Лекция по менеджменту Менеджмент организации специальности 08.02.08


Тема 1.1. Менеджмент организации
Лекция 1 «Цели задачи управления организациями различных организационно-правовых форм»
Вопросы
Основные этапы развития менеджмента.
Развитие менеджмента в России.
Понятие менеджмента, его виды.
Цели и задачи управления организациями.
Менеджмент – создание, управление, контроль и использование социально-экономических систем. В переводе с англ. Management – искусство сопровождать,
направлять; от латин. manu agere – указывать рукой. Основные функции менеджмента – планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятие решений, контроль.
Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.
Понятие «М» также обозначает руководство и руководителей на предприятии. Понятие М-р примерно соответствует устаревшему русскому понятию «приказчик» или «управляющий».
Основные этапы развития менеджмента.
У человека всегда возникала необходимость в создании сооружений, решения всевозможных задач. Это требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которыми было необходимо управлять.
Одна из первых организаций, созданных человеком,
- 1) государство. Это была и есть самая мощная
организация.
Существуют и 2)добровольные организации, - это религиозные, общественные объединения, клубы и т.д.
3) Принудительные организации – армия, школа.
4)Утилитарные организации – это различные учреждения и предприятия.2
В свою очередь утилитарные организации (фирмы) имеют различные организационные и правовые формы и действуют в различных сферах экономики. Кроме этого, в зависимости от целей деятельности различают коммерческие (созданные участниками для извлечения прибыли) и некоммерческие предприятия.
Древние египтяне, позже китайцы, не только использовали управление в полном объеме, но и осуществляли его основные функции – планирование, организацию, мотивацию, учет и контроль. Создание огромных сооружений (пирамид, плотин, каналов и т.п.) требовало оптимизации и централизации управления.
В менеджменте выделяют несколько исторических
периодов:
1 период – древний. Это наиболее длительный период,
начался с 9 тыс.лет до н.э. и до 18 в.
Первые формы зачаточного управления можно выделить на стадии первобытнообщинного строя. Управление здесь осуществлялось сообща, всеми членами рода, а старейшины и вожди были первыми руководителями.
2 период – индустриальный (1700- е годы до конца 1800-х гг.) это время начала бурного развития промышленности. В этот период на арене появился выдающийся деятель Адам Смит. Это специалист в области управления, а основная заслуга, это – анализ различных форм разделения труда, что позволило резко увеличить производительность труда.
Еще один выдающийся деятель этого времени Р.Оуэн, основная заслуга - это признание
необходимости обучения, улучшение организации рабочего места и быта рабочих, что так же повлияло на рост производительности труда.
Еще один выдающийся математик Беббидж осуществил переворот в теории и практике управления, путем использования первой вычислительной техники, управленческие решения.3
3 период – период систематизации (с конца 1800-х до 1960-х гг.) Здесь ученые и практики ориентируются не только на конкретно свое предприятие, а делают анализ и изучают окружение и его влияние на предприятие.
Т.о. , то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции 19в. Возникновение фабрик и мощных производств
обеспечивать работой огромные группы людей, т.е. индивидуальные владельцы больше не могли только наблюдать за деятельностью своих работников. Стали обучать самых смышленых и лучших, для того, чтобы они могли представлять интересы владельцев. Это и были первые менеджеры.
2. Основные этапы становления современного
менеджмента.
1. Школа научного управления (тейлоризм).
Тейлоризм – это совокупность методов организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов, роста производительности труда. Здесь аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных трудовых операций и
видов работ с помощью хронометрических наблюдений. При этом весь технологический процесс расчленяется на более простые приемы и действия. Это позволило выявить лишние, бесполезные движения, избегать их, что привело к значительному росту производительности труда. Современная НОТ.4
2. Административная (классическая) школа управления. Ее представители – высшие
руководители в крупных организациях. Главной целью школы было обоснование универсальных принципов руководства организацией в целом. Основоположник Анри Файоль, сформулировал набор таких принципов и они следующие: поддержание инициативы и корпоративного духа; обеспечение порядка, справедливости, мотивации, а также стабильности рабочего места для персонала. Основное приращение к науке это – разделение труда, обеспечение единоначалия, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации.
3. Школа человеческих отношений. Осознание человеческого фактора в качестве основного элемента эффективной организации было связано с достижениями в психологии. Э.Мэйо, А.Маслоу и др. выяснили, что часто влияние других членов группы
было сильнее , чем распоряжения руководителей или материальные стимулы.
Развитие в России
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, какА.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.             
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
 Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы,принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9\\Desktop\\%D1%88%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D1%83\\%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8\\%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%8B\\%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%AB%202008\\%D0%A8%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83.doc" \l "_ftn1" [1].
  Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.
В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
 Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства(совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.
К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:
1.      Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2.      Реформа системы управления 1979 г.
3.      Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
     В связи с произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1)      внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
2)      быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
3)      создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
Менеджмент (в переводе с латинского) – управлять.
Менеджмент – это эффективное управление хозяйством (включая межличностные отношения, управление производством, предприятием) с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.
Смысловое содержание Менеджмента:
Менеджмент, как наука и практика управления (представляет собой теоретическую базу практики управления, т.е. обеспечивает наилучшими рекомендациями).
Теория научного управления (заключается в признании менеджмента как науку, т.е. как самостоятельную область научных исследований в формировании методов для достижения целей организаций).
Теория административного управления (несёт в себе понятие организации структуры, тесно взаимосвязанной с управлением работниками), т.е. рассмотрение управления, как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций. “Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, контролировать”.
Теория управления с позиции психологии и человеческих отношений (т.е. это результаты исследования поведения человека в процессе работы (отсюда берёт начало теория Маслоу “О потребностях человека”)).
Теория управления с позиции поводов (т.е. с позиции науки о поведении человека):
- подход к управлению, как к процессу;
- системный подход;
- ситуационный подход;
Менеджмент, как организация управления фирмой (это технология (или набор взаимосвязанных функций) для достижения цели (получения прибыли)).
- установление целей;
- преобразование ресурсов через функции;
- оценка результатов;
Менеджмент, как организация управления структурой.
Менеджмент, как процесс принятия управленческих решений (т.е. анализ ситуаций рынка и других элементов внешней и внутренней среды, и принятие решений о том, “что делать” и “как”).
Виды менеджмента:
Производственный менеджмент.
Кадровый менеджмент.
Инновационный менеджмент о преобразовании.
Информационный менеджмент.
Финансовый менеджмент.
Торговый менеджмент.
Менеджмент маркетинга.
Международный менеджмент.
Виды менеджмента:
- организационный (создание организаций);
- перспективный (разработка долгосрочных целей);
- текущий (постановка конкретных задач);
- производственный (выбор основных параметров технологического процесса);
- инновационный (процесс научных исследований, прикладных разработок);
- кадровый (решает задачи подбора и расстановки кадров, обучения и повышения квалификации, создания благоприятного психологического климата);
- финансовый (составление бюджета и финансового плана организации);
- эккаунтинговый (сбор и обработка данных, вскрытие резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала);
- маркетинговый (изучение рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой политики, рекламы).
подразделение.
Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.
Менеджер реализует функцию руководства.
Он осуществляет мероприятия по интегрированию системы управления в единое целое, координации действия ее составляющих компонентов. Обязанность менеджера – обеспечение согласованности и единства системы управления как целого. Качества, необходимые современному менеджеру: коммуникабельность, ответственность, исполнительность, стратегическое и оперативное мышление, профессиональная подготовка