Гендерное воспитание. Игры для девочек. Игры для мальчиков










Проект
«Гендерное воспитание. Игры для девочек. Игры для мальчиков»





Выполнила: воспитатель
МАДОУ №105
Хасанова Р. А.













Казань 2015

Содержание
Пояснительная записка
Играют дети
Играют мальчики
Играют девочки
Литература
Приложение






























Пояснительная записка
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.
Гендерное воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Отношения, направленные на формирование гендерной культуры, позволяют внести качественные изменения в личность, индивидуальность девочки, мальчика, девушки, молодого человека, женщины, мужчины. Гендерная культура как совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ полоролевого поведения, выраженная в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, национальных традициях и обычаях, содержащих социально значимую информацию, регулирует деятельность, поведение, общение детей и взрослых, выражает полоролевые ценностные ориентации личности.
Проведение гендерного воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно гендерное воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном подходе к будущему.
В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только физические (биологические), но и психические гендерные различия. По данным Н.К. Ледовских, мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах (объединениях). Но воспитатели и родители обычно не учитывают эту особенность идентификации и социализации мальчиков.
У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. Поэтому группа сверстников является для девочек не таким значимым фактором социализации, как для мальчиков. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады или триады. Это отчетливо проявляется в различных бытовых ситуациях, игровой деятельности, свободном общении.
В самодеятельных играх наиболее свободно реализуются желания, интересы и способности детей. Иногда ребенок в игре исполняет роль желаемую, но запретную в реальной жизни. Тем самым он проявляет свои интересы, реализует желания, избавляется от угнетающих воздействий запретов и ограничений, естественных в процессе воспитания дошкольников. Принцип психологической комфортности как основа любой свободной игры позволяет ребенку освободиться от чувства одиночества, соразмерить и оценить свои возможности, познать радость содружества и сотрудничества и тем самым обрести веру в себя, найти позитивную позицию по отношению к другим людям и окружающему миру в целом.
Таким образом, период активного развития сюжетно-ролевых и других самодеятельных игр это время самоопределения каждого ребенка в системе полоролевых стандартов и отношений. Гендерные стили поведения детей в период разделения интересов мальчиков и девочек иногда вызывают у взрослых тревогу, желание немедленно внести коррективы. Но родителям и педагогам следует очень деликатно вмешиваться в общение между мальчиками и девочками, чтобы не помешать полноценному и развернутому прохождению важного этапа развития человека. Занятия с мальчиками и девочками должны учитывать особенность восприятия знаний мужским и женским мозгом. Так, основу проблемных ситуаций и задач для мальчиков должны составлять пространственные задачи, составляющие основу обучения детей конкретного пола. У девочек в большей степени происходит ориентация на применение совместных умений в ходе решения задачи или проблемной ситуации, их в большей степени волнует не сама ситуация, а возможность стать участницей ее решения. Если мальчики решают задачу в этом специфика культурных мужских практик, то девочки ищут решение, их увлекает сам процесс, социальное взаимодействие по этому поводу. Эта неуловимая разница часто становится причиной серьезных педагогических ошибок и отражается на качестве обучения.
В совместном обучении мальчиков и девочек вполне допустимы занятия, проводимые в подгруппе детей одной половой принадлежности, если того требуют и содержание, и способы его освоения. Это разнообразит обучение и даже будет полезным в некотором смысле. Очевидно, что главным фактором в обучении детей разного пола становится воспитатель и те условия, которые создаются им для  своих воспитанников.
В возрасте 3-7 лет отмечается 89%избирательный контакт со сверстниками своего пола и только 11% с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили процесс половой дифференциации детей.




















Играют дети
Начиная с младшей группы можно проводить с детьми следующие дидактические игры , направленные на развитие гендерного воспитания:
«Волшебный цветок»
1 вариант «За что нам нравятся мальчики ( девочки)?»
Цель: Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: Цветок из разноцветного картона, лепестки съемные вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране в которой все дети дружили друг с другом ,но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать »Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют.

