Разработка урока по русскому языку на тему Значение слова. Однозначные и многозначные слова. 5 класс


Дата: 15.10.2016 Школа: КГУ «Сш Топар с ДМЦ»
Класс : 5 Ф.И.О. Селивейстрова Ирина Васильевна
Тема: Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Количество Количество присутствующих отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке  познакомить с понятием «лексическое значение слова»; с однозначными и многозначными словами.
развивать умения пользоваться толковым словарем, определять грамматическое значение слова.
воспитание внимательности и организованности
Цели урока:
Все учащиеся смогут: понять текст, понимать значение простых фраз, содержащие знакомые слова.
Большинство учащиеся смогут: участвовать в речевой ситуации, соблюдать речевые формы; составлять словосочетания.
Некоторые учащиеся смогут: пересказать рассказ, формулировать вопросы и ответы.
Языковая цель: Учащиеся смогут: Точно формулировать вопросы, писать предложения, дополнять рамки.
Ключевые слова и фразы:  
Предыдущее обучение: раздел «Фонетика»
Планируемое время: Запланированная деятельность Ресурсы
Начало Орг момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок русского языка.
Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Проверка домашнего задания упр92.
упр 93 устно Стикеры с надписью
Словари (казахский)
Середина Чтение нового материала стр 41
Основные понятия Лексика – это словарный состав языка. Лексическое значение – это основной смысл слова (его содержание). Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. О многозначных словах Узнать, многозначное ли слово или однозначное, мы сможем в толковом словаре. Чаще мы сами можем ответить, сколько значений у того или иного слова. Например, несложно догадаться, что слово идти многозначное. В словаре С.И. О́жегова выделяются 26 значений этого слова. Но для того чтобы понять, какое именно значение имеется в виду, нам необходимо услышать или увидеть это слово в предложении или в словосочетании. Получается, что со словом идти мы можем составить 26 словосочетаний или предложений, употребив это слово в разных значениях. Например: Поезд идёт на запад. (Двигаться, перемещаться) Идти в педагогический институт. (Поступать куда-либо, становиться кем-либо) Идёт дым. (Выделяться) Идут слухи. (Распространяться) Идёт вода. (Течь)Идти на дрова. (Предназначаться) 
Работа в парах
Работа в группе. (Упр. 98)Прочитайте текст. Скажите, о каких значениях слова корень говорится в тексте. Переведите каждое значение на родной язык.
Работа группы: часть растения- өсімдіктің бөлігі;
Корень зуба-тістіңбірбөлігі;
Корень зла-жауыздықтыңбастауы;
Извлечь квадратный корень-түбірдіңквадратын табу;
Корень слова- сөздіңтүбірі.
Оцените, какой группе удалось без ошибки и быстро выполнить работу? (кумулятивная беседа)
упр 96,97
 — В одном или в нескольких значениях употреблено слово ставить? Если в нескольких , то сколько их? Определите эти значения , пользуясь для проверки толковым словарём.  Редактирование текста. Замените повторяющиеся слова другими, чтобы они более точно называли предметы и действия.  Когда солнце опустилось к горизонту, мы сделали привал. И тут дело нашлось каждому. Несмотря на усталость, ребята быстро взялись за дело. Мальчики сделали палатки и костёр. Девочки сделали еду. Слова для справок: остановиться, работа, развести, разжечь, поставить, приготовить ужин. 
Из «Толкового словаря живого великорусского ЯЗЫКА» В.Даля.
• Родина — родимая земля, чье место рождения; (в обширном значении) земля, государство, где кто родился… своя земля и в горсти мила.
• Начало — чем начинается бытие или действие, один из двух пределов, между коими заключено бытие… почин, зачин.Плохое начало, что не видать конца.Доброе начало полдела откачало.
• Герой —
1. человек отличающийся храбростью.2. лицо являющееся предметом подражания.3. главное действующее лицо в литературе.
• Дружба — отношения между кем — либо, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
• Человек — 1.6живое существо, обладающее даром речи.2. личность как воплощение высоких моральных качеств.
• Флаг — символ или способ сигнализации в определенных ситуациях.
• Тяжелый — имеющий большой вес.2. трудный, требующий большого труда.3. гнетущий, печальный, мрачный.4. грузный, лишенный легкости.5. о болезненных состояниях: опасный, очень серьезный.6. напряженный, неудачный день.7. тяжелый подъем.8. тяжелый предмет (скучный).9. тяжело сжималось сердце.10. движения тяжелые.карточки с заданиями
Учебник за 5 класс.Алматы. «Атамура 2015»
Конец Итог урока дом задание упр 100
— Какие слова называются однозначными? многозначными? — Как узнать, сколько значений имеет слово? — Что мы узнали о разных значениях одного многозначного слова?
Дифференциация- как вы будете предоставлять больше поддержки Оценивание Рефлексия: Символы эмоций.(учащиеся помещают в «Оценочное окно» смайлики, которые выражают эмоции детей по отношению к уроку и проделанной работе) СО Межпредметная связь
ИКТ, с казахским и английским языком.
Рефлексия Рефлексия. ЗХУ Что знал? Что узнал? Что хочу узнать? дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.