Ручного труда Изготовление сказочных персонажей к русской народной сказке «Репка»»


МБОУ «Верещагинская школа-интернат»
Учитель: Мелехина Валентина Степановна
Методическая разработка
интегрированного урока «Ручного труда и развитие речи»
 для класса «Особый ребенок» по теме:
«Изготовление сказочных персонажей к русской народной сказке «Репка»».
В.С.Мелехина, учитель класса «Особый ребенок» МБОУ «Верещагинская школа-интернат».
1.Пояснительная записка
Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей коррекционных школ восьмого вида, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок». Разработанный сценарий урока учитывает специфические события, произошедшие в жизни класса, однако, при небольшой корректировке, может быть использован в любом классе «Особый ребенок».
Приведу краткую характеристику класса: всего десять учащихся класса «Особый ребенок». В классе три девочки и семь мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети  имеют диагноз тяжелая умственная отсталость и их сопутствующие диагнозы «синдром Дауну», синдром аустического спектора, ДЦП.
Обучение проходит по «Программе классов (групп) для умственно отсталых детей (Q20-40 по МКБ – 10)» (Программа «Особый ребёнок») Пермь 2010
Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: ручной труд и развитие речи)
Тип урока: Урок закрепления и формирования знаний.
Цель:  : создание условий для овладения учащимися алгоритмом деятельности по изготовлению кукол из различных материалов
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о создании кукол-учить изготавливать сказочных персонажей из различных материалов 
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию мыслительных операций, пространственной ориентации,  мелкой моторики рук учащихся;
- содействовать развитию слухового восприятия; зрительной и слуховой памяти; тактильных ощущений;
- создавать условия для запоминания и повторения этапов работы на основе зрительного ряда, формулировки умозаключений в процессе подготовки и оценки работы
- способствовать развитию связной речи учащихся и обогащению словаря;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
- способствовать воспитанию положительного отношения к предмету;
Здоровьесберегающие:
- добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счёт смены видов деятельности;
- создавать благоприятный  психологический климат на уроке;
Оборудование:образцы сказочных персонажей, план, схема, сюжетные картинки, синтепон, ткань, нитки, клей, цветная бумага, карточки,слова-опоры, пластилин, презентация
Ход урока:
Организационный момент
Подготовительный этап
Учитель: А сейчас предлагаю вам игру «Узнайте сказку»
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. («Репка»)
Сообщение темы и цели
Тема: Изготовление кукольных персонажей к русской народной сказке «Репка»
Учитель:
Игра актёров и актрис,
Неутомимый запах сцены,
Неповторимый шум кулис
Меняют жизни нашей цену.
Душа уносится в полёт,
И где конец игры – неясно.
Всегда театр в нас живёт,
И это всё-таки прекрасно!
Учитель:
-Сегодня у нас очень интересный и необычный урок, сегодня вы будете не учениками, а … кем, вы сейчас узнаете…
- Кто создаёт волшебный, удивительный мир – театр? (Актёры, режиссёры, оформители, работники сцены и многие другие). Они делают всё, чтобы мы с вами вышли из театра с хорошим настроением и не остались равнодушными к судьбам героев. Вот и сегодня на уроке мы попробуем сами создать небольшой спектакль по сказкам. Но театр наш будет не простой, а кукольный, т.е. всех сказочных персонажей мы выполним своими руками.
Посмотрите сколько прекрасных персонажей у нас в гостях
Цель: учиться изготавливать сказочных персонажей из различных материалов 
Учитель:
Итак, я приглашаю вас в «чудесную мастерскую». Каждый из вас сегодня будет творить чудеса с помощью самых различных предметов.
- Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы вы получили удовольствие от работы в мастерской?
Дети:  (правила техники безопасности)
Учитель:
- Давайте повторим эти важные для всех правила. Я буду показывать условный знак, а вы – называть эти правила…
НОЖНИЦЫ
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

ПЛАСТИЛИН
Выбери для работы нужный цвет пластилина
Обрежь стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой
Клей
Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
Клей храните в плотно закрытой упаковке.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
 
Нитки
Мы ниточку крепко завязав,
Соединим детали.
И сразу куклы оживут,
Каких вы не видали!
Но осторожней надо быть,
Чтобы себе не навредить!
- А какие ещё материалы нам потребуются? (картон, цветная бумага,)И помните, каким должно быть настроение во время работы, помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту.
Помните “золотое” правило: “Душу и сердце в работу вложи –
каждой секундой в труде дорожи”. (Вывешивается на доску)
- У кого-нибудь есть вопросы ко мне, всё ли понятно? Тогда приступайте к работе. Уверена, у вас всё получится, и в конце урока мы увидим ваших сказочных персонажей на нашей сцене.
IV. Практическая работа. (Дети выполняют работу, учитель помогает).
1-я группа по плану
2-я группа по схеме
3-я группа по образцу
4-я группа с педагогом
- Кто закончил работу, наведите порядок на рабочем месте.
V. Оценивание работ
-Вам нравятся ваши изделия?
-Трудно было выполнять изделия?
- Как вы думаете, мы можем подарить их другу или сестре?
- Ребята, вы очень хорошо потрудились. Молодцы!
А теперь давайте посмотрим на ваших героев в сказке, которую вы нам приготовили. Как в любом спектакле у нас есть режиссёр и актеры.
— Кто такой режиссёр?
(Режиссёр – это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съёмочным процессом или репетициями, если речь идёт о театре, основу его работы составляет работа с актёрами.)
— Кто такие актёры?
(Актер – это исполнитель ролей в кино и театре. Мастер перевоплощения. Это человек, который с легкостью может принять образ другой личности...)VI.Дидактическая игра: Закрепление материала.Осмысление процесса деятельности 
- Итак, представление начинается.
- Актёры на сцену! (показ спектакля).
VII. Рефлексивно-оценочный этап.Осмысление результата деятельности.