КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ ТЕКСТ НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc472590335 \h 31.Теоритические основы работы с текстом на уроке грамматики для формирования коммуникативной компетенции учащихся PAGEREF _Toc472590336 \h 51.1.Онтогенез общения и коммуникативных способностей у детей PAGEREF _Toc472590337 \h 51.2.Понятие и свойства текста PAGEREF _Toc472590338 \h 142.Методологические основы работы с текстом на уроке грамматики для формирования коммуникативной компетенции учащихся PAGEREF _Toc472590339 \h 192.1.Этапы работы с текстом PAGEREF _Toc472590340 \h 192.2.Методический комплекс работы с текстом, способствующий формирования коммуникативной компетенции учащихся PAGEREF _Toc472590341 \h 25Заключение PAGEREF _Toc472590342 \h 29Список литературы PAGEREF _Toc472590343 \h 30

ВведениеАктуальность данной работы темы обусловлена тем, что современный мир с особой остротой требует от членов общества нового мышления – гибкого, многостороннего – и новых коммуникативно-речевых умений: вести диалог, дискутировать, полемизировать, убеждать, отстаивать свою точку зрения, остро ставить вопросы и диалектически подходить к их решению. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Таким образом, задачей педагога должно стать развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова складывались в нужный смысл, чтобы он умел сказать именно то, что хотел, донести до другого свою идею, часть своего «я».
Неоценимую роль в формировании коммуникативной компетенции учащихся, умения учиться, в мотивации учения, в развитии творческих способностей учащихся может сыграть текст – логически законченный отрывок из художественного произведения, способный вызвать у слушателя и читателя эмоциональное переживание. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Как эффективно организовать преподавание уроков русского языка, исходя из задач, заложенных в действующих школьных программах, концепции предмета? Как развивать речь и мышление? Как научить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость и сострадание, любовь ко всему живому? Чаще всего, педагоги - словесники, пытаются найти ответы на эти вопросы в использовании различных форм, методов и приёмов. Эффективной работой в этом направлении мы считаем работу с текстом, как одно из условий развития нравственного потенциала учащихся, расширения их кругозора, пополнения словарного запаса подрастающего поколения. И путь к этому – «двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение текста» (Н.М. Шанский).29, с. 15 В процессе чтения происходит смысловая обработка информации: её выделение, организация, обобщение, критическое осмысление и оценка.
Поиск эффективных путей совершенствования работы по развитию речи отражен в работах, E.H. Никитиной, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, С.Ю. Пичугова, А.П. Еремеевой, Е.С.Антоновой, Е.В.Архиповой. Глубокое обоснование особой роли текста и речевой среды в развитии чувства языка у школьников дано в работах Н.Д. Глизериной и Т.М. Пахновой.
Цель исследования - выявить наиболее эффективные приёмы по работе над текстом, способствующие формированию коммуникативных компетенций учащихся.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать научно-методическую литературу на предмет выявления формирования коммуникативных компетенций учащихся в процессе работы над текстом;осмыслить накопленный учителями опыт работы над текстом.
Объект исследования – формирование коммуникативных компетенций учащихся.
Предметом исследования является учебный процесс направленный на формирование коммуникативных компетенций учащихся.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.Теоритические основы работы с текстом на уроке грамматики для формирования коммуникативной компетенции учащихся1.1.Онтогенез общения и коммуникативных способностей у детейОбщение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). [11, c. 79]
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. [5, c. 102]
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.
Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого. Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. [8, c. 202]
Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.
Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.
Исследования М.В. Карепановой свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается со взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется. А после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность в виде психосоматического комплекса оживления, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь его внимание, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны. [16, c. 78]
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Из реакции сосредоточения взгляда на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это непросто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.
В процессе общей жизни у ребенка с матерью возникает новый тип деятельности — непосредственное эмоциональное общение друг с другом. Специфическая особенность этого общения состоит в том, что его предмет — другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно то, что предметом деятельности становится другой человек.
Общение в этот период должно быть положительно эмоционально окрашенным. В результате у ребенка создается эмоционально-положительный фон настроения, что служит признаком физического и психического здоровья. Источник психического и личностного развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.
