Урок по трудовому обучению «Дом, который построим мы»

Трудовое обучение
2 КЛАСС
С.В. Малеева
Комсомольская СШ
с.Орловка,
Есильский район,
Акмолинская область



Тема: «Дом, который построим мы».
Аппликация из геометрических фигур.
Цель: - выполнить аппликацию из геометрических фигур (квадраты, прямоугольники, круги и треугольники) «Дом, который построим мы».
Задачи:
- учить учащихся выполнять аппликацию из геометрических фигур, познакомить с технологией изготовления аппликации «Дом, который построим мы».
- развивать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами и простым карандашом; развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к окружающему миру, к теплу родного дома; воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование:
Геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники; цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы; воздушные шары, «Кирпичики» будущего дома, свечи, ложки, теннисные шарики, чашки с водой.

Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
- Сегодня на уроке наш кабинет превратиться в большую стройку. Каждый из вас почувствует себя мастером своего дела, вы будете строить. А помогут нам в этом дружба, взаимовыручка и добрая улыбка. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов в работе.
- Урок труда любите?
- Да!
- Лепите?
- Лепим! Из пластилина. Это такая удобная глина.
- Клеите?
- Клеим и вырезаем. Зайцев-Мазайцев с Дедом Мазаем.
- Урок труда любите?
- Да!
- Думаю, строчки этого стихотворения разожгли огонь творчества в ваших душах и у вас очень хорошее настроение. С этим хорошим настроением пройдите к своим рабочим местам.
Сообщение темы и цели урока.
На уроке выполним практическую работу из геометрических фигур в технике аппликации.
Что такое аппликация?
Какие приемы используем при аппликационных работах с бумагой?
Работа над новым. Подготовка к работе.
- Самое главное в работе – держать рабочее место в порядке, беречь инструменты, экономно использовать материал. Каждой вещи свое место. Закончив работу, убери свое рабочее место быстро и аккуратно.
Повторение правил ТБ и ЛГ: (Дети проговаривают хором)
Будь внимателен при работе.
Ножницы подавай кольцами вперед.
Острые инструменты храни в чехле.
Не оставляй ножницы и клей раскрытыми на парте.
Соблюдай порядок на рабочем месте.
(Ребята проговаривают правила хором).
- А сейчас послушайте такую историю. «Жил – был треугольник. Хотя, по правде сказать, он не столько жил, сколько скучал. Вот так
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- С ним по соседству скучал квадрат. Квадрат от безделья валялся в кресле и чувствовал себя никому ненужным и ужасно одиноким. Вот таким


