Конспект урока по русскому языку на темуЛексическое значение слова.Однозначные и многозначные слова 3 класс Школа России.


Урок 17. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные.
Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать многозначные слова, работа со словарём.
Ход урока
I.Организационный момент.II. Анализ контрольного диктанта.
(проводится работа над каждой группой ошибок)
Пропуск, перестановка букв.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща.
Разделительный мягкий знак
Безударные гласные в корне слова.
Парные звонкие и глухие согласные в конце слова.
Непроверяемые гласные.
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание)
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.
М.л.ко – ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м.л.ка можно приготовить сметану, сыр, творо.
Очень полезно кислое молоко, Но вкуснее всего парное м.л.ко.
III.Самоопределение к деятельности.- Отгадайте загадку.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошка.(Мышь)
-Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре)
- Найдите в толковом словаре на с.153 слово мышь.
- Какие значения имеет это слово?
- Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?(Многозначные.)
- А теперь найдите в толковом словаре с.153 значение слова таволга.Что вы можете сказать об этом слове?
( Это однозначное слово.)
- Сформулируйте тему урока.
IV.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.64(с.40)
- Прочитайте текст.О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
- Согласны ли вы с его мнением?
- Выполните задания.
- Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
- Что такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово.)
- По какому словарю можно определить лексическое значение слова?( По толковому.)
Упр.65(с.40)
(Работа в парах.)
- Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
V. Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала.1.Работа по учебнику.
Упр.66(с.41)
- Прочитайте текст.
- О каком явлении природы идёт речь?(О росе.)
- Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.
- Выполните задание.
- Значение какого слова вы определяли по словарю?
2.Работа со словом из словаря.
- Узнайте слово по его лексическим значениям.
1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
2. собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
(Ответ: альбом)
- Что можно сказать об этом слове?(Это многозначное слово.)
- Найдите это слово в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом альбом , запишите.
-Запомните, как пишется это слово.
Материал для учителя
По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралась много народа.А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
VII.Рефлексия
(Работа в парах).
Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Что такое лексическое значение слова?
- С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?
Домашнее задание
Упр. 67(с. 42).