Основным ведущим типом деятельности в младенческом возрасте традиционно считается эмоционально-непосредственное общение. В этот период устанавливается наиболее тесная связь ребенка с ухаживающими за ним взрослыми, взрослые выполняют важную функцию в любой ситуации, в которую попадает ребенок, связь эта на протяжении младенчества не ослабевает, а наоборот, усиливается и приобретает новые, более активные формы. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие ребенка. [17, c. 210]
Одними из первых проявляются ответные реакции на голос матери. Далее развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы — попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты. Примерно в пять месяцев происходит перелом в развитии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного направленного действия. Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. К концу младенческого возраста ребенок начинает понимать первые слова, у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
К девяти месяцам малыш становится на ножки, пытается ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Происходит переориентация единой социальной ситуации «мы»: теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет.
К важнейшим новообразованиям младенчества относится произнесение первого слова. Ходьба и разнообразие действий с предметами обусловливают появление речи, которая способствует общению. В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослыми меняется изнутри. В этом возрасте малыши приобретают некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, дети начинают ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще ограничен.
Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения традиционными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает интенсивно развиваться и становится речевым. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как и другими орудиями (ложкой, карандашом). Развитие речи — это одно из ключевых направлений в развитии самостоятельной предметной деятельности. Таким образом, связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в общении, в системе деятельности ребенка, производимой с помощью взрослого или совместно с ним. [16, c. 45]
В переходный период — от младенчества к раннему детству — как в деятельности ребенка, так и в общении его со взрослыми происходят существенные сдвиги. Значительно дифференцируются отношения ребенка к окружающим людям и вещам. Одни отношения возникают на основе удовлетворения основных потребностей ребенка (еда, сон, одевание), другие — в связи с самостоятельной деятельностью с различными предметами (игрушками и предметами обихода); третьи — на почве ориентировки в мире вещей, еще недоступных малышу непосредственно, но уже заинтересовавших его. Однако при всем многообразии возникающих в этом возрасте отношений, все они могут быть реализованы лишь в совместной деятельности со взрослыми.
Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок начинает видеть себя самого, появляется феномен «Я сам». Это требует достижения определенного уровня развития восприятия, интеллекта, речи. Л.С. Выготский называл это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации.
В три года происходит ломка взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым, возникает стремление к самостоятельной деятельности. Взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает возникновение не только внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Намечается тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого — ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и малыш хочет действовать, как они. Общая жизнь со взрослым характерна для периода детства; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.
Глубокая перестройка побуждений ребенка — одна из предпосылок для возникновения и широкого развития в дошкольном возрасте новых видов деятельности: ролевой игры, изобразительной и конструктивной деятельности, элементарных форм трудовой деятельности. Воспитывающие ребенка взрослые вводят его в широкий мир человеческой деятельности. Открытие нового мира вызывает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний — все это и есть начальная форма осознания ребенком самого себя. Значительно расширяется и круг жизненных отношений, изменяется образ жизни ребенка, формируются новые отношения со взрослыми и новые виды деятельности. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов.
Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Ребенок в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев близкого человека. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка, и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства. [16, c. 305]
В первом полугодии жизни ведущий мотив общения детей со взрослыми — личностный, со второго полугодия жизни до двух лет ведущим становится деловой мотив общения. В первой половине дошкольного детства ведущим становится познавательный, а во второй — снова личностный мотив. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности. Безусловно, существуют индивидуальные различия в общении ребенка со взрослыми, которые могут выражаться в различной степени активности, в большей или меньшей склонности ребенка к деловым, познавательным или личностным контактам.
В дошкольном возрасте дети ищут в сверстнике партнера для обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) по-прежнему на первом месте остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается значение познавательных мотивов и за рамками сотрудничества. Дошкольникам 6-7 лет также наиболее присущи мотивы делового сотрудничества, еще стремительнее увеличивается роль познавательных; дети обсуждают с ровесниками серьезные жизненные вопросы, вырабатывают общие решения.
Общение осуществляется с помощью разнообразных средств. Выделяют три основные категории средств общения:
экспрессивно-мимические (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
предметно-действенные (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов со взрослыми или стремление приблизиться к нему, быть взятым на руки);
речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.

1.2.Понятие и свойства текстаХорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Обобщая опыт педагогов начальных классов, можно сделать вывод что, наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их житейский опыт: их детство, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому есть смысл специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать сочинения отчёты об экскурсиях, наблюдения, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.
