Методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках русской литературы в старших классах


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Медногорска»
Методические рекомендации по использованию метода проектов
на уроках литературы в старших классах
в условиях внедрения новых федеральных образовательных стандартов
Выполнила: Малина Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 г. Медногорска».

Медногорск, 2014
Методические рекомендации по применению метода проектов в практике
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
На основе всего этого мы постарались разработать несколько методических рекомендаций:
Учитель должен сам выбирать, будет ли он работать с помощью метода проектов.
Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их участниками общей созидательной работы и постоянно успех и за их безопасность.
Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными, подчёркивает своим поведением это доверие.
Учитель предоставляет детям возможности для самостоятельной работы. Он создаёт условия, чтобы можно было свободно и самостоятельно работать.
Учитель вырабатывает новую позицию, переходя от позиции лектора и контролёра к позиции помощника, наставника.
Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).
Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей, только когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Общие подходы к структурированию проекта
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.п.).
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.).
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода « мозговой атаки», « круглого стола»);
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
обсуждение способов оформления конечных результатов
( презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и т.д. );
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.