Текст к презентации Изучаем звуки К, Кь


Звуки К и КЬ. Конспект для старшей группы
Тема: «Звуки К и КЬ»
Цель: познакомить детей со звуком КЬ, учить давать полную характеристику звука (согласный, глухой, мягкий), учить дифференцировать звуки К и КЬ, упражнять в согласовании числительных с существительными, учить различать значения предлогов на, над, под, закреплять знание названий геометрических фигур, а также основных  и оттеночных цветов, расширять словарь по темам цветы, деревья, птицы, игрушки, развивать фонематический слух, мелкую моторику, воображение.
 1.Оргмомент
Слайд 2
- Посмотрите на картинки. Отгадайте, какой первый звук спрятался в словах на картинках (кот, кит). К, Кь.
Слайд 3
-Как стучит сильный дождь? (К-к-к.)
Слайд 4
А как стучит мелкий дождик? (Кь-кь-кь.)
-Этот звук гласный или согласный? Голосок спит или звенит? Значит он звонкий или глухой?
-К-к-к.
-Звук твердый или мягкий?
-Кь-кь-кь?
-Звук твердый или мягкий?
Слайд 5
-К нам на занятие пришли девочка и мальчик. Сначала угадаем имя девочки. Я произнесу несколько имен, а вы определите, в каком из них есть звук КЬ.
-Ира, Кира, Лена.
-Теперь так же нужно угадать имя мальчика, в его имени нужно услышать звук К. Саша, Женя, Павлик.
 

2.Развитие фонематического слуха на материале слогов
-Кира и Павлик каждый день гуляют в парке. По дороге в парк они слушают, как стучат по дорожке их каблучки.
Слышишь, как стучат каблучки?
- Ке-ке-ки.
Запомни и повтори:
- Ке-ке-ки.
Мы в парк почти пришли:
-Кя-кя-ки.
Дети за логопедом повторяют слоги: ок-ак-ок, кя-кё-ки, ка-кы-ка, ке-ке-ки…
Слайд 6
- Я вам буду говорить первый слог, а вы будете добавлять остальные слоги так, чтобы получилось слово.
- КО…(кони)
- КИ…(кино)
- КА…(каша)
- АК…(акварель)
- ИК…(икра)
- ОК…(окно)
Слайд 7
- Посмотрите на слова с пропусками, вставьте букву К так, чтобы получились правильные слова (окна, норка, крот)
Слайд 8
-Посмотрите на картинки, назовите их, определите позицию звука К в словах (начало, середина или конец слова)
Слайд 9
- А сейчас мы с вами побудем фокусниками. Посмотрите на картинки и подумайте, какой звук в середине слова меняется и на какой, чтобы смысл слова кардинально изменился.
Слайд 10
3.Развитие фонематического слуха на материале слов
-Я вам расскажу, что есть в парке, а вы будете поднимать синюю фигуру, если услышите звук К, зеленую, если услышите звук КЬ.
Логопед перечисляет и одновременно показывает предметы на картинке презентации.
-В парке есть большая клумба. На ней растут фиалки, гвоздики, ромашки. Слева от клумбы растет клен, под ним скамейка, а справа – каштан. Над клумбой кружат разноцветные бабочки. Еще в парке много птиц, туда всегда прилетают ласточки и кукушка. Дети берут с собой в парк игрушки: мячик, шарик и скакалку.
-Предлагаю посчитать. Сколько и каких цветов на клумбе?
-Теперь ваша задача закончить начатое мной предложение:
Слева от клумбы растет… (клен).
Под кленом стоит … (скамейка).
Справа от клумбы растет… (каштан).
Под каштаном … (лежит скакалка).
На клумбе много … (цветов).
Над клумбой много … (бабочек).
На каштане … (сидит кукушка).
Над каштаном …( летят ласточки).
Над скамейкой … (висит шарик).
На скамейке … (лежит мяч).
 
4.Физкультминутка
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Мягка посадка – раз, два, три.
6.Д.и. «Звук, слог или слово?»
-Когда Кира и Павлик устают, они садятся на лавочку и играют в игру: «Звук, слог или слово?»
-Павлик говорит: «У, укроп или ук».
-А Кира определяет, что это звук, слово или слог.
7.Итог
-Какой звук в имени Кира, К или КЬ? Звук в начале или в конце слова? В имени Павлик? Звук в начале или в конце слова?