Основная часть работ, как отмечает педагог И. А Кузьмина, в первом классе проводилась в устной форме: ответы на вопросы, формировалось умение не только отвечать на вопросы, но учились правильно задавать вопросы, давались тексты и к ним надо нарисовать рисунки, отгадать загадки, придумать самим вопросы, подобрать пословицу.15
Со второго класса даются такие понятия как текст повествования, рассуждения, описания.
Схема построения повествовательного текста.
В тексте должно быть указано время и место действия.
Названы действующие лица.
Текст должен указывать на завершение действия.
Должен быть определён порядок действия.
Обязательно должен быть сделан вывод.
Построение текста – рассуждения.
Вступление.
Основная мысль, которую будете доказывать.
Мотивы, доводы, доказательства /аргументы/.
Итог, к которому пришёл автор рассуждения.
Построение текста – описания.
Охарактеризуйте общий вид предмета.
Определите цель описания.
Изложите характерные признаки: цвет, объём, форма, размер, назначение, запах, вкус, необходимость, впечатление, сущность…Найдите наиболее точные слова.
Отберите необходимые признаки.
Расположите описание так, как требует тема и идея.
Подумайте над итогом.
Придумайте несколько заглавий, выберите лучшее.
Во втором классе можно составлять текст со сложными картинками (серии) под руководством учителя. Дети рассказывали на определенные темы из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любви к животным, игрушках и т.п. сочиняли тексты по плану, данному учителем, например, «Как я помогаю дома».
Если во втором классе план дает учитель, то в III – IV классах план составляется коллективно различными приемами:
Составление картинного плана (он помогает детям подробнее и ярче изложить содержание рассказа;
План по вопросам;
Текст делиться на логически законченные части. Каждая часть разбирается, выделяется главная мысль, дается заглавие каждой части. Эти заготовки служат планом для рассказа.
Озаглавливание каждой части, может быть:
в форме повествовательных предложений;
в форме вопросительных предложений;
в форме называемых предложений.
Чтоб рассказ получится эмоциональным, интересным, нужно обязательно обращать внимание на точность, выразительность, красочность некоторых слов и выражений, т.е. найти в тексте художественно-изобразительный средства языка (эпитет, сравнение, метафоры).
Некоторые слова нужно записать в тетрадь.
Одной из сложных видов устной работы является составление рассказа по картине.
Еще К.Д.Ушинский писал: «если вы входите класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно».20
Дети легко будут пересказывать, если они видят иллюстрации, картинный план. Учить пересказывать нужно от более легкого к более трудному.
Учитель должен научить ребенка «читать» картину, т.е. учить рассматривать её и понять содержание. Разбор картины важен для обогащения лексики детей.
Можно сказать, что во всех классах виды работ по развитию речи одинаковы:
Работа над словарем;
Работа над предложением;
Работа над связной речью.
И вся работа должно построена так, чтобы на любом уроке развивались мыслительные и речевые способности детей, чтобы у детей было желание учиться, вызвать в школьнике чувство радостного удивления перед тайнами безбрежного океана слов, а речь их становилась яркой, эмоциональной и содержательной.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции учащихся является работа с текстом. В научной и учебной литературе под текстом принято понимать результат речевой деятельности, высказывание.
В этой связи целесообразно определить признаки текста. К признакам текста можно отнести тематическую и смысловую общность, синтаксическое и композиционное единство, логическую завершенность.
Н.Д. Глизерина, в своей статье «Текст на уроках грамматики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся», считает что «одной из особенностей текста выступает его типовая принадлежность, в соответствии с которой выделяются функционально-смысловые типы речи — повествование, описание, рассуждение»7, с. 21.
Тексты различных видов отличаются смысловой нагрузкой, функцией речи и характерной чертой.
Смысловую основу можно рассматривать как совокупность действий или признаков, а также причинно-следственную связь между явлениями.
Наиболее доступным для понимания и осознания для детей младшего школьного возраста является текст-повествование.
Как говорит Н.Д. Глизерина, «повествование характеризуется динамизмом, поскольку представляет собой сообщение о развивающихся, изменяющихся, последовательно сменяющих друг друга действиях, явлениях. В связи с этим главным языковым средством организации текста — повествования выступают глагольные формы» »7, с. 22.
Рассматриваемые особенности текста позволяют использовать его на уроках грамматики, с целью организации грамматико-стилистической работы, которая способствует не только учебно-языковые, но и коммуникативные навыки, а также обеспечивает взаимодействие этих процессов, что позитивно влияет на развитие связанной и правильной речи учащихся.
