Обобщение педагогического опыта по теме: «Ансамбль – как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе фортепиано»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Ансамбль – как одна из эффективных форм
музыкального обучения учащихся в классе фортепиано»
Автор: педагог дополнительного образования
(фортепиано)
Конищева С.В.
г. Железногорск
Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания
невозможно полноценное
умственное развитие.
В. А. Сухомлинский.
Прежде чем говорить о фортепианном ансамбле, нужно отметить, что обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общее музыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа. В настоящие время в системе музыкального образования наблюдается постепенная переориентация от профессионализации начального музыкального обучения к массовому образованию. Имеется в виду тот факт, что мы сегодня призваны обучать практически всех желающих детей, вне зависимости от их природных данных. Поэтому особую актуальность приобретает проблема комплексного и всестороннего развития каждого ребенка средствами музыки.
Охватывая значительный пласт детей, мы часто сталкиваемся с многочисленными трудностями: наличие у учащихся психологических комплексов, проблема со здоровьем, нестабильность контингента, а так же социальные, возрастные особенности развития детей. Далеко не секрет, что дети, которые проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко имеют проблемы в нервно-двигательной сфере. Задача педагога в этих случаях-не обойти стороной имеющиеся проблемы, постараться помочь в их решении, используя богатый арсенал музыкального обучения и воспитания. Мы обязаны учить всех, причем так, чтобы для каждого ребенка, вне зависимости от его природных данных и возможностей, обучение приносило радость и удовольствие. У гениального пианиста А.Гольденвейзера есть удивительная фраза, звучащая по сей день актуально: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать».
Главная задача педагога состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно привлечь детей, заинтересовать их к занятиям музыкой, разбудить в них живой интерес к творчеству. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в фортепианном ансамбле.
История и развитие жанра.
Фортепианный ансамбль представляет собой одну из многих и содержательных ветвей камерной ансамблевой музыки и занимает важное место в иерархии мирового классического искусства. Это жанр начал стремительно развиваться во 2-ой половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенно увеличению и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали, открывались неведомые регистровые краски. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в 4 руки писали почти все композиторы 19-20 столетия. В Европе, в России в 19 веке ансамблевое исполнение на фортепиано стало излюбленным видом домашнего музицирования. Такие встречи имели огромное художественно- воспитательное значение для исполнителей и слушателей, так как давали возможность ознакомление с музыкой в живом звучании. Практиковалась игра не только в четыре, но и в шесть и восемь рук. Четырехручный дуэт – это единственный род ансамбля, когда два человека исполняют музыкальное произведение на одном инструменте. Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении ее с игрой пианистов на двух инструментах. Различия между этими ансамблями очень большие. Два инструмента дают исполнителям гораздо больше свободы, независимость в использовании регистров, педалей и т.д., в то время, как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству, сопереживанию. Различия в характере ансамблей отразилось и в музыке, созданной для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности; произведения четырехручного дуэта – к стилю камерной музыки. Помимо профессиональных музыкантов ансамблевое музицирование получило распространение среди людей, чье владение инструментом было далеко от совершенства. Другим словом, увлеченность ансамблевой игрой стало повсеместным.
Работа над произведениями для фортепианного ансамбля на сегодняшний день является одной из составных частей учебного процесса. Фортепиано–ансамблевая деятельность наиболее привлекательна для детей всех возрастов. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Этим они занимаются с большим удовольствием и воодушевлением. А учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.
В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально – психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно – коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.
Ансамбль как форма обучения незаменима и для создания положительной мотивации к музыкальной деятельности. Не секрет, что совместное музицирование вызывает у детей неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Поэтому ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Можно сказать, что ансамбль обладает еще и большим стимулирующим эффектом. Это положение особенно актуально для учащихся, как младших, так и старших классов. В младших классах у детей еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки для сольного музицирования. Поэтому участие в концертных ансамблевых выступлениях является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению. В подростковом возрасте актуальность ансамблевого музицирования объясняется острой потребностью этих детей к общению (прежде всего со сверстниками). Все эти особенности делают восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности детей самого разного возраста.
