Конспект урока по литературному чтению на тему Федина задача Н.Носов


Урок литературного чтения в 3 классе

Тема (название и кол-во часов) Н. Носов «Федина задача», 1 час
Цель познакомить с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача»
Планируемые результаты изучения темы
Предметные МетапредметныеЛичностные
-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- работать с текстом произведения;
- давать анализ герою Регулятивные УУД
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять самооценку при выполнении учебного задания;
- соотносить результат с поставленной целью.
Познавательные УУД
- раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор».- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
- определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
Коммуникативные УУД
- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. - проявлять интерес к изучению темы;
- желание читать произведения Н. Н. Носова.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат ЭОР
1 Эмоционально-психологический настрой на урок
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем наш урок.
литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил. Проверяют готовность к уроку.
Дети хором произносят текст. Настраиваются на восприятие нового материала и на плодотворную работу на уроке. 2.
Речевая разминка
Давайте выполним упражнение «Язычок»
Прочитайте текст 2 раза
О чем вы прочитали?
Разверните листочки
Прочитайте по слогам.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с недовольной интонацией
Прочитайте с веселой.
Прочитайте выразительно.
Выполняют упражнение «Язычок»
Приложение 1
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.
3. Проверка
домашнего задания - С творчеством, какого великого человека мы познакомились на прошлом уроке?
-Над каким произведением мы с вами работали на прошлом уроке?
а)- Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку кто дома был внимательным читателем.
- Проверим. А для этого выполним мини – тест «Самый внимательный» . Ответьте на мои вопросы «Да – нет». Работа в карточках.
1.Во время привала пчела ужалила Степку? (нет) Миньку - Автора - Михаила Зощенко
2.Деревня, в которой родители Лели и Миньки снимали дачу, называется Пески (да)
3.Минька подарил Степке компас? (нет) –перочинный нож
4.Леля взяла в поход 5 рублей? (нет) – 3 рубля
5.Дети взяли деньги для того чтобы купить еду?(Нет) – семечки и конфеты
6.Дети ели во время первого привала хлеб посыпанный сахаром? (да)
7.Леля приняла сухую ветку над головой за ящерицу? (Нет) – за змею
8.Дети вернулись из путешествия на лодке?(нет) – на телеге
Проверка: Нет, да, нет, нет, нет, да, нет, нет М.Зощенко «Великие путешественники»
Зачитывают паспорт героя
Приложение 2
Оценивают работу соседа слайд 2
4. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» - Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?
- А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/
- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела.
Картинка на доске «Корзинка»
Работа в группах. В стране Литературии есть маленький гном Забывалкин (картинка). Помогите ему вспомнить произведения, которые он читал при помощи упражнения «Разрезная открытка»
Игра «Отгадай произведение»
Любители придумывать разные истории - «Фантазёры».
Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа».
Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы».
Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок - «Мишкина каша».
Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку "Три поросёнка".- «Затейники».
Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а мы стояли рядом и смотрели… «Замазка»
Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне».
Целый день ребята трудились – строили снежную…- «На горке».
- Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова) Положительная реакция на установку учителя.
/Собирай по ягодке, наберёшь кузовок./ - на доске
Личностные:
проявлять интерес к изучению темы.
Принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. слайд 3
слайд 4
слайд 5
4. Работа над новым материалом
Цель: включение нового знания в систему знаний 1) Вступительная беседа
- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Сейчас Кирилл расскажет нам о нем.
Сема Нестеров
- Так какие же эти Носовские мальчишки?
Объявление темы и цели урока.
-Ребята, прочитайте пословицу на доске:
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Как вы думаете, почему на нашем уроке мы работаем с этой пословицей?
- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.
Ачадаз анидеф
- Как понимаете название произведения?
-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?
- Сформулируйте цель урока. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.
Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». «Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.
(Добрые, смешные, весёлые)
(«Федина задача»)
Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение.
Учатся проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова
Определяют тему и ставят перед собой цели на урок
Регулятивные: - учатся предсказывать своё предположение на основе работы с заголовком и иллюстрацией;
прогнозируют содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям слайд 6
5. ФизминуткаДети выполняют упражнения - Пусть наши глазки отдохнут. Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. 6.
7.
8.
9. Изучение нового материала
 
Проверка восприятия.
ФизминуткаВторичное восприятие текста
 
Словарная работа
Работа в парах. Дети объясняют значения слов. Учитель уточняет.
- В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. Попробуйте в парах обсудить значение этих слов.
На слайде:
Рокочущим басом – низким мужским голосом
Борзая – быстрая
ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции.
В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.
КАФТАН – удлинённый пиджак
Чурбан – глупый человек
- Я предлагаю вам послушать рассказ «Федина задача» Сядьте поудобнее.
Самостоятельное чтение рассказа.
1)Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … "). (читает хорошо читающий ученик)
-Откуда пришёл Федя? (с катка)
- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)
- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)
-Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)
-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки
2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").
(читает хорошо читающий ученик)
-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел)
- А как бы вы поступили?
3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает хорошо читающий ученик)
-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)
- Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей)
Найдите и прочитайте, на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)
-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)
4) Проверка восприятия.
Определение главной мысли рассказа.
-Кому понравился рассказ? Чем?
-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
-Вернемся к пословице. Что можете сказать?
-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?
- О чем вы задумались, прочитав рассказ?
-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
-Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./
Работают в парах и объясняют значение слов
Прослушивают аудиозапись рассказа Н. Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. - раскрывают значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и используют их в активном словаре
Владеют навыками работы со справочной литературой.
Коммуникатив ные : Договариваться с людьми, согласуя с ними свою точку зрения, понимать другие позиции.
Познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: слушают и понимают речь других;
- высказывают и аргументируют своё мнение к прочитанному- осознанно, правильно читают вслух;
- определяют черты характера героя и обосновывают своё мнение;
-определяют направление текста; обосновывают своё
мнение;
- строят рассуждения;
- соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности
слайд 7
слайд 8
10. ФизминуткДети выполняют упражнения Учитель показывает движения 11. Анализ произведения.
- - Предлагаю составить паспорт героя Предположения детей.
Высказывания детей.
- осознают успешность при изучении темы;
- оценивают результат собственной деятельности;
- перерабатывают информацию для получения необходимого результата. 12 Подведение итогов
Рефлексия на доске
Самооценивание РРебята, наш урок подходит к концу.
Можно ли сказать, что в произведении описан реальный случай из жизни?
Как вы относитесь к главному герою произведения?
-Ребята оцените себя сами, свою работу на уроке, покажите сигнальными карточками.
Дети отвечают.
Осуществляют самооценку.
Учитель высказывает свое мнение. 13 Домашнее задание.
Оценки Прочитать рассказ «Федина задача»
Запишите задачу из текста и решите ее. Выполните иллюстрацию к рассказу.
Приготовьте юмористический рассказ о том, как ты готовил уроки Приложение 1
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Приложение 2
1.Во время привала пчела ужалила Степку?
2.Деревня, в которой родители Лели и Миньки снимали дачу, называется Пески
3.Минька подарил Степке компас?
4.Леля взяла в поход 5 рублей?
5.Дети взяли деньги для того чтобы купить еду?
6.Дети ели во время первого привала хлеб посыпанный сахаром?
7.Леля приняла сухую ветку над головой за ящерицу?
8.Дети вернулись из путешествия на лодке?
Приложение 3
Имя –
Автор (создатель) –
Прописка –
Где живет –
Чем занимается –
Особые приметы –
отношение к ней автора-