Работа с грамматическим стилем направлена на решение следующих задач:
1)помочь усвоить учащимся понятие о повествовании как типе речи, который обладает определёнными, присущими только ему характеристиками: типологической структуры, композиционной формы, языковых особенностей;
2) познакомить учащихся со стилистическими свойствами видовременных глагольных форм в повествовательных текстах, с элементами рассуждения и описания;
3) привить учащимся навык выбора и свободного употребления видовременных глагольных форм как главного средства выражения динамики в тексте повествовательного стиля.
Вывод: необходимо продумать систему работы с любым художественным текстом ещё и таким образом, чтобы громоздкие сложные разборы не вызывали страх, а способствовали видению красоты слова, воспитанию эстетического вкуса у учащихся, Помогали детям осознать, что они являются носителями великого русского языка и почувствовать гордость за это.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.

2.Методологические основы работы с текстом на уроке грамматики для формирования коммуникативной компетенции учащихся2.1.Этапы работы с текстомТак как результатом речевой деятельности является текст, то коммуникативную компетенцию учащихся нужно формировать, создавая тексты, соответствующие ситуации общения, анализировать их, а главное понимать. Как отмечает Н. А. Белова, «правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного, адекватного данному» 2, с.125. Поэтому совершенствуя умения воспринимать и понимать тексты, нужно создавать условия для формирования умений их продуцировать: научить совершенному владению языковыми средствами, которое позволит организовать речевое высказывание.
Работа с текстом предполагает несколько этапов.
1.Ежеурочное постижение значения (в широком смысле) слова в тексте.
2.Диалог с автором (анализ текста, пересказ).
3. «Я сам», или, Твори, выдумывай, пробуй! (творческие работы, сочинения).
Следует подбирать такую информацию, которая бы вызвала у учащихся повышенный интерес, затрагивала бы воображение, а с другой стороны – разработать систему таких заданий, которые делали бы процесс добывания знаний творческим и потенциальным.
При использовании чужого опыта (проблемное обучение, развитие критического мышления, активные формы и методы) следует учитывать индивидуальные особенности класса и отдельных учеников, а также способности и возможности педагога. Найти что-то своё, что поможет учащимся раскрыться, а педагогу добиться поставленной цели – интереса и радости от работы с яркими выразительными текстами.
Работа над фоникой предполагает познание звуковой семантики слова, дополнительно возникающей в процессе создания текста. Огромную роль здесь играет подсознание, пользующееся всем арсеналом средств, накопленных личностью.
Задание: Назовите как можно больше слов на л:
Среди названных слов будут и ласка (любовно), любовь (нежно), лодка (плавно), лепет (трогательно) и др. (В скобках даны ассоциации с этими словами).А теперь читаем у К.Бальмонта:
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея. («Влага»)
- О чем стихотворение? Ответы могут быть разными (о лебеде, о лилии, о катании на лодке и т. д.)
- Случаен ли такой наплыв нежного «л»? (Сравните с вышеназванными ассоциациями). – Так о чем стихотворение? Конечно, о лебеде, но и об удивительном мире любви и нежности: «ластятся волны,… ластится лилея». Всё дышит любовью, и взаимопониманием - какая гармония в природе. Ассонансы и аллитерации «служат смыслу и слуху, вкусу и памяти» (М.А.Рыбникова). В рамках текста они сливаются воедино с другими средствами и формируют содержание и эмоциональный отклик.
Изучаем словообразование.
Задание: Образуем сложные слова, одна часть которых, например, «огонь». Огнеопасный, огнетушитель, огнедышащий и т.д.
В. Хлебников:
Жарбог! Жарбог!
Хочу видеть волю огнезарую,
Дабы радугой стожарноюВспыхнул морок наших дней.
- Как образованы подчеркнутые слова? С какой целью образует В.Хлебников новые слова для своего стихотворения? Идея стихотворения?
Задание: «Не верь глазам (ушам) своим» - работа над пресловутыми безударными гласными (3-4 класс):
На доске записано стихотворение
Очень добрый старожил (старый)
Дом в долине (дол) сторожил (сторож) .Никогда не удалялся (даль),
Он трудами наслаждался (сладость).