Учитывая все перечисленные достоинства ансамблевого музицирования и современные требования к образованию, я взяла за основу своего педагогического опыта работы именно эту тему. Я предположила, что ансамбль может стать наиболее эффективной развивающей формой обучения. Наличие ансамбля не отменяет индивидуальных занятий по специальности. Но занимаясь в ансамбле, ребенок уже по-другому начинает заниматься на индивидуальных занятиях. Педагогический опыт имеет методико – образовательную направленность и рассматривает фортепианный ансамбль как форму повышения мотивации развивающего обучения учащихся в фортепианном классе.
Актуальность опыта состоит в следующем:
1.Рассматриваются возможности фортепианного ансамбля как коллективной формы музицирования для решения проблем социализации, коммуникации ребенка;
2.Данный опыт предлагает использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального обучения;
3.Ансамбль понимается, прежде всего, как форма «обучения», основа для развития творческого начала в ребенке, что тоже можно считать важнейшей и актуальной составляющей.
Цель – использование фортепианного ансамбля как формы эффективного развивающего обучения, активизирующей музыкальные способности и музыкальное мышление детей, повышение интереса к музыкальным занятиям, превращение обучения в увлечение.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
-выработать у детей навыки игры в ансамбле;
-формировать технические навыки;
-обучить грамотному прочтению нотного текста;
-приобщать к музыкальной культуре, постигая широкий круг художественных образов, стилей, жанров.
Развивающие:
-развивать воображение, фантазию;
-развивать все виды музыкального слуха, чувство ритма память;
-формировать объёмное музыкальное мышление;
-стимулировать развитие эмоциональности;
-помогать возникновению эмоционально – эстетических чувств в связи с коллективным исполнением.
Воспитательные:
-стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность;
-способствовать проявлению творческой активности, силы воли, умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях;
-создать мотивацию к обучению.
Методические:
-рассмотреть методы преодоления технических и художественных задач совместного исполнительства;
-выделить те профессиональные навыки, которые формируются у учащихся, а процессе ансамблевого музицирования.
В связи свыше перечисленными задачами и целью я полагаю, что эффективность подготовки учащихся на занятиях фортепианным ансамблем будет достигнута, если:
1.Обеспечить условия для совместного исполнительства учащихся, то можно повысить эффективность воздействия музыки в целом;
2.Поддерживать устойчивый интерес к занятиям путем создания психологически комфортных условий во время сотрудничества педагога и учащегося;
3.Применять в работе обновленный репертуар, что будет способствовать профессиональному развитию;
4.Развивать самостоятельность учащихся на основе комплексного подхода в процессе работы над фортепианным ансамблем.
Музыка – это форма несловесного общения. Ансамблист должен обладать особой способностью к «вчувствованию» - искусством не только понять и разделить чувство другого, рядом играющего музыканта, но и предугадать возможные импровизационные нюансы этого чувства. Начиная изучать произведение с партнером, пианист встречается с основными эстетическими проблемами не умозрительно, а сугубо профессионально, в сфере наиболее увлекательной. Здесь воспитание и обучение сливаются воедино. Овладевая ансамблевыми навыками, учащийся развивает нравственные качества, а, совершенствуя характер, создает необходимые предпосылки исполнительского искусства. Коллективный труд, дружеское общение с партнером, обмен мнениями мобилизует творческую волю, готовность к восприятию и действию, обогащают фантазию пианистов, подсказывает решения, которые могли быть, и не найдены с самим собой.
Психологи, говоря о преимуществе группового обучения, отмечают следующие позитивные моменты:
Растет объём усваиваемого материала и глубина понимания;
Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе.
Мои занятия фортепианным ансамблем начинаются с составления дуэта. При подборе пар в ансамбль я сталкивалась с конфронтационными настроениями своих учеников, где каждый претендует на лидерство, на доминирующую роль в дуэте. Поэтому, при комплектации ребят я учитываю характер, вкус, интересы ребят, а так же уровень развития и, конечно, степень овладения инструментом. Несомненно, все это способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у учащихся различных классов, и порой не находим ее у учащихся одного класса. Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские способности будущего ансамбля. Так же при подборе учащихся, я продумываю распределение по партиям произведение. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае ученик будет слишком долго выучивать ее и просто плохо исполнять, во втором он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. При распределении партий я объясняю детям равнозначность каждого участника ансамбля. Так же указываю на динамический диапазон 4-ручного исполнения – он должен быть не тяжелый, а шире чем при сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет более полно использовать клавиатуру, строить более объёмные аккорды, использовать для достижения динамического эффекта равномерное распределения силы двух исполнителей. Учащиеся должны твердо уяснить, что невнимание на уроке, невыученная партия приводит к тому, что они подводят своего партнера.
