«Изготовление сказочных персонажей к русской народной сказке «Репка»».


Конспект урока
В.С.Мелехина, учитель класса «Особый ребенок» МБОУ «Верещагинская школа-интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Краткая характеристика класса: в классе-группе десять учащихся «Особый ребенок». В классе три девочки и семь мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети  имеют диагноз тяжелая умственная отсталость и их сопутствующие диагнозы «синдром Дауна», синдром аутического спектра, ДЦП.
Обучение проходит по «Программе классов (групп) для умственно отсталых детей (Q20-40 по МКБ – 10)» (Программа «Особый ребёнок») Пермь 2010
1-й год обучения-1 ученик
2-й год обучения – 2 ученика
5-й год обучения – 1 ченик6-й год обучения-1 ученик
7-й год обучения – 1 ученик
8-й год обучения – 3 ученика
9-й год обучения-1 ученик
Урок: Ручной труд с элементами урока развития речи
Тема: «Изготовление сказочных персонажей к русской народной сказке «Репка»».
Этап обучения по данной теме: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: формирование умения у учащихся работать по заданному алгоритму при изготовлении кукол из различных материалов.
Задачи:Коррекционно-образовательные:
Формировать у учащихся представления о создании кукол;
Закрепить простейшие приёмы выполнения изделия при помощи предметно-пооперационного плана.
Коррекционно - развивающие: 
Способствовать коррекции произвольной памяти, умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и развивать речь учащихся. Коррекционно - воспитательные: Содействовать воспитанию творческого мышления, усидчивости, целеустремлённости, аккуратности, трудолюбия.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ТСО – ноутбук, экран, образцы «Тряпичная кукла» «Репка из пластилина», собака, кошка, мышка из бумаги, пооперационные планы по изготовлению кукол. Раздаточный материал:
белая х/б ткань размером 15/15 см;
цветная ткань;
ножницы;
клей карандаш;
синтепон;
пряжа;
цветная бумага;
пластилин
План урока.
Организационный момент
Подготовительный этап (Мотивация и актуализация знаний учащихся)
Постановка темы и цель
Динамическая пауза
Практическая работа
Дидактическая игра (активная деятельность учащихся)
Подведение итогов урока
Рефлексия
. Формы организации деятельности учащихся: − коллективная;− индивидуальная;− фронтальная.
Технологии: икт; здровьесберегающая. В ходе работы используются технология разноуровневого обучения в сочетании с технологией использования в обучении игровых приёмов.Методы обучения (объяснительно-иллюстрированный, словесно-наглядные и практические):
мотивация и постановка целей урока;
воспроизведение и коррекция опорных знаний через выполнение заданий, составление и проговаривание плана по изготовлению изделия;
обобщение и систематизация знаний при изготовлении изделия.
контакт  в совместной игре, развернутый сюжет,  обогащение    словаря, развитие речи детей.
Прогнозируемый результат.
Первая группа детей.
Умение составить пооперационный план.
Умение подобрать материал для изготовления изделия из ткани (дед, бабка, внучка);
Умение подобрать инструменты;
Умение выполнять изделие по плану;
Устанавливание доверительных отношений между детьми;
Развитие речи детей, обогащение словаря.
Вторая группа детей.
Умение подобрать материал для изготовления изделия из бумаги по готовой инструкционной карте (Жучка, кошка, мышка);
Умение подобрать инструменты;
Умение выполнять изделия пооперационно по плану;
Устанавливание доверительных отношений между детьми;
Развитие речи детей, обогащение словаря.
Третья группа детей.
Умение подобрать материал для изготовления изделия из пластилина (репка);
Умение подобрать инструменты;
Умение выполнять изделия по готовому предметно-операционному плану.
Устанавливание доверительных отношений между детьми
Развитие речи детей, обогащение словаря
Четвёртая группа детей.
Умение выполнять изделия по показу учителя.
Устанавливаются доверительные отношения между детьми
Развитие речи детей, обогащение словаря
Ход урока:
Организационный момент
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
по звонку найти свое место;
взаимное приветствие;
рапорт дежурного;
настрой учащихся на работу, организация внимания;
проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).
Подготовительный этап Слайд - 1
Цель: установить правильность и осознанность данного материала, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Учитель: Сегодня у нас очень интересный и необычный урок, сегодня вы будете не учениками, а ….кем, вы сейчас узнаете…
- Дети кто создаёт волшебный и удивительный мир – театр?
Учитель: Актёры, режиссёры, оформители, работники сцены и многие другие. Они создают всё, чтобы мы с вами вышли из театра с хорошим настроением и не оставались равнодушными к судьбам героев. Вот и сегодня на уроке мы попробуем сами создать небольшой спектакль по сказке. Но театр наш будет не простой, всех сказочных персонажей мы выполним своими руками. А сейчас предлагаю вам игру «Узнайте сказку»
Её тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. («Репка»)
-Как вы думаете сказочных героев, к какой сказке мы будем изготавливать?
- По своёму назначению куклы делятся на три большие группы, назовите их? (куклы-обереги, игровые и обрядовые)
Слайд-2
-Назначение куклы-оберега?
Слайд-3
-Назначение куклы обрядовой?
Слайд-4 Назначение куклы –игрушки?
III . Постановка темы и цели
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи повторения материала, показать практическую значимость, привлечь внимание и вызвать интерес.
Слайд-5
Тема: Изготовление сказочных персонажей к русской народной сказке «Репка»
Цель: 1-я группа будет учиться выполнять изделия по самостоятельно составленному плану,
2-я группа по схеме,
3-я группа по предметно-операционному плану,
4-я группа по показу учителя
Учитель: Я приглашаю вас в «чудесную мастерскую». Каждый из вас сегодня будет творить чудеса с помощью самых различных материалов.
- Посмотрите сколько прекрасных персонажей у нас в гостях (Оформление стенда) Анализ изделий.
- Как вы думаете, о чем нужно помнить, при работе в мастерской?
Дети:  (правила техники безопасности)
Учитель:
- Давайте повторим эти важные для всех правила. Я буду показывать картинки, а вы – называть эти правила…
Слайд-6
НОЖНИЦЫ
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Слайд-7
ПЛАСТИЛИН
Выбери для работы нужный цвет пластилина
Отрежь стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончании работы хорошо вытри руки салфеткой.
Слайд-8
Клей
Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
Клей храните в плотно закрытой упаковке.
Излишки клея убирайте мягкой салфеткой, осторожно прижимая её.
 