- О ком стихотворение? Что вы можете сказать об этом человеке? Нравится ли он вам, хотя вы его и не знаете? - Можно ли подчеркнутые слова назвать однокоренными? - Правильно ли подобраны проверочные слова? - К какой части речи отнесете эти слова?- Расскажите, почему приятен людям старый житель долины?
Если дети испытывают затруднения, можно обратиться к толковым словарям.
Задание: «Этимологические истории».
Капуста – что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» - голова. Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше «капитана» и было образованно от слова «капут» - голова.
Урожай – восточно-славянское. Образованно от слова «род», которое обозначало происхождение, поколение, семья.
Берёза – у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.
Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Обаятельный - происходит от «баять», подоплека – от «под плеко, подплечье», подкладка крестьянской рубахи, ассамблея – от assimulare ( лат.), «собирать, соединять» и т.д.
Такие истории готовятся заранее, так же, как и рассказы о фразеологизмах. Их часто дети ещё и иллюстрируют.
Помочь ученикам понять и почувствовать эстетическую ценность слова помогают и знания морфологии. Писатели иногда могут вывести из «оцепенелости» самое обыкновенное слово, и оно заискрится, поражая новым, необыкновенным смыслом.
При изучении прилагательных возможны такие задания: раскрась картину, подбери цветовые прилагательные, описывая реку, лес, дорогу, цветочную поляну; опиши настроение моря, солнца, тучи, неба (углубляются понятия «метафора», «метонимия» и др.); охарактеризуй человека, его поступок.Для анализа предлагаю стихотворение З. Гиппиус:
Неудержимый, властный, влажный,
Весельем белым окрылен,
Слепой, безвольный и отважный,
Он вестник смены, сын Времен. («Весенний ветер»)
- Почему так строит стихотворение Гиппиус?
Многогранно (об этом рассказывают эпитеты) воспринимает художник все миру данное. Ветер – это и сила, и мощь, и энергия, может быть, стихийная, разрушительная – слепой, но ветер – это и обновление – вестник смены. Эмоциональное и яркое описание радует и удивляет.
Изучаем глаголы.
Задание: Озвучь картину: березы шепчутся, осины лепечут, сосны гудят, травы шелестят (метафоры). Можно усложнить задание – озвучь картину, используя аллитерацию: пчелы жужжат, комары пищат, кузнечики трещат.
Задание: «Диктор» - прочитай орфоэпически правильно.
Задание: «Редактор» - добавь пропущенные прилагательные, наречия, предлоги, союзы.
Задание: «Корректор» - исправь ошибки.
Задание: «Опиши слово», например, зарница.
Богатейший материал для постижения Слова, для осмысления закономерностей языка и понимания его философской основы дает синтаксис. Например, сложные предложения. В одном предложении – развернутая широкая картина, или обоснование причинно-следственных связей, или условие, время свершения событий. В одном предложении масса эмоций: тревога, беспокойство, сожаление, сострадание, надежда, угрызения совести, раскаяние и т. д. Читаем у Александра Блока:Ты спишь, а на улице тихо,
И я умираю с тоски,
И злое, голодное лихо
Упорно стучится в виски.
- Сколько здесь предложений? - Будет ли текст информационно достаточным, если сложное предложение перестроить в три простых? – Определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения? – О чем стихотворение А.Блока?
Каких бы текстов мы ни касались, всегда есть смысл говорить о роли лексических средств. Обращаем особое внимание на лексические средства выражения отношения, оценки, на средства связи предложений в тексте, на лексический повтор и его роль в тексте. Работаем над синонимами, антонимами, стилистически окрашенной лексикой. Знакомимся со словами, ограниченными в употреблении. Особое внимание уделяем фразеологизмам, крылатым выражениям, пословицам, поговоркам.
Задание: «Переводчик» - замени иноязычные слова русскими.
Задание: «Перевертыши» - замени слова антонимами, чтобы получилась пословица.
Задание: «Метафоры» - вспомни, о чём говорит поэт:
- она «обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо»;
- «скрученные намертво суставы он так развил, что, кажется ударь - и запоет он колоколом славы…»;
- «вотчина ночного соловья, тихая царевна Несмеяна…»
- «она горит над золотом осенним, она горит над зимним серебром» и т. д.
Дополнительное задание:
Какая метафора вам нравится больше, почему?
Очень важно сделать так, чтобы ученикам стал интересен автор произведения, чтобы с его помощью они могли понять себя и окружающих людей.
