Обобщение опыта по теме Работа с текстом на уроках русского языка


областное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Кафедра филологического образования
Выпускная работа
по теме Работа с текстом на уроках русского языка как один из способов формирования универсальных учебных действий.

Работу выполнила:
Насонова Любовь Геннадьевна,
слушатель курсов группы Фил-11,
учитель русского языка и литературы
МОУ Красногуляевской СОШ
МО «Сенгилеевский район»
Ульяновской области
Научный руководитель:
Артамонов Владимир Николаевич,
доктор филологических наук, профессор
Ульяновск
2014
Содержание

п/п Название Страница
Введение…………………………………………………
3
1. Глава 1. Организация работы с текстом……………………….
1.1.Теоретическая основа обучения работе с текстом…………
1.2.Комплексная проверочная работа…………………………..
1.3. Формы и методы работы с текстом………………………...
1.4. Дидактические игры………………………………………...
1.5. Нестандартные формы уроков……………………………... 7
7
8
12
13
13
2. Глава 2. Приёмы работы с текстом…………………………….
2.1.Виды познавательной деятельности при работе с текстом..
2.2.Комплексный анализ текста…………………………………
2.3. Приёмы работы с текстом при изучении нового материала………………………………………………………….
2.4.Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала………………………………………………………….
2.5. Приём РКМ «Попс – формула»……………………………..
2.6. Результативность работы…………………………………… 16
16
17
19
22
23
24
Заключение……………………………………………………….. 25
Библиографический список……………………………………… 27
Приложение 1…………………………………………………… 28
Приложение 2……………………………………………………. 29
Приложение 3……………………………………………………. 33

Введение.
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Актуальность выбора методической темы обусловлена тем, что анализ результатов участия учащихся начальных классов нашей школы в эрудит – марафоне на протяжении последних трёх лет показывает, что именно работа с текстом является западающим звеном для выпускников начальной школы. Они не могут найти правильную информацию, особенно если тексты разного формата; выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. (См. Приложение № 1). И эти проблемы необходимо решить учителям русского языка, работающим в основной школе.
Теоретическое обоснование опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
Л.П.Федоренко принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды /9, 85/. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной /3, 105/ и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ) /6,31/
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. /2, 77/
Научная новизна работы с текстом в том, что программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, являющихся неотъемлемой частью ООП ООО, включает описание содержания и организацию работы по формированию основ смыслового чтения. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. Один из предполагаемых личностных результатов в курсе русского языка, направленного на реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку, является формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, то есть новизна опыта состоит в совершенствовании форм обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики.
Гипотеза: в результате применения отобранных форм, методов, методических приемов достигнуты следующие результаты:
• повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции, интереса к русскому языку и литературе;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Цель моей работы - создание банка форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию универсальных учебных действий. В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
1) проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
2) апробировать на уроках русского языка формы, методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие развитию речи учащихся;
3)собрать тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечь во внеклассную работу, в работу кружка «Юный журналист», который я веду уже на протяжении трёх лет, большее количество учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
Краткая характеристика структуры работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении поставлены цели, задачи, выдвинута гипотеза, подчёркнута новизна опыта. В 1 главе обращается внимание на формы и методы, которые помогут учителю учить современных школьников вдумчиво читать, выполняя требования ФГОС. 2 глава - о методических приёмах, позволяющих активизировать работу учащихся. В заключении отмечено, какие же универсальные учебные действия будут сформированы у учащихся в результате применения описанных форм, методов и приёмов. Представлен библиографический список.
Апробация опыта работы.
Данная методическая разработка (или ее компоненты) были представлены на разных уровнях:
- опыт обсуждался на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы (протокол № 3 от 2.02.2014 г.)
- система работы по формированию универсальных учебных действий учащихся была представлена на районном МО учителей русского языка и литературы. Тема выступления «Система работы учителя по формированию универсальных учебных действий».
