Совершенствование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бикметова Р.И., учитель русского языка и литературы
МБОУ "Гимназия №27"
г. Казань
Чтобы воспринимать культурные
ценности во всей их полноте,
необходимо знать их происхождение,
процесс их созидания и исторического изменения,
заложенную в них культурную память.
Д.С. Лихачев
Знаете ли вы знаменитых физиков? Каждый с легкостью назовет их имена. (Вольта, Томас Эдисон, Вильгельм Рентген, супруги Кюри, Альберт Энштейн, Петр Капица и др.) Представьте, что мы задаем нашим ученикам такой же вопрос о русистах. К сожалению, немногие из них смогут назвать известных русских филологов.
В Программе по русскому языку читаем: «Лингвистическая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями». Следовательно, знание учащимися научной терминологии, а также представление об этапах развития отечественной русистики, о виднейших ученых, которые совершили открытия в законах русского языка, его нормах и функциях – это лингвистическая компетенция. Большую часть урока мы посвящаем изучению орфографических, пунктуационных правил, морфологических, фонетических норм, а на ознакомление с историей языка, как правило, не хватает времени. Рассмотрим этот аспект формирования лингвистической компетенции.
Существует три пути формирования лингвистической компетенции: информационный, дискуссионный и творческий.
1. Чтобы расширить знания учащихся по истории лингвистической науки, применяют информационный путь. Он помогает учителю передать новую информацию, познакомить с ней школьников при помощи различных источников. Информационный путь имеет широкий спектр методов: чтение учебно-познавательных материалов о языковедах и их научных открытиях, пересказ прочитанного, подготовка сообщений, свободный диктант, изложение, беседа и лекция, самостоятельный анализ текстов учащимися.
Ознакомление обучающихся с информацией о деятельности ученых и рассказ о вкладе исследователей в развитие науки о языке можно облечь в разные формы. Например, при изучении темы «Лексикография. Толковые словари русского языка» возможны следующие варианты работы: рассказ учителя, сообщение учащихся, беседа, беседа-дискуссия, работа с текстом справочника, энциклопедии, изложение и изложение с элементами сочинения, сочинение-этюд о деятельности ученых, свободный диктант.
Чаще всего мы имеем возможность познакомить учащихся с необходимой информацией, используя тексты малых форм. Работая над определенными орфограммами, пунктограммами, особое внимание уделяем содержанию текста. С этой целью провожу отбор и сбор необходимого языкового материала по различным темам:
Творческая биография Александра Христофоровича Востокова. (5 кл.)
«Самое лучшее из всего того, что он сделал, - это его собственная жизнь» (О.О.Винокур о Д.Н.Ушакове) (6 кл.) .
Жизнь и научные труды В.В.Виноградова (7 кл.) .
Научная деятельность Алексея Александровича Шахматова (8 кл.)
А.М.Пешковский – исследователь синтаксиса русского языка (9 кл.) и др.
Наиболее интересными приемами педагогической техники для эффективной реализации задач на уроках такого типа являются следующие:
"идеальное задание" (учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию);
создание кластеров;
вопрос к тексту (перед изучением текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов (например, не менее 3 репродуктивных и 3 расширяющих и развивающих);
«инсерт» (маркировка текста) особенно эффективен во время чтения информационного текста.
2. При обсуждении спорных вопросов, которые были выявлены на этапе ознакомления с новой информацией, используют дискуссионный путь. Он помогает сформулировать у школьников личную мировоззренческую позицию, свою точку зрения на предмет обсуждения. В рамках этого пути эффективен такой метод работы, как беседа на дискуссионную тему.
"Человек, посвятивший себя науке, вооружен крепким оружием против мелочей и треволнений жизни. Идея его науки - его единственная цель, его душа, его стремление…" (Ф.И.Буслаев). Разделяете ли вы убеждения ученого? Согласны ли вы с тем, что научное сознание превосходит обыденное? Дискуссия (9 кл.)
Выдающийся лингвист А.А.Шахматов с раннего детства изучал французский, английский, немецкий, латинский и другие языки. Помогает ли осознать богатство родного языка и влияет ли на выбор будущей профессии «многоязычие»? Дискуссия (6кл.)