2вариант «Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщины и мужчины, мальчиков и девочек. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Цветок из разноцветного картона, лепестки съемные вставляются в серединку.
Ход игры: Дети поочередно отрывают лепестки от цветка ,называя обязанности ,которые они выполняют в семье(поливают цветы ,протирают пыль ,убираются и т.д.)
3вариант «Кто я в семье?»
Цели: Формирование представлений о родственных связях , учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, внучка, сестра (в возрасте: племянник, двоюродный брат)
Материал: Цветок из разноцветного картона, лепестки съемные вставляются в серединку.
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ ,кем они являются для своей мамы, своему папы и т .д.
«Дом добрых дел»
Цели: Формирование представлений о домашних обязанностях женщин и мужчин , девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: Конструктор.
Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом , проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают , помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатию к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: Два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонного цилиндра, головы из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового(девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду : мальчик - в рубашку, брюки, на голове кепка, девочка - кофта ,юбка, на голове косынка.
Материал: любой цветок (искусственный, живой).
Ход игры: К детям в гости пришли куклы - Саша и Маша .Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям ,как они познакомились .Саша ,увидев Машу на прогулке , подошел познакомиться с ней .Из всех девочек он выбрал Машу потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше тоже понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать , что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
«Вежливые слова»
Цели: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг к другу.
Материал: Сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации : ребенок толкает другого, ребенок поднял упавшую вещь и т.д.
Ход игры Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами. Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например : Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы другой дал тебе игрушку? Как ты отблагодаришь человека за помощь? Что нужно говорить при встречи с человеком?
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова:
здравствуйте, спасибо, спокойной ночи, до скорой встречи, пожалуйста , и т.д.
«Пожелания»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, умение проявлять симпатию к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: Игрушка-сердечко (или любая другая).
Ход игры: Дети встают в круг. Передают игрушку друг другу, говоря свои пожелания: «Я желаю тебе»
«Ушки на макушке»
Цели : Развивать слуховое внимание. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и называть лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним». Например: Сережа, Миша, Алексей, Лена.













Играют мальчики
Важно сформировать у мальчиков адекватное представление о мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в таких истинно мужских качествах как ответственность, умение преодолевать страх, надежность, умение взять на себя трудности и защитить слабого. Необходимо дать мальчикам представление о том, как мужественность проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.
В старшем возрасте большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
Игра »Автосервис»
Цель: Создание условий для игры, способствующей отражению знаний о профессиях своих родителей и воспитывающей положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда.
Предварительная работа: Беседа о правилах дорожного движения, экскурсии, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов.
Предполагаемые роли: главные
- шофер (такси, «скорой помощи» пожарной машины, легковой и грузовой)-проходят медосмотр у врача, техосмотр на станции техобслуживания, приобретают запчасти в специализированном магазине, моют машины и заправляют бензином, сдают экзамены в ГИБДД и получают права, ремонтируют машины, перевозят грузы и людей.
- полицейский инспектор дорожного регулирования - контролирует соблюдение правил дорожного движения , проверяет исправность машин и наличие документов ,выписывает штрафы ,принимает экзамены на права.
- автомойщик - моет машины, рекламирует моющие средства.
- заправщик на бензоколонке - заправляет машины бензином ,делает заказ на подвоз бензина, продает масла.
-продавец магазина »Автозапчасти» - заказывает автозапчасти, консультирует покупателей, продает товар.
- слесарь станции техобслуживания - принимает заказы, выезжает для устранения срочных неполадок, проводит техосмотр и ремонтирует машины.
Второстепенные роли : врач, официант кафе, диспетчер, жители (пешеходы) ,рабочие дорожной службы.
Варианты игры:
1-й вариант. Пригласить желающих на торжественное открытие магазина »Автозапчасти», прорекламировать услуги магазина, объявить о приеме на работу продавца , грузчика, шофера и др.
2-й вариант. Объявить конкурс на лучшего шофера. Выбрать экспертов для отбора претендентов. В жюри могут войти пешеходы, полицейский инспектор дорожного регулирования, представитель администрации города.
3-й вариант. Принять на себя роль полицейского инспектора дорожного регулирования и объявить, что всем машинам необходимо срочно пройти технический осмотр (предварительно транспорт нужно отремонтировать и вымыть).