- на семинаре директоров школ Сенгилеевского района, проходившем на базе нашей школы, давала мастер – класс «Методические подходы к составлению практических заданий по выявлению сформированности УУД»;
- на семинаре директоров школ Сенгилеевского района, проходившем на базе школы №1 г. Сенгилей в феврале 2013 года, выступала с темой: «Система работы педагога по формированию и развитию УУД и способов деятельности».
- публикации:
-статья «Формирование универсальных учебных действий в процессе преподавания русского языка» в сборнике «Современная филология: проблемы изучения и преподавания языков (русского, родного, иностранного и русского как иностранного) и литературы в школе и в вузе /Текст/: материалы 7 Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. Часть2/ под ред. Д.В.Макарова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2014. – 92 с.»
- статья «Выполнение требований ФГОС ООО на уроках русского языка» на сайте интернет – проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» и участие с этой же темой в дистанционной педагогической конференции, проходившей на сайте pedakademy.ru
- статья «Определение уровня сформированности УУД у обучающихся пятого класса» на сайте интернет – проекта «Копилка уроков- сайт для учителей»
В рамках методики работы с текстом разработана и апробирована программа факультативного курса «К пятёрке шаг за шагом» для учащихся 8 класса.
Глава 1. Организация работы с текстом
«Труд читателя,  по мнению В.Г. Маранцмана,  измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться» /5, 13/. Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Но, как подчёркивает О.Н.Лёвушкина, «решение новых, актуальных задач, стоящих перед современным учителем русского языка, требует новых форм работы с текстом».(4, 7)
Теоретическая основа обучения работе с текстом.
Теоретическую основу обучения работе с текстом составляют три группы понятий:
Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.).
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная /7, 11/
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Учащихся необходимо учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию /8, 9/. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет русский язык. В то же время надо учесть, что разные виды работы с текстом стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают творческую активность.
1.2. Комплексная проверочная работа
Получая учащихся в 5 классе, провожу комплексную проверочную работу с целью выявления уровня сформированности у учащихся умений работать с текстом с помощью следующих заданий. Учащемуся предлагаются разные форматы текста и к ним задания.
Например.
Олимпиады.(2014 год – олимпиада в Сочи, поэтому были составлены тексты именно на эту тему, чтобы вызвать у учащихся интерес к выполнению заданий)
Текст 1.
Олимпийские игры - древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время О. и. объявлялся обязательный для всех греков «священный мир», в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили О. и. в течение 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные — спортивным состязаниям мужчин и мальчиков (до 472 до н. э. состязания проходили один день).
Текст 2.
Программа Участники Награждение
Состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств Полноправные граждане греческих полисов, позднее — также и римляне. Женщины не допускались к месту О. и Победители награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почётом и уважением, иногда даже обожествлялись. В своих городах они обычно получали важные экономические и политические привилегии
Первое задание - на проверку сформированности умения получения, поиска и фиксации информации.
(Из стандарта)
Планируемый результат:
Выпускник научится:
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);
Для чего устраивались первые олимпийские игры? Ответ подчеркни.
А) Ради удовольствия Б) В честь бога Зевса В) Чтобы выбрать сильного
Г) От нечего делать
2. Второе задание - на проверку сформированности умения понимания и преобразования информации.
Планируемый результат:
Выпускник научится:
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
• для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как иллюстрации;
2.Перед тобой эмблемы олимпиад разных годов.

1. 2. 3. 4.
Заполни вторую строку таблицы. Впиши номера эмблем под соответствующими буквами в соответствии с заданием.
А) Б) В) Г)
А) Зажжение Олимпийского огня. 1964.
Б) Олимпийская медаль. 1896. Афины.
В) Эмблема Олимпийских игр. 1968
Г) Эмблема Олимпийских игр. 1964
Третье задание - на проверку сформированности умения применения и представления информации.
Планируемый результат:
Выпускник научится:
по результатам наблюдений находить и формулировать вывод
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе прочитанного принимать несложные практические решения;
3.Первый и пятый дни олимпийских игр были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям. Чем занимались на второй, третий и четвёртый день?
Четвертое задание - на проверку сформированности умения оценки достоверности получаемой информации
Планируемый результат:
Выпускник научится:
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации;
Выпускник получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации;
4. Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.