С точки зрения психологического состояния, совместные выступления в ансамбле создают более спокойную и психологически благоприятную ситуацию для каждого из музыкантов, нежели исполнение сольно. Здесь снижается уровень напряжения, вызванный опасениями допустить ошибку, техническую погрешность, забыть текст. Детям с хрупкой психикой, нестабильной нервной системой, склонной к состояниям психической «зажатости», «скованности», игра в ансамбле открывает в некоторых случаях едва ли не единственный путь к концертно-исполнительской практике. Успехи в игре придают им силы, помогают справиться с разного рода «комплексами». Поэтому, мне как педагогу требуется психологическая и профессиональная прозорливость, позволяющая диагностировать любую сложившуюся ситуацию в процессе работы и определиться в своих действиях – столь же гибких, сколь и логично последовательных в достижении нужных результатов.
Итак, фортепианный ансамбль как предмет, сориентированный на совместное творческое со дружественное достижение художественного результата, важен в общеразвивающем, воспитательном, этическом аспектах. Как отмечает в своих исследованиях известный музыкант и педагог Г.М.Цыпин: «…взаимосвязь между усвоением музыкальных знаний и исполнительских навыков, с одной стороны, и музыкальным развитием – с другой, вовсе не так прямолинейна и проста, как кажется педагогам. Обучение может идти по касательной и не оказывать на него существенного влияния; догматическое обучение, приводящие к усвоению и зазубриванию неких музыкальных шаблонов, может затормозить развитие и исказить мышление ученика». Речь идет о том, что развитие учащегося вовсе не является неизбежным последствием обучения. Ведь нередко бывает, что авторитарный стиль преподавания, «натаскивание», ремесленно-узкая направленность занятий превращает обучение в самоцель, диктуемую стремлением педагога добиться высокой оценки за исполнительское выступление учащегося. Это тот самый случай, когда «руки ученика» играют «головой учителя». Можно ли здесь говорить о развитии? Наверное, можно, но не в той степени, в которой хотелось бы. Как сделать обучение в классе фортепиано эффективно развивающим, наиболее полно раскрывающим потенциал ребенка, не теряя при этом важных обучающих компонентов? Именно этот вопрос привел меня к изучению ансамбля как одной из эффективных форм обучения. В контексте данной формы для себя я разработала следующие направления в работе:
Подбор репертуара и динамикой изучения музыкального материала.
Второе ориентированно на освоение детьми элементов музыкального языка и свободное владение ими.
Третье нацелено на выработку умения слышать как себя, так и других; слышать как элементы, так и цело.
Четвертое направление рассматривает вопросы коммуникации, психологических особенностей детей друг с другом, как один из возможных стимулов к положительной мотивации.
Для того чтобы процесс развития учеников сделать интенсивным, я определила так называемую стратегию динамического освоения репертуара. Имеется в виду такой подход к обучению, при котором в работу берутся как можно больше произведений, благодаря чему резко расширяется их круг. Выбор репертуара должен опираться на принципы доступности и посильности, интереса, художественной и педагогической значимости, стилистического разнообразия. Содержание намеченных произведений должно быть созвучно жизненному и музыкальному опыту ребенка, то есть доступно его пониманию. Хотя работа «на опережение» приемлема – с ее помощью определяется перспектива музыкального и нравственного развития учащегося. Так же при подборе материала я учитываю степень развития ученика – его достижения и недостатки, пройденный материал; учитываю черты характера, его темперамент, артистизм. В то же время репертуар должен быть разнообразным, чтобы ребенок имел возможность развиваться разносторонне.
Занятия фортепианным ансамблем способствует развитию всего комплекса профессиональных музыкально – исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический, полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление, музыкальная память, чувство ритма, творческое воображение.Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа:
1.Знакомство с произведением в целом.
2.Техническое освоение выразительных средств.
3.Работа над воплощением художественного образа произведения.
