Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент повышения качества подготовки обучающихся к ГИА по математике


Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент повышения качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по математике (Слайд 1)
Слайд 2.
"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем
учить сегодня так, как учили этому вчера." 
Д. ДьюиОсновная идея обновления образования заключается в том, что общее образование должно стать индивидуализированным, функциональным и качественным. Качественная подготовка к государственной итоговой аттестации обучающихся может быть обеспечена с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.
Слайд 3.
Индивидуальный образовательный маршрут – это определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.
Слайд 4.
Можно сказать, что индивидуальный образовательный маршрут – путь самодвижения учащегося от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от незнания – к знанию.
Слайд 5.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования);
- содержательный (изучение структуры и содержания экзаменационной работы, отбор тем, в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
-организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Индивидуальный маршрут может разрабатываться как для слабого, так и для сильного учащегося. Чтобы определить индивидуальный образовательный маршрут ученика, необходимо выяснить его уровень обученности. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: «Что учащийся хорошо знает и умеет?», «Что умеет плохо?» и «Что вообще не знает и не умеет?».
Для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации я выделила несколько этапов работы по индивидуальному образовательному маршруту.
Слайд 6.
Постановка цели.
Для всех учащихся цель одна: сдать экзамен и получить аттестат. Однако, вариантов ответов на вопрос «для чего?» может быть много.
Например, для учащихся 9 класса: продолжить обучение в 10 классе или поступить в среднее профессиональное учебное заведение с гуманитарным или техническим уклоном.
Для учащихся 11 классов: получить среднее специальное образование или поступить в высшее учебное заведение и т.д.
Главное на этом этапе, чтобы учащийся осознавал каким будет его дальнейшее образование, учитывал свои потребности, учебные возможности и в зависимости от этого осуществлял подготовку к экзамену, планировал свой результат.
Слайд 7.
Составление индивидуального маршрута
На данном этапе происходит знакомство со структурой и содержанием экзаменационной работы, отбор тем, их систематизация и группировка, в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки.
Знакомство с КИМами, продолжительностью экзамена, критериями оценки и правилами заполнения бланков я начинаю с 8 класса. Одновременно обучаю учащихся приему «спирального движения» по тесту. Ученики, просматривая тест от начала до конца, отмечают для себя задания, которые кажутся им простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Как правило такие задания выполняются первыми. Затем просматривают задания второй части и отмечают те, которые поняли сразу. После того как выполнены отмеченные задания, можно попробовать выполнить задания, которые не «поддались» с первого раза. Это позволяет учащимся к 9 классу хорошо ориентироваться в тестах и справочных материалах, планировать результат экзаменационной работы и контролировать время выполнения теста.
Аналогичная работа проводится с учащимися старших классов. Единственная особенность: в 10 классе работа идет с тестами профильного и базового уровня, так как не все ученики еще определились с выбором профессии.
С учащимися 9 и 11 классов в сентябре месяце я провожу 2-3 диагностические работы, которые позволяют выявить уровень математической подготовки учеников и определить пробелы в знаниях. На этом этапе проверяю не только бланки ответов, но и черновики, потому что считаю важным установить, ошибки допущены в алгоритме выполнения задания или это типичные ошибки, которые встречаются при решении заданий первой части: невнимательное чтение условия; арифметические ошибки или элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк. После каждой диагностической работы проводится подробный анализ ошибок и коррекция знаний.
Слайд 8.
Результаты заносятся в диагностические карты учащихся и составляется сводная таблица по классу, это позволяет сформировать группы и разработать для них индивидуальные образовательные маршруты по подготовке к экзаменам.
Как правило, выделяется три группы учащихся:
1 группа - группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов.
2 группа - учащиеся, которым достаточно удовлетворительного результата и они не тратят время на решение заданий второй части.
3 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл.
Поэтому выбор заданий для подготовки учеников будет различным.
Слайд 9.
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения.
Лист индивидуального маршрута обучения
ФИО ________________________________________________
ученика (цы) ______ класса на _______/_______ учебный год
№ п/п Тема занятий Форма работы Кол-во
часовСроки Форма контроля Результат Подпись учителя
Итого В данный лист ученик самостоятельно или совместно с учителем заносит информацию о выбранных направлениях занятий. После изучения темы, проводится контроль знаний, результат заносится в таблицу.
Слайд 10.
3. Работа по индивидуальному образовательному маршруту
Это основной этап, который включает технологический, диагностический и организационно-педагогический компоненты. На данном этапе осуществляется выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления индивидуального образовательного маршрута.
Возникает вопрос как организовать работу по индивидуальному маршруту на уроке. Эффективно вести индивидуальную работу по повторению и закреплению изученных тем позволяет уровневая дифференциация обучения. Поэтому я составляю карточки с заданиями разного уровня, в которые включаю типовые экзаменационные задания по данной теме. Часто задаю индивидуальное домашнее задание для подготовки к экзаменам. Сильные учащиеся получают задания повышенного уровня сложности или творческого характера. Ученикам группы «риска» оформляю карточки, которые содержат три блока: опорные формулы, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения. Процесс проверки может быть индивидуальным или по эталону.
Однако, подготовить выпускников к сдаче экзаменов только на уроках очень сложно, поэтому я провожу элективные курсы и консультации, на которых выстраиваю подготовку по тематическому принципу. Это позволяет ученикам работать по составленному индивидуальному маршруту. Повторение каждой темы осуществляется по следующему плану: сначала повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на тех из них, где чаще всего допускаются ошибки. После повторения каждой темы, проверяется её усвоение выполнением тестовых заданий. Тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся, а уровневая дифференциация не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей сильных учащихся.
Слайд 11.
При подготовке к экзаменам так же проводятся тренировочные тесты, которые позволяют отслеживать результаты достижений учащихся. Результаты заносятся в «Карту успешности учащегося».
Слайд 12.
Работая по индивидуальному образовательному маршруту (работа с тестами, самостоятельная работа, по карточкам и т.д.), ученики выполняют задания, которые они сами наметили (проверяют по эталону или учитель), заполняют тематические таблицы, если задание выполнено верно ставят «+», допущена ошибка - «-». Данная работа позволяет проанализировать ошибки и выявляют причины затруднений.
Степень с целым показателем Произведение степеней Деление степеней Возведение степени в степень Определение степени с отрицательным показателем Свойство степеней с разным основанием Приведение степени к общему основанию
Совместно с учащимся работаем по устранению «незнания», подбираем источники, учебники, тренировочные упражнения, проводим дополнительные консультации. Иногда ученики обращаются за помощью к одноклассникам хорошо усвоившим данную тему.
Слайд 13.
Индивидуальный образовательный маршрут должен постоянно корректироваться с учетом продвижения учащегося и постановкой новых задач и представляет собой непрерывный цикл.
Результаты экзаменов прошлых лет показали, что индивидуальный образовательный маршрут позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов. Слайд 14.
Используемые источники
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».
Федеральный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Артемова Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации / Л.К. Артемова // Профильная школа. – 2008.
Башмаков М. Индивидуальная программа: Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //zdd.1 september.ru/2005/04/10