Статья по менеджменту Менеджмент качества образования


Менеджмент качества образования как основа развития компетентности педагога в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Малыхина Л.В. Липецкая область,
город Лебедянь, Россия
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения координально меняют представления о профессиональной подготовке в педагогических образовательных организациях среднего профессионального образования.
Педагогический колледж ощущает огромную ответственность за подготовку профессиональных кадров, так как на нем лежит двойная задача – не только самим педагогам освоить новые стандарты в изменившихся условиях образовательной российской среды, но и сформировать необходимый уровень компетентности будущих специалистов. Необходим такой уровень компетентности, который позволит в условиях реализации ФГОС выпускникам быть востребованными на рынке труда и поднимет престиж образовательной организации на рынке образовательных услуг.
В условиях рынка каждое образовательная организация вынуждена обратиться к поиску “своего лица” и соответствующей структуры управления.[3] На современном этапе вопрос об управлении качеством образования является центральным. Традиционные функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль, дополняются новым пониманием, обеспечивающим организованность совместной деятельности студентов и преподавателей. [1,9]
Управление должно своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах, должно иметь о них информацию. Должна быть обратная связь, реализуемая в форме контроля. Более того, как отмечают М.М. Поташник и А.М. Моисеев, управление должно адаптироваться к изменениям образовательной ситуации, к ее новым требованиям в условиях реализации ФГОС. [1,6]
Понятие качество образования не тождественно понятию качество знаний обучащихся. Качество образования – это качество образования в конкретной образовательной организации. Ориентация на качество знаний обучащихся давно себя пережила и даже вредна, так как сужает представление о личности обучающегося, которая должна рассматриваться в трех аспектах:уровень воспитанности личности;
уровень развития личности;
уровень знаний личности.
Сложность определения качества воспитанности личности заключается в нестабильности этого результата, так как формирующее личность - явление динамичное, поэтому воспитательный результат определяется по тенденции формирования и развития: в каком направлении идет развитие стержневых качеств личности. [2]
Проблема качества развития личности - это отношение обучащегося к тем или иным аспектам действительности, а так же развитие его мышления, речи (обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнение ее смысловой функции, усиление ее коммуникативных качеств), развитие двигательной сферы (двигательной сноровки, соразмерности движений, управление двигательными действиями), развитие сенсорной сферы (глазомер, точность и тонкость в распознании цвета, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве).
Уровень знаний личности – это набор знаний, которыми владеет личность по определенной теме, разделу, предмету.
Модель менеджмента качества образования в Лебедянском педагогическом колледже состоит из трех составляющих:
качество условий образования;
качество реализации образования;
качество результатов образования.
Качество условий образования рассматривается в контексте с социальным портретом обучающихся (семья, профессия родителей, место жительства и т.д.), его индивидуальными особенностями (физическое здоровье, эмоционально – волевая сфера, интеллект), материально – технической базой (оснащение кабинетов и лабораторий, обеспечение социальных потребностей: столовая, спортивный комплекс, общежитие, аудио, видео, техническое оснащение), финансовым обеспечением (бюджетное и внебюджетное). Качество реализации образования просматривается через нормативно -правовую базу (ФГОС, учебный план, программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, практик, календарный график учебного процесса, расписание занятий), педагогические технологии (использование современных образовательных технологий и методик, открытые уроки, посещение и взаимопосещение уроков, выступления, публикации), практику (учебная, производственная, преддипломная).
Качество результатов образования выявляются через промежуточную аттестацию (успеваемость, качество знаний),Государственную (итоговую) аттестацию (дипломное проектирование, выпускная квалификационная работа), удовлетворение образовательного заказа (трудоустройство, продолжение обучения в вузе). [4]
Таким образом, модель менеджмента качества образования в Лебедянском педагогическом колледже направлена на развитие компетентности педагога в условиях перехода на новые образовательные стандарты
литература
Управление качеством образования [Текст] : практикоориентир. моногр. и метод. пособие / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др ; Под ред. М.М. Поташника. - М. : Пед. о-во России, 2009. - 439 с.
http://www.twirpx.com/file/911022/Менеджмент-образования в России mamok.mesiМенеждмент образовательного учреждения в условиях финансовой самостоятельности hse.spb/addedu/educational/qualif/management.phtml