Конспект урока литературное чтение Н.Н.Носов Федина задача

Тема: "Знакомство с произведением Н.Н.Носова « Федина задача»
Цель: чтение и анализ рассказа Н.Н.Носова «Федина задача» с точки зрения особенностей юмористических и сатирических рассказов.
Задачи урока:
1. Предметные:
-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развивать творческое мышление;
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в малой группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
3. Личностные:
- формировать чувство сопереживания героям.
- формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Ход урока.
I. Организационный момент.
Мотивация
Сегодня предстоит начать 13 путешествие. Оно называется «Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры» (самостоятельное)
- Какое предстоит путешествие?
- Готовы ли вы путешествовать самостоятельно? Умеете ли вы работать с текстом?
- На какой вопрос нужно найти ответ самостоятельно?
- Возможно, опираясь на собственный читательский опыт, вы сможете раскрыть эту тайну?
Утвердиться в верности ваших выводов вам поможет статья учебника150.

II.До чтения
Антиципация
Предположить, самостоятельно сформулировать цель занятия
- Кто помогал разгадать тайну сатиры и юмора?
(Н.Н.Носов)
- Схожи ли ваши предположения?
- Кто такие сатирики?
-Зачем нужна сатира и сатирики?
- Чем отличается юмор от сатиры?
- Всегда ли легко провести грань между ними?
- Какую «шпаргалку» предлагает нам Н. Носов на случай затруднения?
- Как вы считаете, какая работа нас ожидает в продолжение урока?
(читать произведение, работать с текстом, находить признаки смешного, определять его жанр)
- В чем будем искать смешное? (в ситуации, характере героя, языке).


III. Работа с текстом.
Прежде, чем начать знакомиться с текстом, проведём словарную работу.
Словарная работа:
репродуктор,
кафтан,
чурбан (переносное значение),
титулярный (советник),
борзая
Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.
Чурбан – обрубок бревна; неповоропливый человек, болван (переносное значение).
Кафтан – старинная мужская верхняя одежда.

-Вот теперь все слова понятны, и что будем делать? (знакомиться с произведением)
Чтение рассказа по ролям.
- Над кем смеялись? Над Федей? Над собой?
- Проверьте себя, что вы делали, слушая рассказ – решали задачи или наслаждались концертом?
Выборочное чтение.
- Расскажите, каким вам представился Федя Рыбкин, какой у него характер? (Несобранный, ленивый, мученик, хотел несколько дел сделать сразу, мой ровесник)
- Я думаю, что у Феди есть чувство юмора (умение посмеяться над ситуацией). Приведите факты из текста.
- Нравиться ли вам Федя?
- А автору? Почему вы так думаете? (использует диалог, комическую ситуацию, чтобы обрисовать характер героя)




VI Работа с текстом после чтения
- Добрались до нашего главного проблемного вопроса: Как вы считаете рассказ о Феде Рыбкине сатирический или юмористический?
(поскольку они тоже зачастую выполняют уроки и одновременно смотрят телевизор, слушают музыку, болтают по телефону, то выходит эта вредная привычка распространена широко. Значит, это мягкая сатира (не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идёт о детях)






Рефлексия.
- В весёлых рассказах всегда таиться что-то такое, что заставляет задуматься всерьёз.
- Над чем вы всерьёз задумались? (избавиться от вредной привычки)
- С чего нужно начать?

Книги Носова переводятся чуть ли не во всём мире. Ещё в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные, согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире среди русских писателей – сразу после Горького и Пушкина.
- Как вы считаете, кто из писателей продолжил традиции смешного? (Драгунский, Успенский, Барто)

- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, подготовить сообщение об авторе). С чего нужно начать, чтобы подготовиться к домашнему заданию.
-Урок закончен. Спасибо за работу.