«ДА» «НЕТ»
1.Могли женщины участвовать в олимпийских играх? 2. Всегда ли олимпийские игры проходили пять дней? 3. Спортивные состязания занимали главное место в олимпийских играх? Предполагаемые ответы:
Б) В честь бога Зевса
А) Б) В) Г)
3 2 1 4
Проходили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств
«ДА» «НЕТ»
1.Могли женщины участвовать в олимпийских играх? Х
2. Всегда ли олимпийские игры проходили пять дней? Х
3. Спортивные состязания занимали главное место в олимпийских играх? Х В соответствии с полученными результатами строю свою работу.
Начинать работу с текстом необходимо с таких произведений, которые потребуют усиления внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.
1.3. Формы и методы работы с текстом.
В ходе педагогической практики пришла к выводу, что наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• лингвостилистический анализ текста;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• «самодиктанты»; различные виды диктантов;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.
На основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты.Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Это поможет учащимся справиться с выпускным итоговым сочинением, введённым в итоговую аттестацию в 2014 году. В этом плане очень уместно устраивать конкурсы на лучший рассказ о чём – то или о ком – то с записью получившегося текста.
1.4. Дидактические игры.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Из разных источников я отобрала следующие:
Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2.«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3.«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4.«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
1.5. Нестандартные формы уроков.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные формы уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.
В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; • планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач); • дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
В 7 классе перед знакомством с параграфом «Лексикография» предлагаю ребятам оценить следующие утверждения, обозначив в колонке «До чтения текста» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное. Затем проделываем аналогичную работу после чтения параграфа, а, когда начинаем обсуждать результаты, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.

п/п утверждение до
чтения
текста после чтения текста
1.
2.
3.
4.
5.
6. Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные.
В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д.
Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам.
Первый толковый словарь вышел в XVI веке.
Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова.
Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д. Глава 2. Приемы работы с текстом на уроках русского языка.
 Для того чтобы на основе текста формировать коммуникативные умения учащихся, недостаточно текст использовать в качестве дидактического материала. Необходимы определённые приёмы работы с текстом для их формирования. Методисты подчёркивают необходимость формирования и развития навыков речевого общения на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст, владеть видами чтения) и на продуктивном (создавать тексты различных жанров самим)
Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». /1, 93/ Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Поэтому в методике преподавания русского языка активно внедряется в школьную практику текстоориентированный подход, то есть «текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля» (4, 15).
2.1. Виды деятельности при работе с текстом.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ  предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Предлагаю некоторые приемы работы с текстом.
2.2. Комплексный анализ текста. (Примеры таких уроков мы можем найти в работе О.Н.Лёвушкиной (7,23)
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:
8 класс. Тема: «Односоставные предложения. Повторение. Используется миниатюра из книги В.П.Астафьева «Затеси» «Долбят гору».
Фрагмент 1.
Долбят гору.
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
Задания:
Спишите заголовок и фрагмент текста.
Подчеркните основы предложений, определите виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.
Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста.
Фрагмент 2.
В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.
Задания:
1) Запишите под диктовку следующий фрагмент текста.
Подчеркните основы предложений, определите виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.
Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).
Фрагмент 3.
Целые районы с готовой землёй заброшены, порастают дурьём.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесём.
Задания:
1) Спишите с доски последний фрагмент текста.
2) Определите виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.
3) Какова роль двух последних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором (риторические вопросы)?
Далее задание
1) Прочитайте весь текст целиком.
2) Определите тему всего текста.
3) Определите микротемы каждой из частей (Фрагменты 1, 2, 3). Запишите основные мысли в черновик.
4) Сопоставьте фрагмент биографии В.П.Астафьева с содержанием второй части миниатюры.
Выполнение заданий данной части являются примером того, что работа с художественным текстом при обучении русскому языку даёт возможность формировать филологическую компетенцию учащихся, позволяет им постигать культурные смыслы, заключённые в тексте, формирует систему ценностей.
Ещё один пример см. в Приложении № 2
2.3.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала.
1. «Письмо с дырками».
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.