Задачей первого этапа является создание у членов ансамбля общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Моя задача - познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами. Далее, необходимо предупредить ребят о пианистических трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их преодолеть.
Следующий этап – преодоление в области «ансамблевой техники» технических трудностей и пути их преодоления, что подразумевает:
Особенности посадки.
Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука.
Равновесие звучания в удвоениях и аккордах.
Согласование приемов звукоизвлечения.
Передача голоса от партнера к партнеру.
Динамика исполнения.
Педализация.
Соблюдение общности ритмического пульса.
Темп как средство выразительности.
Использование особых тембральных возможностей.
А теперь остановимся более конкретно на каждом этапе.
Отличие сольного исполнительства от фортепианного дуэта начинается с посадки, так как каждый пианист распоряжается только половиной клавиатуры. Здесь присутствует элемент партнерства. Учащиеся должны так «поделить» клавиатуру, чтобы не мешать друг другу. При сближающемся или перекрещивающемся голосоведении локоть одного партнера должен находиться под локтем другого (в зависимости от солирующей партии). Это связано с некоторой напряженностью в посадке, поэтому важно следить за тем, чтобы во время исполнения ученики не приподнимали плечи и не сутулились, а сидели удобно и свободно.
Точно синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить учащимся, чем обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта, и как он может быть применен в данном случае. На начальной стадии обучения роль дирижера может взять на себя педагог (вполне достаточно легкого движения руки). В дальнейшем – посоветовать обоим ученикам взять дыхание (сделать вдох). Это снимает напряжение, делает начало исполнения естественным. Нужно научить партнеров синхронно начинать с любой части произведения. Это поможет им в случае неудачи или сбоя в игре самостоятельно продолжить пьесу. Для того чтобы избежать неприятных случайностей во время исполнений можно попросить ученика, который играет партию Primo начать с любого места. Роль партии Secondo сводиться к тому, чтобы поймать на слух партию Primo. Редко кому сразу удается уверенно овладеть простейшим, казалось бы, умением, но по мере взросления дуэта такая работа дает хорошие результаты. Замечание педагога – «ты не слушаешь партнера» должно пониматься так: «ты не слушаешь, что у вас вместе получается». Нужно слушать не себя, не его, а только звучание ансамбля. К этомуприучать участников ансамбля с первых совместных занятий. Так же важно обратить внимание на синхронное окончание звуков. Опять в роли дирижера выступает педагог. В дальнейшем синхронное «снятие» отрабатывается учениками самостоятельно (при помощи кивка головы или легкого движения кисти). Не маловажным элементом синхронности является отсчет длительных пауз, переворачивание страниц одним из партнеров. Обычно это делает исполнитель партии Secondo, но на начальной стадии обучения этим может заниматься педагог. В дальнейшем нужно установить, кому из партнеров удобней перевернуть страницу, чтобы пропуск в тексте оказался наименьшей потерей. Что касается длительных пауз, то самый простой способ попросить учащихся пропеть про себя звучащую у партнера мелодию. В этом случае исчезает боязнь пропустить момент вступления. Здесь нужно отметить выразительное значение паузы. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.
В фортепианном дуэте так же необходимо добиваться равновесия звучания. Равновесия нужно добиваться не только в интервалах и аккордах, но и в параллельно проходящих голосах. Еще более трудную задачу представляет выделение мелодического голоса, особенно, когда он исполняется 4 и 5 пальцами. Работать над разрешением требуемой задачи лучше всего методом вычленения. Для этого следует поработать отдельно над данными аккордами или интервалами, заставляя, партнеров внимательно слушать друг друга, и самим указывать на дефекты звучания в своей игре.
Исходя из вышесказанного следует, что от партнеров дуэта нужно добиваться одинаковых приемов звукоизвлечения. Ведь, работа над звуком – область огромного труда. Для этого следует поработать с каждым учеником отдельно, отрабатывая эти приемы, затем добиваться слаженной игры. Обязательно заставлять их внимательно прислушиваться к партии партера. Помнить о том, что в исполнении к общей цели они должны идти общим путем. Очень часто технические затруднения возникают при элементарной координации исполнения участников дуэта. То, что может быть сыграно двумя руками солиста не всегда с легкостью исполняется руками двух исполнителей. Я полагаю, что следует приучать учащихся использовать во время изучения ансамбля приемы работы, требующие непременного и интенсивного участия внутреннего слуха, а именно: внутреннее «проигрывание» исполнителем партии Secondo партии Primo; исполнение аккомпанемента с представлением внутренним слухом мелодии, и наоборот. Этим приемом можно пользоваться уже в младших классах. Если дети не обладают хорошими музыкальными данными, то партию Primo в дуэте на первых стадиях разбора может исполнять педагог. Аналогично – партию Secondo. В работе над звуком надо обратить внимание на штрихи. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру результат.