Руководство игрой:
1) активизация игровых действий (машина грязная, срочно посетите автомойку или придется выписать штраф ; у вас разбита фара , здесь рядом магазин»Автозапчасти» ;у вас в правах нет отметки о прохождении медицинской комиссии, срочно обратится к врачу.
2) включение в игру при необходимости в качестве: полицейского инспектора дорожного регулирования, пешехода, новичка - шофера, директора автозаправочной станции, магазина.3) создание проблемных ситуаций: лопнуло колесо, сломался светофор, машины едут быстро и пешеходы не могут перейти улицу.4) включение в игру в качестве равноправного партнера для коррекции ролевого поведения и взаимоотношений детей.
Окончание игры:
1-й вариант. Продолжение торжества по поводу открытия магазина «Автозапчасти». Приглашение на праздничный обед/чаепитие ( в группу).
2-й вариант. Подведение итогов конкурса на лучшего шофера и награждение памятными медалями («Самому вежливому», «Самому аккуратному», «Самому осторожному» и т.д.)
Сюжетно-дидактическая игра »Пешеходы и транспорт»
Цель: практическое освоение правил дорожного движения.
Ход игры зависит от интересов детей, сюжет придумывается во время игры.
Дидактическая игра »Дорожные знаки»
Цель: Учить ориентироваться по дорожным знакам ,соблюдать правила дорожного движения ;воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, грамотно действовать на дороге во время экстренных ситуаций.
Дидактическая игра »Кто проедет первым?»
Цель : Обобщение знаний о правилах и обязанностях шоферов.
Игра »В магазине »Автозапчасти»
Цель: упражнение в способах приобретения покупок, формирование ролевого диалога.

Игра-драматизация »Ремонт автомобиля»
Цель: закрепление последовательности профессиональных действий автослесаря.
Для сюжетных игр педагоги с детьми могут изготовить игрушки, замещающие профессиональные орудия труда: сварочный аппарат ,болгарка, дрель и т.д.(для этого вам понадобится бумага ,клей, бросовый материал).

Игра »Слесарная мастерская»
Цель : создание условий для социализации ребенка в обществе средствами игры.
Предварительная работа: экскурсия, беседы о работе ЖКХ(рассказать детям о том, как слесари обслуживают дома ,показать значимость их работы. Наблюдение за работой слесаря - сантехника. Беседа о профессии «Слесарь».
Роли:
- диспетчер - принимает вызовы , сообщения ,записывает .Передает сообщения слесарям ,аварийной бригаде ,связывается с магазином «Сантехника»по поводу приобретения запчастей.
- слесарь – сантехник - принимает сообщения, выезжает на вызовы , ремонтирует прорывы теплотрассы, водопровода ,устраняет поломку труб, кранов.
-сварщик - выезжает на вызовы , подключает сварочный аппарат ,режет , сваривает трубы.
-механик мастерской - проводит починку сломанных деталей, кранов , задвижек ,сообщает диспетчеру о покупке недостающих деталей, оборудования.
Второстепенные роли: водитель экскаватора ,водитель ассенизационной машины ,водитель машины»Аварийная служба», продавец магазина «Сантехника».
Варианты игры:
1-й вариант. Сегодня к нам приехали с телевидения. Они хотят снять репортаж о работе »Аварийной службы». Расскажите о том, какие ремонтные работы вы производили, покажите ,как вы ремонтируете сантехнику.
2-й вариант. Проблемная ситуация: «На центральной улице города большая авария - лопнула труба системы отопления, срочно требуется слесаря -сантехники, сварщики с опытом работы».
3-й вариант. Сообщение по радио »Уважаемые жители, в нашем городе в «Службе быта» открылась слесарная мастерская, где работают высококвалифицированные слесари - сантехники ,к ним вы можете обращаться по поводу подключения стиральной машины -автомат, поменять железные трубы на пластиковые ,заменить краны и т.д.
4-й вариант. Сообщение по радио »Уважаемые жители, в слесарную мастерскую нашего города поступило новое оборудование для слесарей -сантехников, желающие ,с опытом слесарной работы поработать, обращайтесь к диспетчеру».
Окончание игры:
Уважаемые жители, материал о работе «Аварийной службы» отправляется для монтажа. В 19.00 смотрите передачу по Сокольскому телевидению.
2-й вариант. Объявление по радио: »Уважаемые жители, прошел еще один работы в нашем городе. Благодарим за хорошую работу всех жителей, а особенно работников слесарной мастерской ,которые быстро устранили большую аварию на центральной улице городка».
3-й вариант. Диспетчер объявляет конец рабочего дня, предлагает играющим спланировать работу на «завтра».

