Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л.Андреев.


Урок литературы в 7 В,Г классе
Тема: Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л.Андреев.
Аналитическая карта героев произведения.
Методы:
частично- поисковые, устного рисования, методы погружения в текст
Оборудование: Экран, презентация, раздаточный материал со схемой или «двойной дневник”
Цели урока:
образованияПознакомить учащихся с рассказом Л.Андреева.
Повторить ключевые литературоведческие термины.
Продолжить формировать навык анализа текста.
развитияРазвивать умение заносить данные в таблицу.
воспитанияВоспитывать любовь к литературе.
Воспитывать чувство толерантности, сочувствия к другому человеку.
Структурные элементы (этапы) урока Содержание взаимодействия с учащимися
Организационный момент (1 мин) Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.
- Ребята, сегодня мы продолжим обучаться анализу текста.
Мотивация (1 мин) Анализировать и делать выводы - очень важное умение, которое пригодится в жизни.
Повторение пройденного 5 мин.) Диктант по литературоведческим терминам:
последовательное изложение событий без авторской оценки (фабула);
изложение событий с авторской оценкой (сюжет);
самый напряженный момент в произведении (кульминация);
главные персонажи в произведении (герои);
изображение чего-либо в смешном виде, добродушное отношение к чему-либо (юмор);
основная мысль текста (идея).
Листы с ответами отдаются 2 экспертам из числа учащихся.
Усвоение изучаемого материала (10 мин) Учитель читает текст рассказа «Баргамот и Гараська», по ходу чтения акцентируя моменты, на которые нужно обратить внимание. Затем он интересуется впечатлениями о рассказе и ставит проблемный вопрос: какую идею хочет донести до нас автор. Учащиеся выдвигают гипотезы об идее произведения. Затем учитель обобщает ответы и проговаривает идею: добрый поступок может пробудить в человеке хорошее. Ученики должны доказать эту идею или опровергнуть. Учитель предлагает обратиться к анализу произведения, чтобы ответить на этот вопрос.
306324071323200019659607680960Гараська00Гараська47091607589520003063240777240000Обеспечение осознанности усвоения материала
(7 мин)
Сначала обратимся к названию. О чём оно говорит? (Произведение расскажет нам о двух героях.)
Попробуйте по прозвищам героев составить устный рисунок внешности.
Давайте обратимся к характеристикам героев.
2 группами учащихся заранее подготовлены презентации по характеристикам героев
По результатам презентаций ученики составляют таблицу, выписывая цитаты
3977640000 Баргамот Гараськавнешностьхарактерпрофессияобраз жизни,
семьяотношение
к нему автора
- На каком приёме построена характеристика героев? (На контрасте)
Найдите в тексте кульминацию. (Гараська в руках у Баргамота) Составьте денотатный граф кульминационного эпизода
БаргамотЧто меняется в героях после того, как Баргамот зовёт Гараську домой? Составьте схему (раздаточный материал на партах)
- Итак, мы видим, что в героях произошли изменения. Что больше всего поразило Гараську? (Что его назвали по отчеству). Вернёмся к идее: добрый поступок может пробудить в человеке хорошее. Считаете ли вы, что в Гараське и в Баргамоте пробудилось хорошее? (Конечно, Баргамот пригласил пьянчужку, которого не уважал и не любил, к себе домой. Гараська в первый раз задумался о своей жизни, и ему стало стыдно.
Ребята, не боитесь совершать хорошие поступки и постарайтесь видеть во всех людях доброе и хорошее начало.
Домашнее задание
(2 мин.) Напишите эссе на одну из тем:
Что меня больше всего поразило в рассказе Л.Андреева.
Как сложится судьба героев в рассказе?
Юмор в рассказе Л.Андреева «Баргамот и Гараська»
БАРГАМОТ И ГАРАСЬКА(Пасхальный рассказ, 1902)Бергамот (Иван Акиндиныч Бергамотов) — в своей официальной части именовавшийся «городовой бляхой № 20», а в неофициальной попросту «Баргамот». Б. живет в Орле на Пушкарной улице, где жил и Л. Андреев. «По своей внешности «Баргамот», скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная стенами, не была погружена в богатырский сон».И вот этому герою, которого люди «с возвышенными требо-ваниями» назвали бы «куском мяса», «дубиной», предстояло пережить неожиданное перерождение, воскресение души, воз- ;можное, пожалуй, лишь в жанре избранного писателем пасхального рассказа. Виновником его был пьяница, «скандалист первый на всей окраине», Гараська, известный к тому же непристойной руганью и «злоязычием», за что не раз был бит приказчиками. Вот и сейчас у Б. при виде набравшегося с утра светлого Христова Воскресения Гараськи «чесались руки, но сознание того, что в такой великий день как будто неудобно пускать их в ход, сдерживало его». В Гараське совмещались «удивительным образом самоуверенность и даже дерзость с кротостью». Он задает городовому наивный вопрос: «Христос, значит, воскрес?» Б., держащий Гараську за «засаленный ворот» и «заинтригованный , странными вопросами», отпускает руку, и Гараська падает, «не успев показать Баргамоту предмета, только что вынутого им из кармана», падает «лицом на землю» и воет «как бабы воют по покойнике». Растерянный городовой понимает, что упавший человек хотел вытащить из кармана пасхальное яйцо и похристосоваться с ним. И происходит чудо: Б., хотевший отвести Гараську в участок, зовет его к себе домой разговляться. Жена городничего, Марья, обращается, как выясняется впоследствии, впервые в его жизни, к Гараське по имени и отчеству — Герасим Андреич: «Из груди его вырывается снова тот самый жалобный и грубый вой...» Так коротко показано воскресение еще одной вечной человеческой души — Гараськи.