Другим важным элементом техники ансамбля является передача партнерами друг другу мелодии, пассажей, аккомпанемента и т.д. Опираясь на свой многолетний опыт, я считаю, что здесь самым главным является то, как научить партнеров «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее, не разрывая музыкальной ткани. Здесь уместно вспомнить слова великого пианиста К.Н.Игумнова, который говорил: «…очень много внимания трачу на аппликатуру…Тут не только расстановка пальцев, но и распределение материала между руками. Большое значение я придаю тому, чтобы рукам было удобно и спокойно». Очень важно обращать внимание учащихся на такую аппликатуру, но не менее важно, чтобы ученики, работая дома, мысленно представляли или пропивали мелодию целиком, а не только ту фразу, которая проходит в данной партии дуэта. Это даст возможность одному из партнеров уверенно «подхватывать» мелодию, проходящую в партии другого партнера. То же касается пассажей и аккомпанемента.
Далее о динамике исполнения. Очень важно специально сосредоточить внимание учащихся на динамике. Это необходимо для выяснения некоторых закономерностей стилистического порядка. При работе над динамикой может возникнуть опасность формального выполнения оттенков. Наиболее распространённый недостаток фортепианного дуэта – динамическое однообразие: все выполняется mf или f. Очень редко можно услышать красивое p, хотя динамический диапазон четырехручного исполнения ансамбля должен быть шире, чем у солистов, так как у партнеров есть возможность полней использовать клавиатуру. Сначала учащихся нужно познакомить с общим динамическим планом произведения, отметить кульминацию, следить за тем, чтобы f не звучало грубо и жестко. Напомнить, что между ff и pp есть еще много градаций: f,mf,mp,p.Здесь обязательно нужно поработать с каждым учеником отдельно, так как партия solo может переходить к каждому из партнеров. Очень сложно бывает сразу достичь нужного результата, так как параллельно с работой над динамическим планом идет работа над звукоизвлечением, которая требует огромного кропотливого труда. Далее, важно раскрыть смысл динамического указания, исходя из содержания музыки, тогда естественно появится нужный нюанс, и исполнение будет более ярким.
Известны слова А. Рубинштейна: «Педаль - душа фортепиано». Не рекомендуется в отношении педали употреблять слово «нажимать». Есть более точный термин – «брать». Значение педали, как связующего средства, особенно велико в фортепианном дуэте при сочетании различных звуков в единый гармонический комплекс – соединение мелодии и сопровождения. В фортепианном дуэте педализация осуществляется исполнителем партии Secondo, так как обычно эта партия служит фундаментом мелодии, чаще проходящей в верхнем регистре. При этом исполнителю партии Secondo необходимо внимательно следить за тем, что происходит в партии Primo. Бывает полезно предложить исполнителю партии Secondo, ничего не исполняя, только педализировать партию Primo. При этом сразу обнаруживается, насколько это непривычно.
