Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.


Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.
Аннотация: опыт работы по организации проектной деятельности позволил нам составить ряд памяток, рекомендаций. Представлены памятки по организации проектной деятельности младших школьников для учителя, который только начинает применять проектный метод в своей деятельности. Памятка для родителей представляет алгоритм совместной работы родителей и детей над проектом, предупреждает ошибки работы. Каждый проект должен быть представлен, поэтому необходимо знать правила презентации и ученику и его помощнику – учителю.
Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые мы сформулировали в памятке для учителя.
Памятка для учителя № 1
Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Памятка № 2
Успешность осуществления проектной деятельности зависит от профессиональной и мотивационной готовности учителя.
Большое количество проектов, единовременно организуемых учителем, значительно снижает их качество.
Учитель должен четко объяснить ребенку суть предстоящей работы, заключающейся в самостоятельном решении лично значимой проблемы.
Родитель, который поможет ребенку в работе над проектом, тоже должен быть ознакомлен с сутью проектного метода.
Объем теоретического материала должен быть ограничен. Упор сделан должен быть на практическую деятельность, которая дает полезные новообразования.
Презентация должна быть ограничена по времени, оригинальна. В начальной школе целесообразно привлекать родителей к работе над проектом. Однако при этом необходимо соблюдать ряд советов.
Памятка для родителей
Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.


Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
Меньше наставлений, прямых инструкций.
Не сдерживайте инициативу.
Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
8. Не раздражайтесь.
9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
10. Учите доводить дело до конца.

Памятка для учителей и родителей
Ставьте перед учеником ясную цель его работы.
Работа должна быть интересна не родителям, учителю, а ученику. Лучше выбирать тему из содержания учебных предметов
Давайте ученику интересное дело, результаты которого он может предвидеть.
Стремитесь сами подходить ко всему творчески и учить этому ребенка.
Открывать в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
Учите добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
Не торопитесь сами с вынесением оценочных суждений и учите этому детей.
Учите детей действовать независимо.
Научите детей чувствовать недостаток информации и не бояться об этом заявить.
Учите прогнозировать.
Создавайте ситуации, где ребенок сможет применить полученные навыки в решении познавательных задач.
Нужно помнить: познавательная активность – это успешная учебная мотивация.

Правила презентации для ученика
Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
Найди удобное положение тела и место для рук.
Спокойно посмотри на слушателей.
Назови тему.
Заинтересуй слушателей выступлением.
Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации
Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
Почему начали работу над проектом?
Решили ли вы проблему?
Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
Что не доделано, а может быть можно изменить.
Помогите оценить процесс проектирования.
Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.




























































































































·














































































































































































































13PAGE 15


13PAGE 14915
Третьякова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Орска»





Памятка для учителя № 1

Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.


Памятка для учителя по подготовке к презентации

Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
Почему начали работу над проектом?
Решили ли вы проблему?
Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
Что не доделано, а может быть можно изменить.
Помогите оценить процесс проектирования.
Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
4. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
5. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
6. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.



Правила презентации для ученика

Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
Найди удобное положение тела и место для рук.
Спокойно посмотри на слушателей.
Назови тему.
Заинтересуй слушателей выступлением.
Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
Логично закончи свое выступление.



Памятка для учителей и родителей

Ставьте перед учеником ясную цель его работы.
Работа должна быть интересна не родителям, учителю, а ученику. Лучше выбирать тему из содержания учебных предметов
Давайте ученику интересное дело, результаты которого он может предвидеть.
Стремитесь сами подходить ко всему творчески и учить этому ребенка.
Открывать в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
Учите добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
Не торопитесь сами с вынесением оценочных суждений и учите этому детей.
Учите детей действовать независимо.
Научите детей чувствовать недостаток информации и не бояться об этом заявить.
Учите прогнозировать.
Создавайте ситуации, где ребенок сможет применить полученные навыки в решении познавательных задач.
Нужно помнить: познавательная активность – это успешная учебная мотивация.


Памятка для родителей

Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
Меньше наставлений, прямых инструкций.
Не сдерживайте инициативу.
Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
8. Не раздражайтесь.
9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
10. Учите доводить дело до конца.


Памятка № 2

Успешность осуществления проектной деятельности зависит от профессиональной и мотивационной готовности учителя.
Большое количество проектов, единовременно организуемых учителем, значительно снижает их качество.
Учитель должен четко объяснить ребенку суть предстоящей работы, заключающейся в самостоятельном решении лично значимой проблемы.
Родитель, который поможет ребенку в работе над проектом, тоже должен быть ознакомлен с сутью проектного метода.
Объем теоретического материала должен быть ограничен. Упор сделан должен быть на практическую деятельность, которая дает полезные новообразования.
Презентация должна быть ограничена по времени, оригинальна. В начальной школе целесообразно привлекать родителей к работе над проектом. Однако при этом необходимо соблюдать ряд советов.