя и его семьи.
Вотчина - наследственное земельное держание, пожалованное князем за службу.
Народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.
Смерды - крестьяне, несущие повинности в пользу князя.
Закупы - разорившиеся должники.
Рядовичи - крестьяне, вынужденные отрабатывать по договору.
Холопы - рабы (челядь) из пленных, не выполнивших своих обязательств рядовичей и закупов.
Структура и ход урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время


1
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Виктория Александровна. Я учител°ь Сыртинской школы. Надеюсь на наше плодотворное сотрудничество на уроке. Запишем число и тему урока.
Подготовиться к уроку, настроиться на урок.
1 мин

2
Актуализация знаний учащихся.
Ребята, давайте с вами вспомним основные даты, которые вы изучили на предыдущих уроках. Показывается слайд 1. А теперь давайте выделим основные черты в политической деятельности первых князей Руси. Показывается слайд 3.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
3 мин

3
Изучение нового материала.
Учитель осуществляет показ электронных ресурсов в режиме диалога – обсуждая с классом, дополняет по ходу, объясняет новую тему:
№1. Борьба за власть сыновей Владимира.
№2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
№3. Управление государством при Ярославе Мудром.
№4. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
№5. Формирование древнерусской народности.
Физминутка.
Вы немножечко устали?
Все ребята дружно встали,
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
Как пружинки мы присели,
И тихонько разом сели.
№6. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. Рассматривая основные слои населения, особенно зависимое население. Учащимся предлагается поработать с учебником в группах (прочитать последний и предпоследний абзац на стр. 51-52 учебника).

Слушают объяснения учителя, вступают с ним в диалог, активно следят за анимациями, конспектируя самое основное по теме в тетрадь. А также активно работают с учебником в группах.
20 мин

4
Закрепление изученного материала
- А теперь ребята, давайте подведем итог урока ответим на 2 главных вопроса. Учащимся показываются слайды 23, 24 и задаются вопросы.
Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, анализируют и делают выводы.
2 мин

5
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащимся для подведения итога урока предлагается ответить на вопросы. Показывается слайд. Сегодня на уроке я:
С каким новым князем Древнерусского государства познакомился?
Какие новые термины и даты узнал?
Отвечают на вопросы учителя.
3 мин

6
Задание на дом
Даёт задание на дом и консультацию по домашнему заданию. Прочитать §6, ответить на вопросы в конце параграфа, а также знать основные даты и термины.
Слушают консультацию по домашнему заданию и записывают задание на дом в дневник.
1 мин


15