Роль уроков СБО в реализации задач освоения детьми с ОВР новых социальных ролей как условие успешности социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни

Специальная (коррекционная) школа должна готовить учеников к самостоятельной жизни и труду и давать им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Иными словами, школа должна подготовить детей к выполнению новых социальных ролей в самостоятельной жизни: роли жены или мужа, домашнего экономиста, хозяина, выпускник должен быть готов к выполнению роли отца, матери, иметь навыки самообслуживания и ухода за младшими членами семьи и тд. Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации выпускников коррекционных школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями в развитии, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) школ становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы. Это тенденция к частой смене места работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально домашнее вести хозяйство.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости, задержки психического развития и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Важным для успешности в реализации задач социализации является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Нравственной оценкой качества педагога на сегодняшний день являются его умения так организовать учебно - воспитательный процесс, чтобы каждый урок или мероприятие было для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировки, развития психомоторики и сенсорных процессов, коррекционным занятиям, логопедии и ритмике лечебно-физической культура. На этих занятиях прежде всего происходит развитие и коррекция психических процессов и функций. К психическим процессам относятся память, внимание, мышление, а мы должны особое внимание уделять развитию психических функций, т.е учить детей видеть, слышать, мыслить, анализировать, осознавать, выражать грамотно свои мысли, ведь именно развитие и коррекция психических функций является одной из составляющих не только успешности восприятия учебного материала, но и социализации учащихся.
Так как я веду уроки СБО (социально бытовая ориентировка) я подробнее остановлюсь именно на этом предмете.
Специальные коррекционные занятия (уроки) по социально-бытовой ориентировке (СБО) дают большие возможности для формирования и развития жизненной компетенции обучающихся, этот предмет более других нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.
Что же должен знать и уметь выпускник школы – интерната, вступая в самостоятельную жизнь?
Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает владение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за одеждой, обувью, жилищем. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих, и их помощи в повседневной жизни. К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи, поэтому дети должны знать медицинские учреждения и уметь оказывать оказать некоторую первую медицинскую помощь. Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни учащиеся должны ориентироваться и в экономико – бытовых вопросах: иметь представления о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его.
Одно из важнейших условий, способствующих социализации учащихся - это формирование у них умений общения: связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи, благодарить за услугу, пользоваться формулами речевого этикета, соблюдать очередность в разговоре.
Формирование того или иного блока социально – бытовых знаний и умений представляет собой целенаправленную систему, поэтому объяснение новой темы, начинаю с выявления имеющихся у детей представлений, знаний по данной теме, опираясь на их жизненный опыт.
Например: тема «Личная гигиена», многие дети знают, что надо умываться или чистить зубы, но как это правильно делать это не знают, так же обстоит дело и по другим темам «Питание» «Стирка белья» (знают, что надо мыть, стирать, а как это правильно делать и какие средства при этом применяются не знают)
Тема: «Семейный бюджет» знают, что существуют коммунальные услуги, но заполнять квитанции не умеют. Очень нравиться детям уроки приготовления пищи, тут сразу можно увидеть, принимает ли ребенок участие в приготовлении блюд дома, не умеют чистить картошку, отварить макароны или поджарить яичницу. При подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной должна прослеживаться взаимосвязь учителя, воспитателя и родителей. Родители неразумно опекают своего ребенка, оберегают его от труда, воспитывают в нем чувства иждивенчества – этого не должно происходить. Конечно мы учителя, даем необходимые знания не только на уроках СБО, но и на уроках Общества и права, Родиноведения, Русского языка и стараемся их закрепить на практических занятиях, по мере возможности и оснащенности кабинета. Вырабатывать практические навыки стараются и воспитатели, которые во время режимных моментов закрепляют с детьми, умения умываться и складывать вещи, заправлять кровать и делать уборку в комнате, постирать, зашить и поутюжить свои вещи, соблюдать культуру внешнего вида. Если бы еще все родители относились добросовестно к своим обязанностям и вели эту работу дома, то уровень подготовленности учащихся к самостоятельной жизни был бы намного выше. Поэтому необходимым условием успешной работы по подготовке детей к самостоятельной жизни является информированность родителей по вопросам поддержки усилий школы в этой работе.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдать определенные правила и нормы поведения: правила поведения в транспорте и в кинотеатре, при устройстве на работу и во время еды, купить одежду и продукты в магазине или на рынке, добраться до нужного населенного пункта, ориентироваться в структуре государства и местных органах власти. Важную роль в обучении навыкам вхождения в трудовой коллектив в будущем играет включение детей в полено – общественную деятельность внутри коллектива., пока еще детского. Психологи и социологи выделяют несколько ступений сформированности умений детей взаимодействовать в коллективе, но для того, чтобы научить ребенка выполнять определенную роль в малом социуме. Нужно знать эти ступени:
низкая – группа формирования, дети этой группы должны научиться выполнять разовые поручения, он не умеют планировать дело нуждаются в консультации со стороны кл.руководителя и воспитателя, таких детей, к сожалению в коррекционных школах большинство, с ними трудно, но обучать приемам включения в общественную жизнь класса необходимо.
Дети этой группы научены выполнять поручения, могут на определенное время объединить вокруг себя одноклассников, но нуждаются в управлении педагогом деятельностью группы
Дети этой группы обучены руководить мобильными группами (это помощники педагога), дети, которым будут легче войти в жизнь в новом коллективе – в колледже, а в дальнейшем и в бригаде или трудовом объединении
самая высокая ступень, это лидеры, в них доминируют качества организаторов. Таких детей достаточно, задача педагога – научить принципам организации дела, адекватной самооценке, умениям общаться с позиции заинтересованности в результатах общего дела.
Эта работа сложная, она требует больших нравственных затрат, но она позволяет ребенку уже сегодня занять свою, посильную нишу, перейти из групп отвергнутых и непринятых, в группу принятых, предпочитаемых либо лидеров. Нужно понимать, что никакие участия ребенка в общественно полезной практике не могут решить вопросы адаптации ребенка в коллективе, если он останется за границей принятых детей. Здесь следует начинать с работы над устранением причин, приведших воспитанника в такую социальную нишу, только тогда возможно приступить к работе над изменением социального статуса воспитанника. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, приносит положительные результаты, направленные на успешную адаптацию в современном социуме. Но нерешенных вопросов достаточно, на что хотелось бы обратить внимание? Необходимость закрепления знаний и умений, полученных на уроках коррекционной направленности, через организацию практических занятий во второй половине дня, проведение экскурсий на объекты торговли и почту, телеграф и т.д. Проведение ролевых игр «Я – покупатель, Я пришел в поликлинику, Телефонный разговор и т.д», на необходимость совместного труда учителя, психолога, организатора досуга, школьного инспектора, воспитателя. Только такой подход – залог успеха.










15