Рабочая программа кружка Основы-духовно-нравственной культуры народов России 4 класс УМК Школа России










Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи учебного курса:
- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;
- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-х классов и составлена на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2012-201 3г.)

Общая характеристика учебного предмета

Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.

СОДЕРЖАНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.

РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.
Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни Орловского края.
Священномученник Иоанн Кукша.
Православные монастыри и храмы Орловского края. Спасо-Преображенский Собор г. Болхова: мощи св. Георгия Коссова.
Духовные места г. Орла. Свято-Введенский женский монастырь: чудотворная икона Божией Матери Балыкинская. Троицкая церковь (усыпальница семьи Ермоловых).  Храм Богоявления: древняя чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кафедральный Соборе во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Святыни: чтимая Ахтырская икона Божией Матери, десница свт. Тихона Задонского.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.

РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.

РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 34. Итоговое обобщение.

Примерное календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
5 класс, 34 час.
( на основе учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков) - М., Вента-Граф, Москва, 2013)



Сроки
По
факту
Тема занятий
Планируемые результаты
(в результате занятий учащиеся смогут)
Кол-во час.


Раздел 1. В мире культуры.
4

1-2


Величие многонациональной культуры России.
Личностные:
- выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны.
Предметные:
- выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры;
Метапредметные:
- анализировать и структурировать информацию из разных источников;
- приводить примеры из прочитанных текстов;
- составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени;
- анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами выводы.


3


Человек – творец и носитель культуры.
Учебный проект «Человек и его путь в мир культуры» или «Я и мой путь в мир культуры»
Личностные:
- выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны.
Предметные:
- объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта.
Метапредметные:
- приводить примеры из прочитанных текстов;
- выполнять учебный проект;
- анализировать и структурировать информацию из разных источников;
- составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.


4


Законы нравственности - часть культуры общества.
Личностные:
- осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране.
Предметные:
- объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта.
Метапредметные:
- выполнять учебный проект;
- определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.
- анализировать и структурировать информацию из разных источников.



Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
13

5


Береги землю родимую, как мать любимую.
Личностные:
- осознавать свою принадлежность к российскому народу.
Предметные:
- перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.
Метапредметные:
- выделять главную мысль литературных, фольклорных и текстов;
- анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения).


6 -7


Жизнь ратными подвигами полна.
Личностные:
- осознавать свою принадлежность к российскому народу, чувство уважения к предкам.
Предметные:
- перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.
Метапредметные:
- читать и анализировать учебный текст;
- анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения, др.).





В жизни всегда есть место подвигу.

Выполнение учебных проектов. Темы – на с.35 учебника или иные варианты
Личностные:
- осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране.
Предметные:
- объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры патриотизма из истории, личного опыта.
Метапредметные:
- выполнять учебный проект;
- определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу;
- продолжить формирование навыка публичного выступления;
- анализировать и структурировать информацию из разных источников.


8


В труде - красота человека.
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности труда.
Предметные:
- приводить примеры о роли труда из разных источников.
Метапредметные:
- анализировать информацию;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения


9


Плод добрых трудов славен.
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности труда.
Предметные:
- приводить примеры о роли труда из разных источников.
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения


10


Люди труда.
Выполнение учебных проектов. Темы – на с.48 учебника или иные варианты
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности труда.
Предметные:
- приводить примеры о роли труда из разных источников.
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- выполнять учебный проект;
- определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу;
- анализировать и структурировать информацию из разных источников;
- продолжить формирование навыка публичного выступления.


11


Бережное отношение к природе.
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности бережного отношения к природе.
Предметные:
- объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения


12-13


Семья- хранитель духовных ценностей.

Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.
Предметные:
- объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких.
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения


14


Семья – первый трудовой коллектив.
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.
Предметные:
- объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения


15-16


Семейные ценности в разных религиях мира.
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.
Предметные:
- объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения


17


Урок обобщения.

Выполнение учебных проектов.
Примерные темы:
Традиции моей семьи.
Семейные ценности в разных религиях мира
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи в истории разных народов России.
Предметные:
- приводить примеры о роли семьи из разных источников.
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- выполнять учебный проект;
- определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу;
- анализировать и структурировать информацию из разных источников;
- продолжить формирование навыка публичного выступления.



Раздел 3. Религия и культура.
7

18-19


Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о роли христианства для развития культуры России и православных россиян.
Предметные:
- объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- определять культовые сооружения православия;
Метапредметные:
- читать и анализировать текст;
- делать выводы;
- продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций, использование элементов причинно-следственного анализа, проводить поиск информации по заданным и свободным источникам.


20


Духовная православная музыка.
Личностные:
- осознавать и выражать свое мнение о роли церковной музыки.
Предметные:
- объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения.
Метапредметные:
- делать выводы;
- понимать информацию, получаемую из разных источников.


21


Духовные святыни Орловского края.
Личностные:
- понимать роль христианства для развития культуры России и православных россиян.
Предметные:
- перечислить памятники культуры Орловщины, связанные с историей православия.
Метапредметные:
- продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.


22-23


Культура ислама.
Личностные:
- понимать роль ислама для развития культуры России.
Предметные:
- перечислить памятники культуры ислама;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- определять культовые сооружения ислама.
Метапредметные:
- продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.


24-25


Иудаизм и культура.
Личностные:
- понимать роль иудаизма для развития культуры России.
Предметные:
- перечислить памятники культуры иудаизма;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- определять культовые сооружения иудаизма.
Метапредметные:
- продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.


26


Культурные традиции буддизма.
Личностные:
- понимать роль буддизма для развития культуры России.
Предметные:
- перечислить памятники культуры буддизма.
Метапредметные:
- продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.



Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
3

27-28


Забота государства о сохранение духовных ценностей.
Личностные:
- понимать роль государства для сохранения и поддержки духовной культуры.
Предметные:
- обосновать роль государства в деле сохранения памятников культуры;
- описывать историю Храма Христа Спасителя, музея-заповедника «Царское Село».
Метапредметные:
- продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.


29


Хранить память предков.
Личностные:
- понимать роль меценатства для сохранения и поддержки духовной культуры.
Предметные:
- обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры.
Метапредметные:
- продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.



Раздел 5.Твой духовный мир.
5

30


Твое образование и интересы.
Учебный проект «Мои творческие планы на учебный год»


31


Твоя культура поведения и нравственные качества
Варианты учебных проектов:
- «Правила хорошего тона (или этикет в моей жизни)»;
- «Мой пример человека высокой нравственности»


32-33


Диалог культур и поколений.
Учебный проект «Великие ценности культуры»:
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации.


34


Итоговое обобщение.

1


Список литературы.
- ФГОС основного общего образования;
- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2012-2013.









13PAGE 15


13PAGE 14215




кружок 5 классEPSON Gray - Gamma 2.215