Дидактическая игра »Назови действия»
Цель: Закрепить знания о том, какую работу выполняет слесарь.

Сюжетно-дидактическая игра «Сломался водопроводный кран»
Цель: Учить вести диалог с диспетчером, правильно сообщать об аварии, упражнять в действиях по ее устранению.

Игра – имитация» Отгадай, что я делаю»
Цель: Закреплять знания о действиях слесаря: сверлит отверстия ,сваривает трубы, закручивает краны

Подвижная игра »Проведи водопровод»
Цель: Учить действовать согласованно, отображая работу слесаря.

Дидактическая игра »Магазин »Сантехника»
Цель: Уточнить знания детей о том, какое оборудование устанавливает слесарь, учить правильно его называть.

Играют девочки
Очень важно сформировать у девочек адекватное представление о женственности, которая проявляется в таких истинно женских качествах как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, заботливость, готовность прийти на помощь, миролюбие и миротворчество (неприятие агрессии как способа разрешения конфликтных ситуаций). Необходимо дать девочкам представление о том, как женственность проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты «Лотос»
Цель: развитие самостоятельной самодеятельной игры, дающей детям возможность не только трудовые процессы, определяемые ролью, но и воспроизводить жизнь взрослых, их деятельность и отношения.
Задачи:
Закреплять умение использовать игрушки-самоделки (копии орудий труда взрослых) не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
Направить руководство игрой на формирование взаимоотношений со сверстниками, помочь выразить в игре отношение к окружающему миру.
Создать условия, позволяющие детям выразить в игре осведомленность о трудовой стороне жизни взрослых.
Привлечь детей к изготовлению игрушек-самоделок, задающих содержание игры и побуждающих к игровому взаимодействию.
Поощрять исполнение роли, раскрывающее особенности различных профессий и дающее образец поведения, которому надо следовать.
Уточнить представление о женском стиле поведения.
Предварительная работа:
Экскурсия в парикмахерскую: знакомство с мужским и женским залом, рассматривание оборудования, наблюдение за работой парикмахера.
Встреча с парикмахером в группе (рассказ о своей работе, демонстрация каталога с модными прическами, стрижка детей, укладка волос воспитателю).
Экскурсия в маникюрный кабинет: знакомство с трудом мастера по маникюру, наблюдение за его работой, рассматривание оборудования.
Экскурсия в солярий: знакомство со спецификой работы кабинета, рассказ медсестры о своей работе.
Беседа о труде парикмахера (стилиста), мастера по маникюру. Косметолога, массажиста, работник солярия (формирование понятия о красоте, способах ухода за своим телом, мерах предосторожности).
Рассказ о работниках, обслуживающих салон красоты – директор, охранник, вахтер, уборщица, прачка (формирование представлений о том, что любой труд почетен и хороший результат зависит от слаженной работы всего коллектива).
Рассматривание каталогов с прическами, оттенками краски для волос, эскизами маникюра.
Экскурсия в магазин: рассматривание средства для ухода за телом и волосами (шампунь, краска для волос, косметика), рассказ продавца о назначении той или иной продукции.
Игры: дидактические игры «Парикмахерская» (закрепление в речи названий профессиональных атрибутов, воспитание культуры поведения), «Составь узор для маникюра» (развитие воображения, формирование интереса к труду мастера по маникюру), «Кто что делает» (уточнение знаний о профессиях стилиста, косметолога, мастера по маникюру, массажиста и др.); драматизации «В парикмахерской» (творческое воспроизведение действий парикмахера и клиента), «Стрижка льва» (имитация действий парикмахера); словесная игра «Чтобы быть красивой» (закрепление знаний о способах ухода за телом).
Конкурсы: стилистов (моделирование детьми причесок для кукол), художников (рисование эскизов с прическами и маникюром).
Пошив униформы клиента, стилиста, мастера по маникюру, косметолога, процедурной медсестры, гардеробщика, охранника, уборщика.
Изготовление атрибутов для игры: фен, бигуди, бритвенный станок, аппарат для просушивания маникюра, массажеры, солярий и т.п.
Рисование каталогов, вывесок.
Предполагаемые роли и игровые действия
Главные роли:
Парикмахер – предлагает каталоги для выбора прически, моет голову, стрижет, завивает, укладывает и сушит феном, красит, делает мелирование, наращивает и лечит волосы.
Мастер по маникюру – распаривает руки, массажирует, подпиливает и подстригает ногти, убирает заусеницы, обрабатывает руки кремом, накладывает лечебный слой лака, наносит маникюр, сушит его в специальном аппарате.
Массажист – делает массаж руками и с помощью специальных аппаратов.
Косметолог – делает маски и ванночки для лица, шеи, рук, обрабатывает кожу кремом, наносит макияж.
Процедурная медсестра (солярий) – выполняет процедуры по назначению врача или просьбе посетителя на разные части тела. Обрабатывает солярий после каждого приёма.
Врач осматривает посетителей, назначает процедуры, рассказывает о правилах посебщения солярия, массажного и косметологического кабинета (принять душ, иметь тапочки, простынки, смену белья), беседует о самочувствии после процедур.

