Урок по русскому языку в 5 классе «Правописание –тся и –ться в глаголах».



Тема урока: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.
Результаты:
Предметные: отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
Как много улыбок засветилось. Спасибо!
А это моё настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Самоопределение, смыслообразование (JI) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося а)  Словарная диктовка.
 Настораживает шорох, плывет аромат, стеречь табун, исчезать в темноте, таять в тумане, удивляет запах, багровый закат, лиловые тучи, идти по берегу, оглушительно лаять, уберечь от опасности. - Найдите глаголы в неопределенной форме, в форме 3 лица. Выделите у них окончания.
- Почему неопределённая форма глагола так называется?  
Обсудите результат в группе по 4 человека
Сделайте вывод.
Пишут под диктовку и осуществляют
самопроверку с помощью ИКТ.
Выдвигают гипотезы, обсуждают в группах,
дают ответ Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое JI3 слова и алгоритм его определения       -Какова главная цель урока? Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».  
        бросит ? ся
нравит ? ся            
удивит ? ся вернут ? ся   - Что мы должны написать на месте пропусков?   - Почему возможны два варианта написания?       - От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?
- Учитель подводит итоги дискуссии. Помни:
вопрос – твой помощник! В неопределенной форме глагола пишите окончание –ть, в форме 3 лица окончание –ет (ит); ут (-ат) и т.д.
Дети формулируют цель урока. Наблюдают за формами глагола, делают вывод о неоднозначности возможного ответа. Учащиеся предлагают варианты. Делают вывод по теме урока: выбор написания зависит от формы слова; форму глагола устанавливаем по вопросу). Познавательные  УУД, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К). Саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.
- Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Проверьте работу друг у друга
Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Коллективная работа.
Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.  
Испытывать волнение         волноваться - волнуется
Допускать ошибки                ошибаться - ошибается
Принять решение                 решиться - решится

Выполняют задание в парах. Проверяют и оценивают. Осуществляют коллективную проверку.

Выдвигают предложения, обосновывают их. Анализ объектов; подведение под правило; выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Оценивание усваемого содержания (JI). Контроль, коррекция, оценка
(Р).
Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Оценивание усваемого содержания (JI). Контроль, коррекция, оценка
(Р).
3. Создание проблемной ситуации.
-Внимание!  Проблема!  В чем разница в написании слов?
  Переносица – переносится; водица – водиться
Учитель подводит итоги обсуждения.            
- Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов? Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов. Коллективно разрешают проблемную ситуацию, делают вывод.
Работают индивидуально, выполняют творческое задание с последующей коллективной проверкой. (Например, болит переносица – собрание переносится;
чистая водица – не надо с ним водиться). Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  
У. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Исследование какой темы вели на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Дома: написать текст из 4-5 пр-й, включив в него глаг. на –тся и -ться Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)