Важное место в четырехручном исполнительстве занимает вопрос, связанный с ритмом. Я думаю, что все педагогам известно, как трудно поддается развитию свойство не чисто музыкальное, но имеющее огромное значение, как в музыке, так и в других областях человеческой деятельности. В ансамбле, в отличие от сольного исполнения, ритмические недочеты очень заметно нарушают целостность впечатления. Но, в тоже время, игра в ансамбле развивает чувство ритма, и учащиеся с очень слабыми данными могут стать ритмически полноценными, хотя это достигается огромным трудом. В фортепианном дуэте ритм обладает особым качеством – он коллективный. В своей педагогической практике мы часто встречаем детей с ритмическим недостатком и стараемся составить дуэт таким образом, чтобы этот недостаток был присущ только одному из участников. Тогда ученик с хорошим чувством ритма является «путеводной звездой» этого дуэта. Таким образом, при совместных занятиях возникает возможность для исправления не только общих, но и индивидуальных погрешностей исполнителя. Каждому ребенку присуще свое чувство ритма, поэтому согласованность и слаженность достигается далеко не сразу. Самыми распространенными недостатками фортепианных дуэтов являются отсутствие четкости и устойчивости. Особенно это заметно в пунктирно ритме, синкопах, триолях при изменениях темпа, а в старших классах – в условиях полиритмии. В этом случае следует опираться на того партнера, который обладает более устойчивым чувством ритма и поможет справиться с данной трудностью (будет выступать в качестве дирижера). Другой трудностью, связанной с ритмической неустойчивостью, является тенденция к ускорениям. Обычно accelerando захватывает обоих партнеров. В этом случае, как показывает практика, приходится прибегать к помощи устойчивого партнера. Таким образом, задача воспитания коллективного ритма может быть решена путем систематического развития контактов партнеров в процессе занятий и исполнения, а также изучения разнохарактерных пьес с различным ритмическим рисунком. Если первоначально будет заметна некоторая схематичность ритма, то в дальнейшем ритм становится более гибким и живым.
Общность понимания и чувствования темпа – одно из первых условий ансамбля. Если пьеса начинается со вступления, то один из партнеров сразу же определяет общий темп. Поэтому, перед тем как начать исполнение пьесы, нужно сосредоточиться и мысленно пропеть первую фразу партии solo, в условленном заранее с партнером темпе. Еще не начав игру, исполнители должны одинаково чувствовать темп. Началу предшествует ауфтакт. На начальной стадии работы учащимся можно предложить проигрывать пьесу в среднем или медленном темпе. Это помогает тщательно прорабатывать штриховку, аппликатуру, технически трудные места. Далее, мы предлагаем учащимся играть подвижно, а педагог выступает в этом случае в роли дирижера. В итоге работы над пьесой достаточно, в ставшем уже привычном темпе, дать только движение затакта. Чтобы темп был устойчивым, можно рекомендовать учащимся выбрать темп по самому трудному месту, а также – при разучивании просчитать «пустой такт» в соответствующем темпе. Итак, еще не начав исполнение, партнеры дуэта договариваются о том, кто будет показывать вступление, каков должен быть характер звучания и каким приемом будет начата пьеса.
Одной из художественных задач фортепианного дуэта является использование особых тембральных возможностей. Надо отметить, что игра в ансамбле, слушание музыки в исполнении симфонического оркестра, имеет огромное значение в развитии тембрового слуха. Важно, чтобы педагог в работе с дуэтом больше применял красочных сравнений и приучал учащихся слышать свое исполнение как бы в оркестровом звучании. Педагогическая практика показывает, что это «как бы» постепенно преображает исполнение учащихся и делает его более ярким. Полезно спрашивать учеников, какой характер звука, по их мнению, соответствует той или иной фразе. Хочется вспомнить слова Г.Г.Нейгауза: «Звук, - говорил он,- должен быть закутан в тишину, покоиться в тишине, как драгоценный камень в шкатулке. Бережное и сосредоточенное отношение к звуку является необходимой предпосылкой художественного исполнения». Важно проучить с каждым учащимся его партию, что позволит более тщательно заняться фразировкой, ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции. Конечная цель – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его исполнение.
Видео (Праведникова Д.-5кл. и Козырь А. -7кл.Ф.Лей «История любви»).
Игра в форме учитель – ученик плодотворно воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, способствует организации игровых движений, помогает установить доверительные отношения с педагогом. Такая игра держит ученика в определенных метроритмических рамках, формирует верное темпо ощущение. Главным в союзе «учитель-ученик» является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое наиболее естественным образом. Такой тип ансамбля незаменим, когда нужно «разбудить, «расшевелить» ученика, вдохновить, ритмически организовать, став для него поддержкой и опорой, помочь выйти на сцену и обрести положительный опыт публичных выступлений.
С целью оптимизации качества педагогической работы хочу обратить ваше внимание на следующие рекомендации:
1.Планировать и организовывать исполнительские цели и перспективы, охватывающие как индивидуальный творческий рост каждого ученика, так и повышение эффективности деятельности ансамбля в целом.