а)  при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в котором  некоторая информация  оказалась утраченной.
Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
1. Единство … текста.
2. Наличие … мысли текста.
3. Относительная … текста.
4. Определённый … предложений.
5. … связь предложений в тексте.
На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.
б) знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.  Составление рассказа о существительном по опорным словам.
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2)  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , …
Имя существительное не является членом предложения, если… .
2. Инсерт.
Создание инсерта, синквейнов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний.  В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».  
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«- » - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов.
3.Синквейн. Программой русского языка, особенно в старших классах, предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:
Виктор Владимирович Виноградов
Эрудированный, осведомлённый
Исследовал, создавал, редактировал
Знаток и любитель русской словесности
Учёный
Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее: Паронимы
Разные, но близкие
Обогащают, используются, запутывают
Иногда неправильно употребляются в речи
Коварные слова
2.4. Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала.
1. «Ромашка Блума»
Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах).
2. «Логические цепочки».
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.
3. Приём «круги по воде».
Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.
сущ. в им.п. сущ. в им.п.
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор.
Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает пересечь уроки русского языка и литературы с целью не мимолётного чтения произведения, а его исследования.
2.5. Приём РКМ «ПОПС-формула»
В подготовке обучающихся к выполнению части С ЕГЭ использую приём РКМ «ПОПС-формула»:
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
В связи с этим актуальным становится вопрос о приёмах включения текста в учебный дискус. Примеры мы можем также найти у О.Н.Лёвушкиной (4,195)
Результативность работы.
Работать над темой «Работа с текстом на уроках русского языка как один из способов формирования универсальных учебных действий» я начала в 2011/2012 учебном году. В это время я работала в 5 классе. У ребят были недостаточно развиты коммуникативная и языковая компетенции, качество обученности оставляло желать лучшего. Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах, увеличилось количество членов кружка «Юный журналист», ребята стали печататься в районной газете «Волжские зори»;
• повысился уровень коммуникативной компетенции: четвертым уровнем овладели 2% учащихся (было 0%), третьим- 15% (раннее-8%), вторым-38%, снизилось количество учащихся с первым (низким) уровнем компетенции (45% вместо 56%). (см. Приложение № 3)
Результативность деятельности учащихся по русскому языку за последние 3 года
Год Качество СОУ
2011-2012 учебный год 50% 55%
2012-2013учебный год 52,2% 55%
2913-2014учебный год 54% 63%
Различные формы и методы работы с текстом применяю не только на уроках, но и на занятиях литературного кружка «Юный журналист» (например, взятие интервью, сбор материала, его обработка, создание собственных статей способствуют развитию творческих способностей учащихся). Уже есть первый опыт участия в творческих конкурсах. Некоторые ребята начали писать стихи на странице нашей газеты в рубрике «Проба пера». Участвовали в международном конкурсе «Купель» по произведениям писателя А. В. Костюнина. Член кружка «Юный журналист» Медведев Евгений стал призёром Всероссийского этапа конкурса «Ученик года – 2013», ученица 5 класса Зуева Владлена стала победителем районного и участницей областного конкурса «Живая классика»
Заключение.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.
Использование вышеперечисленных форм, методов и приёмов работы с тестом позволит учителю выполнить задачу, обозначенную в стандартах второго поколения. А именно:
Выпускник научится
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Посредством реализации системного подхода к работе с текстом мы формируем у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.
Вышеизложенный опыт по работе с текстом уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Библиографический список
1) Бархин, К.Б., Истрина, Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934. - 106 с.
2) Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.- с.117
3) Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
4)Лёвушкина,О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей/ О.Н.Лёвушкина. – М.: ГАОУВПО МИОО, 2012. – 240 с.
5) Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы. Учебник для пед вузов. В 2-х ч. – М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
6) Пахнова, Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ. 1993, №3. – С.31-38.
7) Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
8) Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
9)Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973. – 105 с.