Слайд-9
Нитки
Мы ниточку крепко завязав,
Соединим детали.
И сразу куклы оживут,
Каких вы не видали!
Но осторожней надо быть,
Чтобы себе не навредить!
- А какие ещё материалы нам потребуются? (картон, цветная бумага)
Каким должно быть настроение во время работы? помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту.
Приложение 1
Помните “золотое” правило: “Душу и сердце в работу вложи –
каждой секундой в труде дорожи” (девиз урока)
IV. Динамическая пауза
V. Практическая работа (Дети самостоятельно выполняют работу, учитель оказывает помощь)
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся, учить применять знания в жизни.
Слайд-10. Приложение 2.
- 1-я группа выполняют изделия по самостоятельно составленному плану
Дети самостоятельно составляют на парте план последовательности по карточкам. Выбирают необходимый материал и инструменты. Выполняют изделие самостоятельно.
2-я группа выполняют изделия по схеме – Приложение 2, 3, 4.
- Выполняют самостоятельно при частичной помощи учителя.
3-я группа выполняют изделия по готовому предметно-операционному плану.
Детям даётся готовый предметно-операционный план. Подбор пластилина по цвету. Определяем, в какой последовательности будем работать. Проговаривание: сначала берём пластилин жёлтого цвета, скатаем круглый шарик между ладонями; затем берём пластилин зелёного цвета, скатаем три жгутика, сплющиваем при помощи указательного и большого пальца рук, берём стеку и делаем маленькие надрезы на листьях, потом собираем листья в один пучок и прикрепляем к шарику и надеваем репку на кончик фломастера жёлтого цвета.4-я группа выполняет изделия по показу учителя
VI - Анализ работ (сравнение с образцами)
- Вам нравятся ваши изделия?
-Трудно было выполнять изделия?
- Как вы думаете, мы можем подарить их другу или сестре?
- Ребята, вы очень хорошо потрудились. Молодцы!
VII. Дидактическая игра: Закрепление материала. Осмысление процесса деятельности 
Учитель:
А теперь давайте посмотрим на ваших героев в сказке, которую мы с вами сыграем сами при помощи сказочных героев, которых вы выполнили своими руками. Как в любом спектакле у нас есть режиссёр и актеры.
Слайд-11.
— Кто такой режиссёр?
(Режиссёр – это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съёмочным процессом или репетициями, если речь идёт о театре, основу его работы составляет работа с актёрами.)
— Кто такие актёры?
(Актер – это исполнитель ролей в кино и театре. Мастер перевоплощения. Это человек, который с легкостью может принять образ другой личности...)Учитель:
Игра актёров и актрис,
Неутомимый запах сцены,
Неповторимый шум кулис
Меняют жизни нашей цену.
Душа уносится в полёт,
И где конец игры – неясно.
Всегда театр в нас живёт,
И это всё-таки прекрасно!
Учитель:
-Я буду режиссёром, и руководить актёрами, снимать на камеру спектакль,
а вы все актёры.
- Итак, представление начинается.
- Актёры на сцену! (показ спектакля).
VIII. Подведение итогов урока
- Чему мы учились на уроке?
IX. Рефлексивно-оценочный этап. Осмысление результата деятельности. Цель: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся
Слайд-12.
Слайд-13.
Приложение 1.«Душу и сердце в работу вложи – каждой секундой в труде дорожи»

Приложение 2.
План
1. Выбрать материал и инструменты для выполнения куклы.
2. Выполнить скрутку-рулик из синтепона
3. На уровне шеи и пояса перетянуть скрутку ниткой.
4. Берем квадрат ткани белого цвета и делаем голову и руки
при помощи ниток
5. Уголки белой ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.
6. Квадратик цветной ткани складываете пополам и стягиваете нитку, проложенную внутри, на поясе.
7. Оформление изделия (передник, косынка, лента).
Приложение 3.
Приложение 4.
Кошка
-247045466264452571120
2506980290195
Приложение 5. Мышка