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Скучал он, скучал и решил послать письмо треугольнику: «Дорогой треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся. А вместе мы уже имеем смысл. Что ты об этом думаешь?»
Треугольник ему ответил так: «Уважаемый квадрат! От скуки я думать разучился, поэтому почти не думаю ничего. Но мне кажется, что надо жить со смыслом».
- И стали они жить со смыслом. И что же получилось?
(Дом).
- У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, какой он есть, место, где всегда тепло и уютно, где есть улыбки и дружба.
- Сегодня мы попробуем создать Дом мечты, где все будут жить в мире и согласии. Но для этого потребуется строительный материал с особыми свойствами. Каждое это свойство проявится в конкурсе-кирпичике будущего дома.
Практическая работа «Игра – дело серьёзное».
- Итак, приступаем к строительству. Вместе кирпичик за кирпичиком дружно, сообща мы создадим дом своей мечты.
4.1. Первый конкурс «Фундамент гостеприимства».
- С чего начинают строительство дома?
- Правильно, с закладки фундамента. Мы назвали его фундамент радушия и гостеприимства. Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, дома всё хорошо, его любят, рядом есть друзья, к которым можно сходить в гости и пригласить их к себе. О гостеприимстве сложены пословицы, одну из которых мы прочтём: «Гостю – почёт, хозяину - честь».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы ребят).
- У нас сегодня гости, и мне хочется, чтобы мы их встретили салютом. В честь закладки фундамента и в честь наших гостей – салют! Ура! (Воздушные шары).
- И сразу же за работу – закладываем фундамент нашего дома.
(Учитель демонстрирует макет кирпичика будущего дома).
Учащиеся выполняют работу.
4.2. Второй конкурс «Кирпич дружбы».
На нашей огромной планете живут народы разных национальностей. Не все пока ещё живут в мире, где-то идёт война. А мы с вами сейчас заложим первый кирпичик – кирпич дружбы и постараемся уважать людей любой национальности и дружить независимо от цвета кожи и места проживания. Во всём мире люди живут в самых разнообразных домах, которые называются по-разному. Давайте попробуем их назвать:
Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне (Хата).
Переносное жилище у кочевых народов (Кибитка).
Кочевой шалаш у казахского и киргизского народов (Юрта).
Дворец и крепость рыцарей и феодалов (Замок).
Изба из глины или обмазанного глиной кирпича (Мазанка).
Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой (Шалаш).
Жилое помещение в доме с кухней, спальнями, залом (Квартира).
Временное помещение из натянутой на остов ткани (Палатка).
- Берём первый кирпич – улаживаем его на фундамент.
4.3. Третий конкурс «Кирпич добра, любви и понимания».
Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре.
(Стихотворение о добре).
Что значит добро, добрый человек?
Издавна фантазией людей были созданы представители зла: Баба-яга, Бармалей, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и представители добрых сил.
Назовите созидателей добра
(Золотая рыбка, Цветик-семицветик, Волшебная палочка, Старик Хоттабыч).
- Какие желания вы попросите выполнить?
Для своей Родины?
Для родных?
Для друзей?
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Берем 3 кирпича, аккуратно их укладываем.
Эстафеты
«Сохраню тепло и свет в своём доме» (бег с горящей свечой).
«По дороге не уроню – всё для дома сберегу» (бег - ложка - теннисный шар).
«Не пролью ни капельки – не промочу свои тапочки» (бег с блюдцем, наполненным водой).
«Наведу порядок»
«Чистота – залог здоровья» (Собрать все разбросанные предметы).
Берем четвертый кирпичик и продолжаем укладку стены.
Пятый конкурс «Кирпич Взаимопомощи»
- Помните такую песенку:
«Если трудно одному – справлюсь вместе с вами
Где чего-то не пойму – разберусь с друзьями» (Ответы детей)
Взаимопомощь – великая вещь. Давайте вспомним сказку про трёх поросят.
- Какой дом оказался надёжным?
1. Соломенный домик.
2. Домик из веток.
3. Каменный дом. (Ответы детей)
- Ребята, а ведь не только сказочным героям, но и настоящим животным нужен дом. Сейчас проверим, сможете ли вы по описанию домиков узнать его обитателей.
Загадки:
В сосне – дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (Белка)

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Маленькая, серенькая,
В норку шасть. (Мышь)

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Ёж)

Проживает во дворе
В личном доме – конуре,
И на всех кого не знает
То рычит она, то лает. (Собака)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный
Строит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
- Берегите животных, чтобы им было тепло и уютно.
- Молодцы. Все загадки разгадали и заканчиваем укладку стен. Берём пятый кирпичик и аккуратно крепим его.
- Посмотрите, все кирпичики на месте, дом почти готов. Чего не хватает в доме? (Ответы детей)
- Правильно, крыша. Мы возводим крышу.
- В нашем доме это «Крыша настроения». (Дети приклеивают элемент крыши).
- У вас на рабочем столе лежат конверты с забавными «мордашками».
Вы рассмотрите их, прислушайтесь к своему эмоциональному состоянию и закрепите на крышу своего дома ту «мордашку», которая вам понравилась. (Ребята выполняют задание).
Обобщение.
- Ребята, ответьте, пожалуйста, чего бы вы ни хотели видеть в своём доме? Ответы детей: ЗЛО, БОЛЕЗНИ, ССОРЫ, ОДИНОЧЕСТВО, ЖАДНОСТЬ, ДРАКИ.
Выставка детских работ.
- Какие чудесные дома у вас всех получились. Пусть эти дома станут уголками любви, пусть в них всегда царит тепло, добро, уют, взаимопонимание и любовь. А если вам когда-нибудь станет грустно и плохо или, наоборот, захочется поделиться радостью, приходите в наш дом – ДОМ, который построили мы.
Итоги.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- С каким материалом работали?
- Достигли ли мы цели?
- Как вы оцениваете свою работу?
ДЕТИ отвечают хором:
Наш дом готов, тебе и мне,
И всем на свете детям,
Прекрасный дом, уютный дом.
Я сам охотно жил бы в нём!

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!