Второстепенные роли:
Гардеробщик – принимает одежду, выдает номерки.
Прачка – собирает грязные простыни, накидки, халаты, стирает в машине-автомате, сушит, гладит, выдает чистое бельё работникам салона красоты.
Уборщица – моет кабинеты, поливает цветы, выносит мусор, проветривает, кварцует.
Рабочий по ремонту оборудования – проверяет оборудование перед началом работы салона красоты, устанавливает новое оборудование, устраняет неполадки.
Охранник – следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный им кабинет.
Шофер – привозит оборудование, средства по уходу за телом, волосами, возит специалистов салона красоты на конкурсы и на работу по заказу (подготовка клиента к свадьбе, юбилею, дню рождения).
Директор – нанимает сотрудников на работу, рассказывает о профессиональных обязанностях, договаривается о поставках оборудования, рекламе услуг, контролирует работу специалистов, принимает жалобы и заявки от посетителей.
Варианты начала игры:
1 вариант: принять на себя роль корреспондента, изучить мнение играющих о том, какой уход за своим телом и волосами они бы хотели получить. Объявить по радио рейтинг, сообщить об открытии салона красоты. Пригласить на работу в салон парикмахера. Косметолога, мастера по маникюру и др.

2 вариант: объявить о том. Что скоро состоится праздник - юбилей игрового городка, пригласить жителей на торжество, обратить внимание на то, что гости должны быть красиво одеты и причесаны.

3 вариант: Открыть курсы по обучению стрижке, маникюру, массажу с последующим устройством на работу.


Руководство игрой
Обогащение содержания игры:
- приход комиссии из санитарно-эпидемиологической службы: рекомендации о кварцевании кабинетов, обработке оборудования специальными дезинфицирующими растворами;
- приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
- приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, требование установить кабель-каналы.
2. Советы:
- открыть буфет, аптечный киоск;
- организовать продажу газет и журналов, чтобы клиенты не скучали в ожидании своей очереди.
3. Вопросы:
- что делать, если волосы стали выпадать и ломаться?
- где можно выбрать образец маникюра?
- у меня проблемы с кожей лица, к кому можно обратиться?
4. Проблемные ситуации:
- отключили воду, что делать? (Обзвонить клиентов и перенести процедуру на другой день);
- сломалась аппаратура, что делать? (Вызвать электрика, наладчика, программиста);
- ребенок боится стричься, как быть? (Приобрести детские книги и игрушки. Ласково с ним разговаривать);
- в детском саду выпускной вечер, но родители не могут привести детей в парикмахерскую, что делать? (Договориться о выезде парикмахера в детский сад).