Информационные сайты.
http://1september.ru/wwwHYPERLINK "http://www.5ballov.ru/".5HYPERLINK "http://www.5ballov.ru/"ballovHYPERLINK "http://www.5ballov.ru/".HYPERLINK "http://www.5ballov.ru/"ru.
httpsHYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra"://HYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra"sitesHYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra"/HYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra"googleHYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra".HYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra"comHYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra"/HYPERLINK "https://sites/google.com/klybnayra"klybnayra Приложение 1
Результаты ЭМУ учащихся начальных классов
2 А класс
Компетентность: Работа с текстом
# Аспект компетентности Верных ответов Процент
1 Рефлексия и оценка3 из 18 16%
2 Нахождение информации5 из 18 27%
3 Интерпретация текста3 из 18 16%
2Б класс
Компетентность: Работа с текстом
# Аспект компетентности Верных ответов Процент
1 Рефлексия и оценка11 из 42 26%
2 Нахождение информации11 из 42 26%
3 Интерпретация текста6 из 42 14%
3 класс
Компетентность: Работа с текстом
# Аспект компетентности Верных ответов Процент
1 Рефлексия и оценка9 из 48 18%
2 Нахождение информации3 из 48 6%
3 Интерпретация текста11 из 48 22%
4 класс
Компетентность: Работа с текстом
# Аспект компетентности Верных ответов Процент
1 Рефлексия и оценка10 из 36 27%
2 Нахождение информации9 из 36 25%
3 Интерпретация текста4 из 36 11%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Орёл и кошка»
(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.
(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
(Ю)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.
(К. Ушинский)
Задание № 1
Составьте простой план текста.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
Задание № 2
С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
1) чтобы показать силу кошки;
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;
3) чтобы показать силу материнской любви;
4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.
Задание № 3
Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4
Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 5
Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста).
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился
орёл. У хищника были
крылья,клюв,лапыс
когтями.
Задание № 6
Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 7
Почему кошка победила орла?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 8
Прочитайте фрагмент текста о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.
Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila. Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах крыльев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни.
Заселяет степи, лесостепи, полупустыни и (реже) пустыни Евразии на огромных пространствах от юго-восточной Европы до юго-восточного Забайкалья, на юг вплоть до южной Аравии и Индии, а также значительную часть Африканского материка. Не только в русском, но и практически во всех европейских языках эту птицу величают одинаково — «степной орёл». Также в переводе звучит и его бурятское название «талынбургэд». Латинское название — Aquilaгарах.
Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 9
Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?
1) Из другого рассказа К. Ушинского
2) Из статьи энциклопедии о птицах
3) Из сказок о животных
4) Из мифов о происхождении животных и птиц
Задание № 10
Почему в предложении 10 (см. текст задачи) перед сочинительными союзами но, однако стоят точки с запятыми, хотя в сложносочинённом предложении части должны разделяться запятой?

Приложение 3
Характеристика 4 уровней коммуникативной компетенции учащихся
Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую. 1 уровень ( низкий)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объемом 150-200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно.
Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки.
Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль.
Риторический аспект: учащиеся не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно-следственных связей и др., не отмечают нарушений речевой этики.
2 уровень (средний)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 2 речевых ошибок, бедный словарный запас, средства выразительности используются неуместно, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение двух минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся имеют представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо. Стилистический аспект: имеют представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения.
Риторический аспект: учащиеся имеют представление о композиции речи, но не всегда ее соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составления текста, могут удержать тему. Делают попытки сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако, могут быть нарушения логики, причинно-следственных связей и др., недочеты.

3 уровень (выше среднего)
Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 1 речевой ошибки. Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится в течение двух минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство, чувствует себя достаточно уверенно, адекватно использует невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи, фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают не более 4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость.
Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров. Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и соблюдают ее при построении текста, однако, наблюдаются незначительные недочеты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему, основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют.
4 уровень (высокий)
Речевой аспект: Работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки отсутствуют, четко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Выступление длится более двух минут. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения. Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость. Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров.
Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте.
Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработанные методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г. Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т.А. Долининой и др. В качестве дидактического материала ученые предлагают использовать тексты, тесты, аудио- и видеозаписи.
В качестве измерения коммуникативной компетентности учащихся я использовала те материалы, которые связаны с созданием и анализом текстов.