2.Продумывать репертуарную политику. Педагогу необходимо руководствоваться принципами последовательности (от простого к сложному), стилистического разнообразия и педагогической значимости для каждого конкретного ансамбля.3.Применять индивидуальный подход к учащимся, включающий значение личностно – психологических характеристик каждого; учет возрастных особенностей, типов восприятия и на основе этого искать методы педагогического воздействия, которые будут влиять именно на этого ученика.
4.Выработать в себе важнейшие для педагога качества – артистизм и увлеченность, умение владеть ярким образным языком. Чем эмоциональнее педагог, тем более ему подвластно зажигать сердца учеников и вести их за собой.
Видео (Праведникова Д. -6 кл. и педагог Конищева С.В. – учитель. О. Хромушин «Ехали медведи на велосипеде»).Следующий вид фортепианного ансамбля – это исполнение на двух инструментах. Четырехручная игра на одном или двух роялях объединяет музыкантов одной специальности, что, естественно, упрощает процессы их взаимопонимания. Как уже говорилось ранее, знание технологии и выразительных (тембро – динамических) возможностей инструмента, приемов и способов звукоизвлечения и т.д. все это облегчает игровые контакты музыкантов, повышает шанс на достижение исполнительского единства. Обладая определенным профессиональным опытом, пианисты как бы «читают» движения рук друг друга, ориентируются в градациях нюансировки, педализации и других « тонкостях» игры. Большая – по сравнению с игрой на одном инструменте – психофизическая свобода исполнителей, выступающих на двух инструментах, позволяет обращаться к музыкальным произведениям более сложным в виртуозном отношении. Вместе с тем, в этих условиях исполнителям труднее добиться единства действий: дистанция, разделяющая их, имеет как свои преимущества, так и недостатки, как плюсы, так и минусы. Имеют значения и различные тембры инструментов, и индивидуальные исполнительские манеры пианистов, гораздо ярче проявляющиеся в условиях относительной свободы, чем в условиях полного соподчинения при игре за одним роялем.
Видео (педагоги: Конищева С.В. и Веденина С.П. –прозвучит Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридова.)Я прихожу к выводу, что ансамблевое музицирование в классе фортепиано – это не только одна из форм сотрудничества, которая приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества, но и такая форма деятельности, которая способствует реализации принципов эффективного развивающего обучения. На сегодняшний день ансамблевое музицирование заметно развивается. Ежегодно проводятся региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей, прививают вкус и интерес. Безусловно, игра в ансамбле мотивирует учащихся моего класса принимать участие в класс-концертах, презентациях, а так же быть участниками муниципальных, областных, зональных и всероссийских интернет-конкурсов.
Систематическая, планомерная, и целенаправленная работа по развитию творческой активности учащихся в этом направлении способствует повышению уровня музыкальности детей, а так же развивает высшие психические функции и способствует формированию активного, позитивного, тонко чувствующего и неравнодушного человека, готового к сотрудничеству и творческой деятельности.
В перспективе своей работы предполагаю следующие:
Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня;
Продолжать принимать участие в пропаганде своего опыта на городских и районных методических объединениях;
Представлять свои технологии на сайтах учебных заведений дополнительного образования разного уровня;
Продолжать работу по разнообразию методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей;
Принимать активное и творческое сотрудничество с родителями учащихся, привлечение их к подготовке и выступлениям на концертах, конкурсах, внеклассных мероприятиях.
И еще. Обучение ансамблевому исполнительству не должно сводиться к узко «ремесленнической» технологии, оно должно включать интенсивное музыкально – эстетическое и личностное воспитание и образование. И только, когда учащиеся получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединения определенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе фортепианного ансамбля дали принципиально важный результат.
Видео (трио: педагоги Конищева С.В. и Савина Н.И., скрипка Жалнин К. – А. Вильельдо «Танго»).
Список использованной литературы:
Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка,1982
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1988
Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. М.: Музыка, 1986
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988
Федоров И. О роли фортепианного ансамбля в становлении профессионального музыканта. С.П.: Музыка, 2007
Крюкова В. Музыкальная педагогика.
Самойлович Т. Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста. М.: Музыка, 1988
Гольденвейзер А. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Музыка,1969
Голиб А. Первые уроки фортепианного ансамбле. М.: Музыка, 1971