Окончание игры:
1 вариант: в салоне красоты отключили свет, работники временно распускаются по домам (в группу).
2 вариант: в салоне красоты будет проводиться санитарная обработка, всем работникам рекомендуется срочно покинуть помещение.
Анализ игры:
- интервьюирование клиентов салона красоты: почему они посещают именно его, что нравится, а что нет;
- вопросы по организации игры: что планировали, а что получилось, почему так вышло, что надо было сделать по другому.
Сюжетно – ролевая игра «Ювелирный магазин «Алмаз»
Цель: развитие игрового творчества на основе знаний об окружающем.
Задачи:
Способствовать моделированию сюжетов на основе событий из жизни, используя игрушки-самоделки.
Использовать активизирующее общение со взрослым для формирования таких форм поведения, которые позволяли ребёнку использовать роль как средство развёртывания коллективной игры.
В процессе игры раскрыть значение труда продавца, экспедитора, менеджера, отношения между работниками магазина и покупателями. Формировать нравственные мотивы поведения.
Развивать дипломатические качества общения.
Предварительная работа
Рассматривание ювелирных изделий.
Экскурсия в ювелирный магазин.
Рассказ о предприятиях, на которых делают ювелирные изделия.
Встреча с ювелиром, знакомство с его работой.
Изготовление с детьми атрибутов для игры из бросового материала – весы, бусы, цепочки, колье, браслеты. Рисование вывески ювелирного магазина, его отделов, прайсов с образцами изделий.
Предполагаемые роли и игровые действия
Главные роли:
Ювелир - изготовляет новые кольца, серьги, бусы, цепочки и т.д., ремонтирует сломанные украшения, взвешивает на весах и оценивает украшения.
Продавец-консультант - раскладывает товар, прикрепляет ценники, рекламирует украшения покупателям, беседует с покупателями, продает украшения, серьги, бусы, цепочки.
Менеджер - ездит на базу, выбирает товар, договаривается с транспортом, нанимает работников
Второстепенные роли:
Покупатели - выбирают и примеряют украшения, советуются с продавцом, рассматривают каталоги, делают заказ на поставку или изготовление украшений, сдают сломанные украшения в ремонт, покупают изделия для себя, в подарок на день рождения, юбилей.
Охранник - следит за посетителями магазина, включает и выключает охранную сигнализацию.
Уборщица - обтирает витрины, моет пол, окна, выбрасывает упаковку от товара.
Рабочий по обслуживанию охранной сигнализации - проверяет исправность системы, ремонтирует неполадки.
Шофер - привозит товар, ездит с менеджером на базу.

Варианты начала игры

1 вариант: в совместной с детьми деятельности сделать украшения, вспомнить как ходили на экскурсию в ювелирный магазин, обсудить. Во время ручного труда, как можно играть с поделками, какие роли и соответствующие им действия выполнять.
2 вариант: взять на себя роль менеджера и пригласить на работу ювелира, продавца, охранника.
3 вариант: создать проблемную ситуацию: сломалась застёжка у серёжки или браслета, обратиться за помощью.
Руководство игрой
1. Активизация игры - принять на себя роль менеджера, договариваться о поставках ювелирных изделий, агитировать на работу новых сотрудников (второго продавца на
отдел изделий из серебра, кассира, оформителя подарков и т.д.).
Поощрение интересных игровых находок - соблюдение правил поведения в магазине (продавцу: спасибо, мне очень понравилось покупать товар в вашем магазине, потому что вы были вежливыми и красиво упаковали покупку, я снова приду к вам и друзьям свои посоветую), коммуникативные действия (вы купили подарки всем своим друзьям, я тоже так сделаю).
Создание проблемных ситуаций для развёртывания длительной игры:
- при примерке кольцо не снимается с пальца, как быть? (обратиться в службу спасения);
- лопнула золотая цепочка, как быть? (принести в магазин и попросить ювелира её запаять);
4. Советы, вопросы и предложения для объединения нескольких игровых сюжетов:
- здесь у вас мало освещения и практически не видно разложенного товара, надо вызвать электрика и поставить дополнительную подсветку. Тогда товар будет выглядеть привлекательнее и его быстрее купят;
- а где вы обедаете, может вам дать номер телефона организации по доставке горячих обедов.

Анализ игры:
- собрание у директора магазина;
- всем работникам предоставляется слово для анализа работы своего магазина и внесению предложений по улучшению качества обслуживания покупателей;
- зачитывание отзывов из «Книги жалоб и предложений»;
- вопросы: какой момент был самым интересным и почему? Чьи действия наиболее достоверно отражали труд взрослых? Каких атрибутов для игры не хватило и почему?