Этика филологии учит: моё восприятие, моё понимание не является единственно верным, надо бережно относиться к замыслу другого (автора, критика), и моё понимание может стать более глубоким, и я как личность стану нравственнее, умнее.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.

2.2.Методический комплекс работы с текстом, способствующий формирования коммуникативной компетенции учащихсяКомплексная работа с текстом включает элементы речеведческого, стилистического, лингвистического, филологического анализа, вопросы, связанные с орфографией, пунктуацией, а также подготовку к выразительному чтению. Выразительное чтение – своеобразный тест на понимание текста.
Формы работы с текстом:
- лингвостилистический анализ текста;
- самодиктанты;
- редактирование;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- коммуникативные и игровые ситуации и др.
К примеру, можно взять такой план комплексного анализа текста:
Что вы знаете об авторе текста? (Узнайте больше).
К какому функциональному стилю принадлежит? Тип речи.
Тема, дайте заглавие (или докажите, почему так называется).
На какие смысловые части можно разделить (выделите подтемы, составьте план).
Как связаны части текста? (повтор, синонимические замены, , местоимения, союзы).
Как соотносятся начало и конец?
Приемы построения - композиция текста? (сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувств, постепенное развитие мысли, быстрая смена, динамичность, неторопливое развёртывание действия и т.д.).Основные образы, образ автора.
Особенности лексики (синонимы, антонимы, многозначные слова, слова в переносном смысле, тропы).
Стилевая принадлежность лексики (архаизмы, историзмы, неологизмы, разговорная лексика, эмоционально-оценочная лексика).
Синтаксические фигуры (повтор, рефрен, антитеза, аллегория, ирония, , умолчание, риторический вопрос, анафора, эпифора и др.)
Фонетические особенности.
Морфологические особенности (какие части речи преобладают).
Синтаксис текста (употребление предложений определённой структуры: простые, сложные, осложненные, разные).Идея (не только главная мысль, но и чувства, состояние).
Ваше впечатление?
Сравните с другими текстами на эту тему.
Возможны и разные формы уроков по лингвостилистическому анализу текста: урок-исследование, урок-практикум, деловая игра, дискуссия, интегрированные уроки. Последний тип урока включает аналитическую работу с текстом и предполагает возможность выбора учащимися и самого текста, и справочных материалов, и формы работы.
Наступает момент, когда ребенку надо попробовать себя в создании собственного текста.
Сочинения могут быть очень разные как по форме, так и по содержанию, по стилистической принадлежности.
Сочинения могут быть:
Сочинение-стилизация (басня, былина, загадка, сказка, поучение и др.).
Сочинение-рассказ (повествование), описание, рассуждение.
Комплимент.
Сочинение по опорным словам.
Сочинение с творческим заданием (переформулировать, заменить синонимами, дополнить, дописать концовку).
Сочинение с условием (например, включить однородные члены, или добавить звукопись).
Сочинения аналитического характера (например, «Роль обращений в сказках Пушкина»).
Сочинение-аргумент (Доказать, что ложь всегда раскрывается, используя рассказ Толстого «Косточка»).
Сочинение-вымысел («О чем шепчут березы», «Какую телеграмму отстукивает в эфир дятел», «Чем возмущена сорока»).
Информационная заметка в газету.
Сочинение-репортаж, экскурсия, путешествие, очерк (портретный, проблемный), пейзажная зарисовка, эссе, письмо.
Отзыв, аннотация, рецензия.
Сочинение на литературную тему, на свободную тему.
Сочинение – виртуальная ситуация (Сочинение от имени литературного героя).
В качестве примера можно привести следующее задание для подготовки к сочинению:
Сравните два текста. В чем преимущества каждого из них (В зависимости от ситуации, от цели высказывания).
1.Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие в виде капель….
2. И по дороге моей, светлые, словно из стали, Тысячи мелких гвоздей шляпками вниз заскакали.
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзились струи дождевые. Н.А.НекрасовДети обратят внимание на стилистическую разницу текстов, обоснуют приемы и средства достижения целей в каждом тексте, отметят образность, эмоциональность второго текста и средства их достижения (тропы), вспомнят, что есть что.
Кроме того, полезно будет подготовить своеобразную памятку пишущему сочинение. Например:
1.Продумай тему, определи ключевое слово темы (о чем сочинение).
2.Главная мысль – что о предмете речи ты хочешь сказать?
3.Цель (стиль) – нарисовать картину, повествовать, доказать, воздействовать?
