План урока по русскому языку в 9 классе на тему : Бессоюзное сложное предложение

Русский язык 9 класс
ТЕМА:
«БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цели:
Образовательные:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
совершенствование умения находить БСП в тексте
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Воспитательные:
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечение благоприятной психологической обстановки.
Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.
Тип: комбинированный
Оборудование: компьютер, учебник, карточки.

Ход урока
1. Начало урока. «Разминка».
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Б

Е

С

С

О

Ю

З

Н

О

Е



Приставка в слове беспокойный (бес-)
Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
Суффикс как в слове сонный (-Н-)
Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа
Учитель: в результате у нас получилось слово?
- Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока.
- Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»
2. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.
Приём «Цель и цели»
Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с
2)Учиться
Учащиеся формулируют цели урока.
-Сообщение целей урока учителем.
3. Контрольно-подготовительный
«Знаю – не знаю»
Соединить стрелками соответствие
Сложносочинённое предложение
С утра светит солнце.


Простое предложение
Я всегда думал о людях, которые
умирали за свой народ.


Бессоюзное сложное предложение
Небо снова покрылось тучами, и
посыпался дождь.


Предложение с однородными членами
Быстро, бешено неслась тройка.


Сложноподчиненное предложение
Кругом царит полумрак, вода совершен -
но неподвижна.



Учитель: что вы знаете по теме? (что я знаю?)
- Ответы учащихся.
Задание классу: Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.
Диктант с буквенными обозначениями
-Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
-Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
-Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
-Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
-Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
-Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на индивидуальной доске, класс сверяется:





-С )

4. Повторение
Блиц-опрос:
- Какие предложения называются сложными?
- Какие две группы сложных предложений вы знаете?
- Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются бессоюзными?
Составьте предложения по схеме:
[ ], [ ], [ ].

Изучение новой темы.


Учитель: обратимся к схеме:
Предложение


Сл Пр
С Б
ССП СПП БСП

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал в ваших книгах .
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.
В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:
1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).
Сравнение СПП и БСП.

Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать. ( ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий)

- Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные?
Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию при чтении.
( Чтение получившихся предложений.(1 ученик))
- Что изменилось?
(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)
- Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?
(Из содержания простых предложений, входящих в БСП.
Интонация. Различные знаки препинания (, -: )
Подведем небольшой итог:
Дайте определение БСП.
( БСП – это сложное предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно, без помощи союзов.)
6.Закрепление

1.Самостоятельная работа стр.183 упр.243
2. Работа с текстом стр.184-186
«Положи свое сердце у чтения»
- Внимательно прочитайте текст.
Найдите БСП.
7.Мозговая атака
8. Составить кластер на тему: «Театр»
7. Рефлексивный этап урока

Чему научились сегодня на уроке?
Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
Какое задание показалось трудным и почему?
Чему вы учились, работая в паре?
8. Итог урока:
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли вы их?
Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – розовые и голубые цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось –голубой (приём «Букет настроения»)
9. Определение домашнего задания.
Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Варьирую задание на дом по уровням.
Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы.
Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.
Всем: 1. Выучить правило на стр.180 учебника
На выбор: 2. Написать сочинение
«Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении»
3.Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»

10. Выставление оценок.







15