Литература
Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе.// Вопросы психологии. 1987 № 5 с.70-78
Адлер А. Воспитание детей: взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1988
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4 с.74-82.
Доронова Т.Н.Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009.
Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. М.: линка-Пресс, 1998
Лыкова И.А., Касаткина Е.И. Значение самодеятельных игр и рукотворных игрушек в конструировании гендерного сознания старших дошкольников // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2012 №12. с. 6-24.
Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Организация образовательной среды ДОУ // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». 2012. №3 с. 87-96
Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. №3. с. 84-87
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные. М.: ИД «Цветной мир», 2012
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. М.: Айрис-Пресс, 2003
Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: Автореф. канд. пед. Наук. СПб., 1999
Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.:Питер, 2003
интернет-ресурс: nsportal.ru

























Приложение
Рукотворные игрушки для сюжетно – ролевых игр
Используется в играх: «Лаборатория», «Больница», «Ученые», «Школа». Игровые действия: исследование анализов и продуктов, проведение уроков и опытов в школе, научные опыты.
Материалы: пластиковая прозрачная коробка из-под соленой рыбы, компьютерный диск, крышка от банки из-под кофе, пластмассовый держатель от душа, две пластиковых бутылки, диаметр которых совпадает с диаметром
отверстия на диске и с диаметром основания держателя, трубочка от
чупа-чупс, пластиковая труба для водопровода.
Инструменты: нож, шило, клей «Момент».
Этапы изготовления
1. Поставить коробку из-под рыбы крышкой вниз. Вырезать два отвер стия, расположенных на противоположных концах дна (размер должен быть равен диаметру пластиковых бутылок).
2. Намазать пробки бутылок клеем и вставить их в соответствующие отверстия так, чтобы они были плотно прижаты к крышке коробки.
U з. Выдавить у компьютерного диска сердцевину и надеть его на одну из
л приклеенных бутылок.
4. На вторую бутылку приклеить держатель для душа разъемом кверху.
и 5. В середине крышки из-под кофе вырезать прямоугольное отверстие размером 2x5 см. Сбоку крышки проделать отверстие для трубочки от чупа-чупс.
U 6. Сделать отверстие для трубочки от чупа-чупс в основании приклеенного держателя напротив диска. Вставить трубочку одним концом в банку из-под кофе, другим - в основание держателя.
U 7. Отрезать пластиковую трубу размером 20 см, намазать клеем и вста вить в разъем держателя.
Схема изготовления


МАГНИТОЛА
Используется в играх: «Магазин», «Шофе-I ры», «Семья», «Праздники» и др. Игровые действия: покупка, продажа и ремонт, прослушивание дисков с музыкой.
Материалы: маленькая коробка из-под конфет с откидным верхом, пенопласт, колпачок Iот маркера, самоклейка скотч.
Инструменты: ножницы, нож, клей ПВА.
Этапы изготовления
Вырезать из пенопласта прямоугольник, соответствующий ширине и длине коробки. Высота прямоугольника должна быть ниже бортика коробки на 1 см. Вставить его внутрь коробки.
В центре пенопласта вырезать отверстие по диаметру колпачка от маркера. Намазать колпачок маркера клеем и вставить его в отверстие
(высота колпачка должна быть чуть больше высоты прямоугольника, чтобы на штырь можно было надевать диски).
Обклеить сверху пенопласт черной или блестящей самоклейкой.
Обклеить снаружи коробку черной или блестящей самоклейкой.
На готовую магнитолу наклеить кнопки управления и эмблему фирмы-изготовителя, которые можно выстричь из самоклейки, вырезать из журнала, сфотографировать и распечатать на принтере.

Схема изготовления

МАССАЖЁР ДЛЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР Используется в играх: «Косметический кабинет», «Спа-салон», «Лечебно-оздоровительный центр», «Салон красоты», «Фитнес-клуб», «Спортивные соревнования», «Конкурс красоты», «Центр по изготовлению и продаже медицинского оборудования». Игровые действия: реклама медицинских услуг, массаж лица, рук, шеи с использованием лечебных и косметических средств, смешивание мазей и кремов, накладывание масок, обработка и закупка массажеров.
Материалы: бутылка из-под краски для волос, резиновая пробка от лекарства, белая, красная и черная самоклейка. Инструменты: ножницы, клей «Момент», фломастер.
Этапы изготовления U 1. Приклеить пробку от лекарства к верхней части пробки бутылки. ТТ 2. Вырезать из белой самоклейки круг, нарисовать на нем фломастером цифры, имитирующие скоростной режим работы массажера. Ј3 3. Сделать на бутылке регулятор режима работы массажера следующим образом. Сначала приклеить круг из черной самоклейки, затем -нарисованный круг из белой самоклейки. Посредине белого круга приклеить стрелку из красной самоклейки.
Схема изготовления


СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН (раскладушка) Используется в играх: «Семья», «Магазин», «Такси», «Больница», «Салон сотовой связи» и др. Игровые действия: деловые, семейные и дружеские разговоры, вызов «скорой помощи», такси, пожарных, продажа, покупка и ремонт телефона, использование в качестве будильника, отправка CMC.
Материалы: плоские коробки из-под таблеток или косметики, картон.
цветная бумага или самоклейка.
Инструменты: клей ПВА, ножницы, фломастеры, скотч.



Этапы изготовления
Ј3 1. Коробку из-под таблеток или косметики обклеить бумагой или самоклейкой, выбрав цвет по желанию ребенка. Это основание телефона.
Из картона вырезать прямоугольник, размер которого равен размеру широкой стороны коробки. Обклеить его бумагой или самоклейкой того же цвета, что и коробка. Это крышка телефона.
Скрепить телефон и крышку между собой с помощью скотча таким образом, чтобы крышка легко открывалась и закрывалась.
^З 4. На внешнюю сторону крышки телефона наклеить эмблему фирмы-изготовителя, которую можно нарисовать или выстричь из рекламного буклета.
Внутреннюю часть телефона оформить следующим образом. На крышку наклеить дисплей, а на основание - кнопки управления телефоном. Значки можно нарисовать, вырезать из самоклейки, сфотографировать и распечатать на принтере.

Схема изготовления
















lb ТРЕНАЖЕР (беговая дорожка) Используется в играх: «Семья», «Тренажерный зал», «Спортивный комплекс», «Спа-салон», «Школа», «Оздоровительный центр». Игровые действия: упражнение мышц тела у спортсменов, оздоровление больных, поддержание организма в тонусе с помощью ходьбы и бега по дорожке с разной скоростью. Материалы: кусок пластиковой панели, волнистый пластиковый абажур от бра, пенеплен, крышка из-под кондиционера, черенок от пласт массовой детской лопатки, спидометр от любого измерительного прибора с пластиковым стеклом, нитки, самоклейка. Инструменты: ножницы, клей «Момент», иголка, нож.
Этапы изготовления "Q" 1 Отрезать кусок пластика по длине больше длины абажура на 5 см.
Обклеить края самоклейкой в тон пластика, tT 2. Обтянуть абажур пенепленом по его длине, края сшить. Это беговая дорожка. Г 3. Приклеить абажур вдоль пластиковой пластины. "О" 4. Посредине выступающего края пластиковой пластины приклеить
крышку от кондиционера отверстием вверх. ИГ 5. На черенок лопатки приклеить спидометр.
·Q" 6. Намазать крышку от кондиционера клеем и вставить в него черенок от лопатки ручкой вверх, спидометром к беговой дорожке. © 7. На тренажер наклеить фирменную эмблему, которую можно нарисовать или вырезать из журнала.
Схема изготовления

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ Используется в играх: «Служба спасения», «ГАИ», «Пожарные», «Милиция», «Аэропорт» «ЦУП», «Самолет», «Поезд», «Корабль».
Игровые действия: поддерживание связи с командой корабля (поезда, самолета), передача распоряжений, вызов пожарных и спасателей, переговоры с подчиненными, принятие информации о чрезвычайных ситуациях, управление транспортом.
Материалы: коробка из-под конфет, пробки от бутылок из-под лимонада, зубной пасты, крема, цветная самоклейка. Инструменты: ножницы, клей «Момент».
Этапы изготовления "С" 1. Обклеить коробку самоклейкой, выбор цвета которой будет зависеть от желания ребенка (например, блестящий). C=J> 2. Приклеить пробки к широкой стороне коробки в любом порядке,
промазав края клеем. 2) 3. Дополнить панель управления различными значками, вырезав их из цветной самоклейки (например, стрелки, указывающие направление вращения кнопок, или цифры, определяющие скорость или дальность).
Схема изготовления пульта

Схема изготовления видеокамеры












15