Согласны ли вы с тем, что деятельность Д.Н.Ушакова была на редкость разносторонней? Нужно ли ученому стремиться к сосредочению исключительно на вопросах науки или у него должны быть широкий кругозор, многообразные интересы? (7кл.)
Л.В.Щерба однажды продиктовал студентам-филологам сфантазированную фразу: «Бринге ди банка мит варенье фон дер полка им чулан». На каком языке она оформлена? Как вы думаете, что хотел подчеркнуть этим примером великий лингвист: проиллюстрировать какое-либо языковое явление или это высказывание было шуткой профессора? (8кл.)
3. Осмыслить вклад лингвистов в науку, сформировать у школьников оценочные суждения о трудах и открытиях языковедов и в целом об истории русской лингвистической науки позволяет и творческий путь. Наилучшими методами работы являются изложение с элементами сочинения, выражающее отношение пишущего с его оценкой, сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное интервью, составление кроссвода или тестовых заданий, лингвистическая викторина, создание проекта и его защита.
Моё «открытие» ученого-лингвиста Е.Д.Поливанова (9 кл.) - сочинение.
Самый яркий эпизод из биографии Е.Д.Поливанова (9 кл.) - представление ученого-полиглота, интервью с русистом.
Научная работа С.И.Ожегова в годы войны (7 кл.) - свободный диктант.
Автор моего учебника - Степан Григорьевич Бархударов (8-9 классы).
Иван Александрович Бодуэн Де Куртене - основатель Казанской лингвистической школы (9-10 кл.) - альманах.
«Собирал человек слова» (В.И.Даль) (5 кл.) .
Знакомясь с «Толковым словарём живого великорусского языка» В. И. Даля, можно использовать информационный, дискуссионный и творческий пути совершенствования лингвистической компетенции, задания различного уровня сложности. Изучение можно начать с беседы на тему «Замечательный ученый-лексикограф В. И. Даль». Затем предложить работу, направленную на исследование словаря: создание небольших сообщений о построении словаря и словарной статьи, задания творческого характера (сочинения на языке словаря В. И. Даля или словарей по определённой тематике (словарь военных терминов, словарь волжских говоров).
Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносятся с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Творческий подход подразумевает, на наш взгляд, применение следующих приемов:
"творчество работает на будущее" - ученики выпоняют творческое задание по разработке дидактических материалов (составление теста, кроссворда, карточки-консультации и др.) ;
"удивляй!" - хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание , как удивительное. Так, например, знакомство с Поливановым можно начать с вопроса о том, сколько языков ученый знал в совершенстве (18, среди них  французский, немецкий, английский, латинский, греческий, испанский, сербский, польский, китайский, японский, татарский, узбекский, туркменский, казахский, киргизский, таджикский, эстонский и русский);
особое задание (для одаренных или слабо мотивированных учеников) на неделю-две, отдельное от всех (выпуск газеты, подготовка материалов для выставки, публикации);
работа в группах - творческое задание , защита работы, перекрестный опрос;
мозговой штурм - глубокое погружение в тему могут вызвать оригинальные задания: предложите идею оформления книги об Ожегове, памятника Далю;
синквейн.
Таким образом, повторение и закрепление знаний школьников об истории лингвистической науки и о её представителях – виднейших русистах XIX - XX века формирует у учащихся лингвистическую компетенцию. А повышение лингвистической компетенции, формирование у школьников целостного взгляда на историю лингвистической науки с помощью различных приемов педагогической техники способствует развитию мотивации к русскому языку как учебному предмету, стимулированию творческой поисковой деятельности учащихся, а также имеет воспитательное значение.
Использованные материалы:
Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения: Примерная программа основного общего образования, 2004
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность:Пособие для учителя - М.: Вита-Пресс, 2001
Т.Е. Зинина Расширение лингвистического и культурологического кругозора во внеклассной работе с учащимися, 2012 http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/rasshirenie-lingvisticheskogo-i-kulturologicheskogo-krugozora
Е. Трофимова. Увлекательная русистика. Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка, 2011 http://www.ug.ru/method_article/191