Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание -ться и -тся в глаголах»


« Калиновская СШ», филиал МКОУ « Мачешанская СШ»
План – конспект
урока русского языка в 4 классе по теме:
«Правописание -ться и -тся в глаголах»
(Программа « Начальная школа XXI века»)
Учитель: Антонова Тамара Александровна
Цель:
Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.
Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
Оборудование: Интерактивная доска ( с использованием презентации), карточки для оценивания, карточки для групповой работы, карточки с индивидуальными заданиями, учебник, тетради учащихся, словари.
Ход урока
Этапы урока Универсальные учебные действия 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. Оргмомент ( СЛАЙД 1,2)
Учитель Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Он пойдет вам, дети, впрок!
Дети Постараемся понять
Будем грамотно писать!
Учитель Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои
улыбки. А теперь посмотрите на своего соседа и улыбнитесь
друг другу. Я рада, что вы пришли на урок с хорошим
настроением. У вас на столах лежат карточки для оценивания.
На протяжении всего урока вы сами будете себя оценивать в
каждой графе и в конце урока выставите себе общую оценку.
- Ребята, прочитайте пословицу « Грамоте учиться – всегда
пригодиться»(СЛАЙД3)
Ка вы понимаете смысл этой пословицы? Для чего вам нужны
знания?(ответы детей)
- Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области русского языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
А девиз нашего урока: С хорошим настроением принимайся за работу! (СЛАЙД4)
Запишите число, классная работа.
- Ребята, какую тему мы сейчас изучаем? (глагол)
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (Р);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Постановка учебной задачи А) Актуализация знаний:
Учитель: Что мы уже знаем о глаголе? (СЛАЙД5)
Ответы учащихся по логической цепочке: Глагол – это самостоятельная часть речи, /которая обозначает действие или состояние предмета и /отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? /Начальная форма глагола называется неопределенной формой глагола./ Эти глаголы имеют окончания –ть,-ти, и нулевое окончание в глаголах на – чь. /Примеры: читать, играть, думать, любить, смеяться
Ребята, что мы с вами повторили на этом этапе урока? (все, что знаем о глаголе)
Оцените себя
- Вы готовы к изучению следующей темы?
-Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.
2.1.Словарная работа
Знакомство с новыми словарными словами – тренер, но тренироваться
Ребята, кто такой тренер, как вы понимаете?
А сейчас нам Аня зачитает в толковом словаре
Ребята, посмотрите, есть ли среди наших гостей тот, кого вы можете назвать тренером?
А для чего нужно заниматься спортом?
Ребята, вы должны запомнить правописание этих слов
Что вы изучили на этом этапе урока? (познакомились с новыми словарными словами)
Оцените себя
2.2. Работа по теме урока
Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
А чем же мы будем сегодня заниматься?
Ребята, прочитайте слова на доске
Послушайте, пожалуйста, диалог учащихся
Как вы считаете, кто же из детей прав?
- Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах).(СЛАЙД)
Для того, чтобы разрешить спор девочек, вы должны выполнить самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки, вставьте пропущенные буквы
- Стихотворения М.Бородицкой, (рубрика «Давай подумаем»):
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется-
Славно сегодня звенится-поется.
Ребята, какие правила вы вспомнили, вставляя пропущенные буквы? (непроизносимая согласная, безударная гласная в корне слова). А какие слова вызвали у вас затруднение?(слова, которые оканчиваются на звук ца).Ребята, вот сегодня мы с вами поработаем над правописанием таких слов.
а чтобы узнать над какой проблемой нам предстоит сегодня работать, давайте посмотрим на выделенные слова?
-Прочитайте еще раз выделенные слова. Разделите их на группы (глаголы, имена существительные)
- Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных- курица, птица и т.д.).
-А теперь сделайте вывод «На конце имен существительных слышится [ца] и пишется ца.
- Как вы думаете, это правило подходит к глаголам?
- Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем? (проблемная ситуация)
- Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
Ребята, попробуйте сами сформулировать правило правописания тся, ться в глаголах.
- А теперь прочитайте правило в учебнике на стр.106 (один учащийся зачитывает) - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
-определение основной и второстепенной информации (П);
-постановка и формулирование проблемы (П);
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-планирование, прогнозирование
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);
- учёт разных мнений (К)
4 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
5Включение в систему знаний Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?
- Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.
- Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Алгоритм правописания –тся и –ться.(СЛАЙД)
Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа
(что делать?) (что делает?)
Учиться Учится
Трудиться Трудится
Открытие нового знания.
Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?
Правильно, дети. (Дети формулируют правило).
Письмо по памяти
Ребята, что мы запомнили на этом этапе урока?
( правописание ться, тся)
А сейчас игра « Собери предложение»
Что мы повторили на этом этапе урока? ( правописание тся, ться)
ФИЗМИНУТКА
Парная работа
Работа в парах
Дифференцированная работа по карточкам
( некоторые учащиеся работают по карточке)
Карточка №1 Ф.И.______________
_Задание: вставить пропущенные тся,ться
любит учит… ребёнок играе…
нужно торопи… сон сни…
мама удивляе… дети радую…
папа улыбае… ветка качае…
девочка смеё… буду умыва…
начинает готови… малыш резви…
Ребята, что мы с вами повторили на этом этапе урока? (все, что знаем о глаголе)
Комментированное письмо
Ребята, что мы с вами повторили на этом этапе урока? (все, что знаем о глаголе)
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- выполнение действий по алгоритму(П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
-контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р);
-самоопределение (Л)
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- понимание задания, извлечение необходимой информации(П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Шкала успеха
«5»
«4»
«3»
«2» - Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
- Оцените свою собственную работу
- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
Оценки за урок
Рефлексия
На уроке я понял, научился, усвоил
Домашнее задание.
стр.107 упр.634 (спиши, перед глаголами записывай вопросы)- обязательная часть
Составить и записать текст на тему « Пришла весна», используя глаголы на ться, тся (дополнительное задание по желанию)
Всем спасибо - рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л);
-смыслообразование (Л).