4.Тип сочинения (возможно сочетание типов речи – куда включить пейзаж, портрет и т. д.).
5.Подтемы и средства связи частей текста.
6.Выбирай лексику (синонимы, антонимы, тропы (не говори слишком красиво), фразеологизмы).
7.Подумай о грамматических средствах выражения содержания (односоставные и неполные предложения, простые осложненные, сложные, диалог, монолог).
8. Обрати внимание на употребление частей речи.
9. Продумай, как связать начало и конец.
10. Помни: слова должны нести информацию (нет лишним, неуместным словам).
Вывод: главное при такой работе содействовать выработке умений избирательно относиться к фактам действительности, а значит, развивать наблюдательность, воображение; способствовать формированию умения выбирать языковой материал, то есть, выбирать самые точные в речевой ситуации слова, тропы, употреблять фразеологизмы, разнообразить синтаксические конструкции, чтобы выразить и вызвать нужные эмоции, нужные чувства.
ЗаключениеИтак, текст – это интегрированная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, культурологи, философии, психологии, философии, литературоведения, истории и др. Изучая текст, обучающиеся обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать своё мнение, признавать и исправлять ошибки, овладевать богатством устной и письменной речи. Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Большое место на уроках грамматики должна занимать работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.
Ежедневное погружение в мир художественной литературы обязательно поможет овладеть всеми видами речевой деятельности, научиться правильному и интеллигентному общению в различных сферах и ситуациях, понять тайны русского национального характера и стать достойным членом общества.
Каждый урок русского языка – сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. Работа мысли вызовет интерес, познавательную активность. С каждым годом будут усложняться задачи речевого развития ученика, и с каждым годом будут развиваться способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности.

Список литературыБальмонт К. Д. Стихотворения // Профиздат. 2009, 240с.
Белова Н. А. Организация работы с текстом при формировании текстовой компетенции учащихся 5-х классов //Начальная школа. 2012. №10 Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Блок А. Стихотворения. Поэмы. // М.: ЭКСМО. 2013.
Бурцева Е. В. Формы работы с текстом при формировании текстовых умений школьников // Начальная школа. 2013. №3 Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Востриков А.А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования // Начальная школа. - 2011. - № 13 Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Глизерина Н.Д. Реализация преемственно-перспективных связей в формировании коммуникативной компетенции школьников при изучении грамматики: Учеб. пос. Йошкар-Ола, 2014.
Глизерина Н.Д., Текст на уроках грамматики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся // Начальная школа. 2015. №1 Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики : [учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб.. - М. : Академия, 2012. - 271 с.
Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе : учеб.-метод. пособие / И.С. Гринченко. - М. : ЦГЛ, 2012. - 78 с.
Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ : пособие для учителя-дефектолога / А.Г. Зикеев. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 271 с. 
Змушко А.М. Теоретические основы технологии коммуникативного обучения языку в специальной школе // Современные педагогические технологии в специальном образовании : пособие для педагогов / под ред. А. М. Змушко. - Минск : Нар. асвета, 2015. - С. 109-128. 
Карпуть Н.В. Особенность исследования развития личности младшего школьника // Начальная школа. – 2013. - № 11Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Комарова Л. И. Современные подходы к изучению художественного текста младшими школьниками // Начальная школа. 2009. №13. Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Корепанова М.В. Преемственность в социально-личностном развитии детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст : основные итоги федерального эксперимента / М.В. Корепанова, Г.В. Гнайкова // Начальная шк. плюс до и после. - 2014. - № 5. - С. 57-59. Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Кузьмина И. А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках грамматики // Начальная школа. 2014. №4. Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. Стихотворения. Поэмы. // М.: ЭКСМО. 2013.
Пахнова Т.М. Работа с текстом в начальной школе. М.: 2015. - 416 с.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения . — 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1963. — 313, [1] с., 1 л. портр. — Темат. указ.: с. 309-311.
Турабаева Л. К., Абдикеримова Г. А., Есболаева И. А., Базарбекова Н. Ш. Виды и особенности работы с текстом // Начальная школа. 2015. №1-7. Электронный ресурс // URL: http://n-shkola.ru. (Дата обращения 9.01.2017.)
Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М., 1974. 
Хлебников Велимир. Избранное: Стихи и поэмы / Предисловие Вл. Смирнова. — М.: Детская литература, 1989.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста, Л. – 2010.