Технологическая карта урока по теме Начало феодальной раздробленности на Руси (6 класс)


УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ: 6 КЛАСС
Учитель Артамонов М.А.
Тема урока Начало феодальной раздробленности на РусиЦель урока: Формирование исторического сознания и стиля мышления школьников на основе глубокого осмысления причин политической раздробленности Руси
Планируемые ОР Ученик по окончанию изучения темы:
- даёт собственную оценку такому явлению как политическая раздробленность государства;
- называет причины раздробления Древней Руси;
- показывает на карте основные политические центры удельной Руси;
- даёт определение основным понятиям;
- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;
- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;
- показывает на карте город Любеч;
- называет годы правления Владимира Мономаха, узнаёт его на портрете;
- даёт краткую характеристику Владимиру Мономаху;
- анализирует информацию, делает выводы;
- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;
Программные требования
Личностные результаты Метапредметные Предметные
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; -владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, … формулировать и обосновывать выводы и т.д.) - владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа
Мировоззренческая идея Раздробленность государства– закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности удельных владений. Сила любого государства в охранении его единства.
Программное содержание Политическая раздробленность: причины и последствия.
План изучения нового материала Причины раздробленности Руси.
Любеческий съезд князей.
Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Государственное правление в период раздробленности.
Основные понятия уделы, экономика, эксплуатация
Основные даты 1113-1125гг. – правление Владимира Мономаха в Киеве
Имена исторических деятелей Владимир Мономах
Географические объекты Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, Новгородская земля
Тип урока изучение нового материала
Форма урока традиционная
Технология объяснительно-иллюстративного обучения
Мизансцена урока традиционная
Оборудование урока Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: 6 класс»; атлас, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, мультимедийные редстваДомашнее задание §9, вопросы и задания, заполнение контурной карты
ХОД УРОКА
Планируемые ОР Деятельность учителя Деятельность уч-ся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке.
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности (ручка, карандаш) Стоя
дежурный
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)
- анализирует информацию, делает выводы;
- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;
-показывает на карте основные политические центры удельной Руси;
Главный вопрос урока
Почему Русь не смогла сохранить свое единство?
- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность; Работа с картой: Сравнительный анализ двух карт
- Как называется карта на с.33? (Древняя Русь в XI в.)
- Каким цветом обозначена на карте территория Древнерусского государства? (зелёным)
- Что это означает? (территория и границы государства)
- Как называется карта на с. 88 учебника? (Русь в XII- начале XIIIв.)
- Каким цветом на ней обозначена территория Руси?
- Что это значит?
- Какие княжества образовались на территории Киевской Руси в этот период? Назовите княжества с их центрами: Новгородская земля – Новгород; Полоцкое – Полоцк; Смоленское – Смоленск; Владимиро-Суздальское – Владимир на Клязьме; Черниговское – Чернигов; Киевское – Киев и др.
Вывод: С начала ХIIв. Русь уже не единое государство, она раздроблена на отдельные «отчины» (14 княжеств и Новгородская земля), и на карте мы видим не единую цветовую гамму, а разную, как лоскутное одеяло. Страницы летописи под 1136г. сохранили горестное восклицание летописца: «Распалася Русская земля!»
- Какой возникает вопрос?
Учебник с. 33 и с.82
Фронтально
Слайд 2
Показ по карте 1 ученик у доски
1-2 ученика
Запись темы и вопроса в тетрадь
Слайд 1
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)
- называет причины раздробления Древней Руси;
- даёт определение основным понятиям;
- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;
- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;
- показывает на карте город Любеч;
- называет годы правления Владимира Мономаха, узнаёт его на портрете;
- даёт краткую характеристику Владимиру Мономаху;
- анализирует информацию, делает выводы;
- Причины раздробленности Руси
Объяснение: Ученые высказывают различные точки зрения на начало раздробления:
что он начался со смертью Ярослава Мудрого: разделил страну между 6 наследниками в 1054г.; бесконечная череда княжеских усобиц;
правление Владимира Мономаха и Любечский съезд в 1097г.
со смертью сына Мономаха Мстислава Великого (1125-1132гг.), когда Русь распалась на несколько самостоятельных частей (удельных, т.е. самостоятельных княжеств)
Объяснение по схеме
Причины раздробления Руси

Политические Экономические
- ослабление Киева; - натуральное хозяйство;
- система местного - рост городов;
Самоуправления - усиление отдельных княжеств;
- княжеские усобицы; - эксплуатация зависимого нас-я
Работа с понятиями: экономика, эксплуатация
Любеческий съезд
Работа с документом
а) чтение документа
б) беда по прочитанному:
- С каким документом познакомились?
- О каком историческом событии говорится в документе?
- Какие решения приняли князья на Съезде?
Показ по карте: ЛюбечВыборочное чтение
- Что заставило враждующих между собой князей собраться в городе Любече для переговоров?
- О чём они договорились?
- Какое значение имел съезд в Любече?
- Почему съезд князей не смог их объединить?
Правление В. Мономаха
Введение даты
1113-1125гг. – правление Владимира Мономаха в Киеве
- Почему киевские бояре пригласили на престол В. Мономаха?
Характеристика В.Мономаха (громкое чтение)
Выборочное чтение
- Почему имя В. Мономаха вошло в историю нашей страны?
Вывод: Княжение В.Мономаха и его сына Мстислава стало временем восстановления единства Древнерусского государства. Слайд 3
Запись в тетрадь
Учебник С.84
Учебник С.83-84
самостоятельно
Слайд 4
Иллюстрация «Съезд князей в Любече»
Фронтально
1 ученик
Учебник С.75-76
фронтально
Запись даты в тетрадь
Портрет В. Мономаха
Учебник С.77
1 ученик
Фронтально
Учебник С.77-78
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)
-даёт собственную оценку политической раздробленности государства;
- называет причины раздробления Руси;
- показывает на карте основные политические центры Руси;
- даёт определение основным понятиям;
- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;
- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;
- показывает на карте город Любеч;
- называет годы правления В. Мономаха;
- даёт краткую характеристику В. Мономаху; Повторительно-обобщающая беседа
- Что такое «политическая раздробленность Руси»?
- Почему Русь не смогла сохранить свое единство?
- Когда начался период раздробленности Руси?
- Почему Русь данного периода часто называют удельной?
- Что такое «удел»?
- Что вы знает о Любеческом съезде?
- Когда правил в Киеве В. Мономах? Каким он был?
- Какую роль в истории нашей страны сыграл В. Мономах?
- Почему раздробление Руси не привело к её исчезновению?
- Политическая раздробленность Руси – упадок или расцвет государства?
- Какой вывод можно сделать?
Чтение вывода в учебнике Фронтально
показ по карте
Учебник С. 83
Громкое чтение 1 ученик
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся