Технологическая карта урока по теме Начало феодальной раздробленности Руси, история 6 класс


Технологическая карта
Аттестуемый педагог (Ф.И.О.) Чивардова Елена Александровна
Предмет история 6 класс
Тема урока «Начало феодальной раздробленности Руси»
Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1 Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) «Включение» в урок
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Подготовить обучающихся к плодотворной работе по актуализации опорных знаний и последующему усвоению нового материала.
Создание позитивной мотивации, благоприятного психологического климата
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) Беседа, в которой затрагиваются вопросы значимости обучения и составляющих, помогающих добиваться успеха. Обсуждение основных принципов урока (уважение к любому высказываемому мнению, взаимопомощь, помощь учителя на любом этапе урока)
2 Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); Обобщить и систематизировать материал по теме «Формирование древнерусского государства» .Создать базу для усвоения нового материала
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Проконтролировать уровень усвоения пройденного материала.
Развивать навыки систематизирования ответа обучающихся.
Воспитывать культуру ответа, взаимо и самопроверки
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач Фронтальный опрос (даты, цепочки князей, определения).
Взаимоопрос в парах (определения: вотчина, боярин, усобицы).
Письменный опрос в тетради на печатной основе – задания – (самопроверкаописание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
Обучающие знают:
даты (862, 882, 945, 988 – базовый уровень и другие- повышенный уровень),
князей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав- базовый уровень, Ярополк, Святополк, Борис, Глеб- повышенный уровень)
определения (вотчина, боярин, усобицы).
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; Взаимопомощь в парах,
коллективное обсуждение,
помощь учителя,
обращение к конспекту и учебнику
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
Коллективная фронтальная беседа (помогает учителю выявить слабые места и скорректировать пробелы в знаниях, придаёт уверенность обучающимся)
Самостоятельная работа в парах развивает у обучающихся навыки самостоятельной работы и взаимооценки.Самостоятельная работа (письменная) и самопроверка способствует закреплению знаний обучающихся.
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; Выставление оценок на 3-х этапах опроса.
Объяснение значимости повторяемого материала для успеха в дальнейшем обучении
Создание ситуаций успеха
Использование различных методов обучения
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. Взаимооценка (знание определений) – 5 –знает все определения; 4- знает все определения, но допускает неточности в формулировках,
3 – допускает неточности в формулировках, не знает 1 определение.
Самооценка (работа в тетрадях)- 5 – работа выполнена без ошибок, 4 – допущена 1 ошибка, 3 – допущено 2 ошибки.
Оценка учителя – знал ответы на все вопросы – 5, не знал ответы на 2-4 вопроса – 4, знал ответы на некоторые вопросы – 3.
3 Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); Научиться характеризовать феодальную раздробленность русского государство, её причины, положительные и отрицательные черты, последствия для русского государства
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
Научить сравнивать феодальную раздробленность в странах Европы и на Руси.
Развивать навыки анализа причин и последствий раздробленности, их пагубности для развития любой страны.
Воспитывать чувство сопереживания Отечеству.
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
Князья Ярославичи – «Русская правда»
Владимир Мономах – Любечский съезд князей.
Причины раздробленности на Руси.
Положительные и отрицательные черты раздробленности.
Последствия раздробленности для русиОпределения – удел, эксплуатация.
Даты: 1097 – Любечский съезд князей.
1113-1125 – правление Владимира Мономаха в Киеве
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
Вступительное слово учителя (наследники Ярослава Мудрого, их борьба за власть).
Рассказы обучающихся (Владимир Мономах, Любечский съезд князей).
Работа с учебником и слайдом (причины раздробленности на Руси) – составление конспекта.
Работа со слайдом – классификация положительных и отрицательных последствий раздробленности.
Проблемный вопрос: Можно ли было избежать пагубных последствий раздробленности
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
Индивидуальная работа по составлению плана-конспекта проводится при помощи текста учебника, опорного слайда, в случае необходимости обучающиеся прибегают к помощи учителя в ходе группового обсуждения. Здесь же организуется групповая проверка при помощи интерактивного пособия.
Представляются индивидуальные сообщения обучающихся по темам «Владимир Мономах». «Любечский съезд князей»
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
Высокий уровень внимания – обучающиеся с живым интересом не только слушают учителя, но и включаются в обсуждение, выполняют предлагаемые задания, высказывают собственное мнение.
Средний уровень – обучающиеся с живым интересом не только слушают учителя, но и включаются в обсуждение, выполняют предлагаемые задания, но не имеют собственного мнения по обсуждаемым вопросам.
Низкий уровень – обучающиеся слушают учителя, иногда включаются в обсуждение, выполняют предлагаемые задания, но не имеют собственного мнения по обсуждаемым вопросам.
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала Одобрение учителя.
Возможность выполнения задания на интерактивном пособии
Выставление положительных отметок за правильно выполненную работу в ходе изучения нового материала
4 Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
Должны свободно владеть основными понятиями, датами и терминами урока
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
Проверить уровень усвоения нового материала.
Скорректировать выявившиеся пробелы в знаниях.
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. Работа с интерактивными материалами:
Многовариантный тест – контроль усвоения новых терминов и персоналий.
Филворд – закрепление новых слов, развитие аналитического мышления обучающихся.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Работа с тестом (самопроверка):
5 – дал 7 правильных ответов;
4- дал 5, 6 правильных ответов;
3- дал 4 правильных ответа.
Работа с филвордом.
5- узнал 10 слов и больше;
4- узнал 5-9 слов.
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. Повторение неусвоенных понятий, определений в ходе групповой беседы
5 Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); Закрепить материал по теме «Русь удельная»
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; Развитие познавательных интересов обучающихся.
Формирование умения градации экономических и политических составляющих раздробленности
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания Базовый уровень – определения, понятия, даты, задание №2 в рабочих тетрадях.
Задание повышенного уровня – карточка из сборника заданий Единого государственного экзамена
Задание творческого уровня – закончить выполнение филворда862, 882, 945, 9881 - задания базового уровня
и другие2 – задания повышенного уровня
Карта урока. ______________________________
Правила самооценки выполнения письменного задания:
5 – дал 6 правильных ответов;
4 – дал 4-5 правильных ответов;
3- дал 3 правильных ответа. ОЦЕНКА______________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Правила оценки при взаимоопросе (оценку ставит сосед по парте):
5 – знает все определения;
4- знает все определения, но допускает неточности.
3- знает 2 определения, допускает неточности. ОЦЕНКА_____________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Работа с тестом (самопроверка):
№ 1 2 3 4 5 6 7
Ответ +, - 5 – дал 7 правильных ответов;
4- дал 5, 6 правильных ответов;
3- дал 4 правильных ответа. ОЦЕНКА______________
Карта урока. ______________________________
Правила самооценки выполнения письменного задания:
5 – дал 6 правильных ответов;
4 – дал 4-5 правильных ответов;
3- дал 3 правильных ответа. ОЦЕНКА______________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Правила оценки при взаимоопросе (оценку ставит сосед по парте):
5 – знает все определения;
4- знает все определения, но допускает неточности.
3- знает 2 определения, допускает неточности. ОЦЕНКА_____________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Работа с тестом (самопроверка):
№ 1 2 3 4 5 6 7
Ответ +, - 5 – дал 7 правильных ответов;
4- дал 5, 6 правильных ответов;
3- дал 4 правильных ответа. ОЦЕНКА_____________
Выбери правильный ответ.
Укажите названия владений младших членов княжеского рода в 12-15 веках:
Уделы
Вотчины
Поместье
Посады.
Выберите из перечисленного ниже экономическую предпосылку раздробленности на Руси:
Расцвет культуры
Хозяйственное обособление земель
Порядок престолонаследования
Формирование вотчинного землевладения.
Какое из названных событий произошло позже других:
Любечский съезд князей
Создание «русской правды»
Попытка переноса столицы Древнерусского государства на Дунай
Принятие христианства на Руси
4.Съезд князей в городе Любече в 1097 году был созван с целью:
1. принять «Русскую правду»
2. подготовиться к совместному походу против половцев
3. остановить междуусобицы4. установить новый порядок взимания дани
5. Укажите, что не относится к особенностям удельной системы на Руси:
1. единый древнерусский язык
2.Сохранение единой религии
3. действие на всей территории «Русской правлы»
4. сохранение
Работа с филвордом.
а зыцв о л в а я
к о не ч о о и л рк и нв м к пч с о
и в о т о но и ч е
ра т ни нм а хб
зе ье ч а а а цюдъс в е йнл и л
в а здв о де б о
дра рл е у ьт с
а про б нно с у
5- узнал 10 слов и больше;
4- узнал 5-9 слов. ОЦЕНКА______________
Работа с филвордом.
а зыцв о л в а я
к о не ч о о и л рк и нв м к пч с о
и в о т о но и ч е
ра т ни нм а хб
зе ье ч а а а цюдъс в е йнл и л
в а здв о де б о
дра рл е у ьт с
а про б нно с у
5- узнал 10 слов и больше;
4- узнал 5-9 слов. ОЦЕНКА______________
Работа с филвордом.
а зыцв о л в а я
к о не ч о о и л рк и нв м к пч с о
и в о т о но и ч е
ра т ни нм а хб
зе ье ч а а а цюдъс в е йнл и л
в а здв о де б о
дра рл е у ьт с
а про б нно с у
5- узнал 10 слов и больше;
4- узнал 5-9 слов. ОЦЕНКА______________