Обобщение опыта работы Здоровьесберегающие технологии как совокупность принципов и методов в овладении новыми профессиональными компетенциями


Тема: Здоровьесбрегающие технологии как совокупность принципов и методов в овладении новыми профессиональными компетенциями
Слайд 1
Более 30 лет назад я открыла школьную дверь не в качестве ученика, а в качестве учителя. С тех пор многое изменилось в образовании, в моих собственных находках и поисках. Но главное присутствовало всегда, существовала тяга к обновлению, желание постигать новое.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.
Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным.
Слайд 2
Основополагающие принципы моей работы вы видите на экране
1. Создание антистрессовой педагогической тактики.
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Рациональная организация учебной деятельности.
4. Повышение грамотности педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья человека.
Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.
В своей работе я применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
Слайд 3
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Использование исследовательского метода в обучении
Проектные методы в обучении
Игровые методы
Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 4
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейшийпоказатель благополучия общества и государства.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.
Слайд 5
Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой.
Слайд 6
Наблюдая за детьми в первые дни занятий в школе, я отметила, что не все включаются в общие дела, у некоторых проявляется тревожность, настороженность, повышенная утомляемость, хотя большинство первоклассников – это шумные подвижные, эмоциональные дети.
И вот о здоровьесберегающих технологиях, которые я применяю на протяжении многих лет своей работы с обучающимися начальной школы я хочу рассказать подробнее.
При подготовке своего выступления я поставила следующие задачи:
Слайд 7
- Показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
- Показать различные здоровьесберегающие технологии
- Рассказать о мероприятиях, которые уменьшают риск возникновения заболеваний
Слайд 8
Здоровье – это не просто отсутствие болезней
Здоровье – это состояние полного психического, физического, социального и духовного благополучия человека
На протяжении многих лет работы я искала педагогические технологии, которые позволили бы решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.
Слайд 9
А именно:
внимательно относиться к состоянию каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;
создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
обеспечить и поддерживать двигательную активность ребенка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;
создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;
Слайд 10
Этим задачам соответствует структура урочной деятельности, обеспечивающая качественное и психически комфортное обучение.
В структуре урочной деятельности я выделила следующие блоки и реализую их в своей работе:
Слайд 11
Правильная посадка за партой, сохранение правильной осанки при письме
Физкультминутки
Динамические паузы
Проведение уроков на свежем воздухе
Соблюдение техники безопасности
Развитие мелкой моторики рук
Особую тревогу у меня, как и у всех учителей, вызывает неправильная посадка детей за партой. Я нашла прием, который эффективно помогает добиться правильной осанки при письме и чтении. Дети кладут на голову мешочки с йодированной солью и, сохраняя правильную осанку, пишут и читают несколько минут на уроке.
Я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока, где я использую этот прием.
Видео 1
Я даже не ожидала такого результата, пока сама не испытала на себе этот эффект и предлагаю вам, уважаемые коллеги, попробовать этот прием. Я принесла мешочки, если есть желающие. Только из пакетов не доставайте, т.к. мешочки индивидуальны.
Слайд 12
Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
В качестве наглядности я использую компьютерные технологии.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Но не стоит забывать, что общее время работы с компьютером на уроке в начальной школе не должно превышать 7-10 минут.
Слайд 13
На своих уроках я использую различные виды гимнастики.
Так, гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Такое упражнение: дети берут в руку карандаш и следят за движением руки только глазами, не поворачивая голову.
Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.
Шарик
Я предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Сильные, дружные,
Очень-очень нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Сильные, дружные,
Очень-очень нужные.
Предложить учителям сделать
Ещё для развития мелкой моторики рук я предлагаю детям рисовать на манной крупе. Этот метод особенно хорош на этапе обучения грамоте.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока, на котором мы знакомились с буквой Бэ
Видео 2
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира я
организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
Слайд 14
Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Часто на своих уроках я применяю игровые технологии. Через игру
ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В своей практике я широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия . Например: игра «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д. Дети передают мяч друг другу и выполняют задание.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Слайд 15
Во внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению, дети добиваются хороших результатов. Они с интересом посещают спортивные секции в школе, участвуют в игре «Лазертаг»
Слайд 16
Здоровьесберегающая среда имеет огромное значение в воспитательном процессе
Проведение внеклассных спортивных мероприятий, на которых пропагандируется здоровый образ жизни
(Веселые старты, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»)
Введение информационно – профилактической работы
( Выпуск стенгазет , участие в информационно-художественных проектах по здоровому образу жизни)
Проведение тематических классных часов, способствующих формированию у учащихся представления о здоровом образе жизни
( это « Как здОрово жить здорОво», «Мы выбираем ЗОЖ», игра «Семь секретов здоровья»)
Походы, поездки, экскурсии, праздники вместе с родителями активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
Слайд 17
Дети достигают успехов в спорте, рассказывают о своих достижениях одноклассникам. Они с удовольствием показывают спортивные номера на праздниках, гордятся наградами в соревнованиях,
Слайд 18
готовят презентации и показывают в классе.
В классах, в которых я работаю, внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые мной, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье детей.
Я знаю, что такие же свои наборы различных приемов и технологий существует у каждого учителя. Но наша задача делиться друг с другом своими находками, отбирать, что подходить для отдельного класса и использовать их в своей работе.
Слайд 19