Научная работа на тему Формирование здоровьесберегающей компетенции в деятельности инструктора по физической культуре

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Итоговая работа


Выполнил инструктор по физической культуре,
педагог дополнительного образования
Кирилина Т.М.


Актуальность работы.

Здоровье – величайшая ценность. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Физическое здоровье:
-это совершенство саморегуляции организма, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
-это состояние роста и развития органов, систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье:
-это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье:
-это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье:
-система ценностей и убеждений.
Взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического, психического и нравственного компонентов.
Критериями здоровья школьника являются:
-уровень физического развития, степень его гармоничности,
-соответствие биологического возраста календарному;
-уровень физической подготовленности;
-нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное поведение);
-уровень функционирования основных систем организма;
-степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
-адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
-улучшение (динамика) состояния здоровья.
Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности и высокого уровня качества его жизни. Именно здоровье выступает мерой качества жизни.
Человек себе - часто злейший враг, потому, что ведут ЗОЖ всего 23,5 % школьников;
не соблюдают режим труда и отдыха 66,9 % старшеклассников;
бывают ежедневно на свежем воздухе меньше часа 38,6 % школьников;
не соблюдают режим питания 57,5 %;
уделяют время физическим упражнениям до 2 - 3-х часов в неделю только 16 % старшеклассников, занимаются около 4 - 6 часов в неделю 14,1 %;
не применяют закаливающих процедур 80,1 % учащихся;
курят 12,2 % школьников, достаточно часто пьют пиво 19,8 %;
молочные продукты и фрукты ежедневно употребляют 57,5 % школьников; используют в пищу местные дикоросы, овощи и ягоды 55,6 % старшеклассников;
животные продукты, полученные на севере, не употребляет ни один из опрошенных;
не удовлетворены состоянием своего здоровья, имеют те или иные жалобы 56,6 % учащихся;
отмечают в последнее время снижение работоспособности и быструю утомляемость 53,7 % школьников.
Вообще, в последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Снижение уровня здоровья детей приводит к тому, что на определенном этапе современное поколение демонстрирует неготовность к выполнению своих социальных функций.
Основными факторами образа жизни, негативно влияющими на здоровье населения являются: психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность, употребление наркотиков, переутомление, проблемы связанные с экологией.
Негативное влияние на состояние здоровья школьников оказывает не только длительное неблагоприятное воздействие социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.
Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:
1)эколого-гигиенические (природно-средовые); 2)организационно-педагогические; 3) психолого-педагогические.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом, воспроизводить здоровое потомство.
«Забота о здоровье - это важнейший труд инструктора. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы..." Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу В.А. Сухомлинскому.
Важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.

2. Теоретический раздел I.
В настоящее время большое внимание в государственной политике в области образования уделяется состоянию здоровья подрастающего поколения. Государственные образовательные стандарты нового полколения в образовательной отрасле «Здоровье и физическая культура» ставят цель «формирование здоровьесберегающей компетентности путем получения учащимися навыков сохранения и укрепления собственного здоровья, воспитания чувства ответственности за свое здоровье и благополучие окружающих».
А в программе воспитания и социализации обучающихся сделан акцент на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В соответствии с новыми стандартами второго поколения одними из важнейших ценностных ориентиров, конкретизирующих личностный, социальный и государственный заказ системе образования, становятся развитие самостоятельности, инициативы, ответственности личности как условия ее самоактуализации, а также развитие умения учиться.
Поэтому в настоящее время содержание модернизации образования определяется изменением целей образования в сфере физической культуры: не только научить ребенка выполнять те или иные упражнения, но и развить его познавательные и созидательные способности, сформировать систему не только универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельной деятельности и личной ответственности за свое здоровье.
Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни... Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, имеется ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в физкультурно-оздоровительной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями в области физической культуры, формировать свое мировоззрение; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять приобретаемые знания, умения и навыки в практической деятельности.
Учащиеся должны получить опыт деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. В процессе обучения у школьников должно произойти формирование стойкой мотивации и потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности; комплексного развития кондиционных способностей и морально- нравственных качеств; умения и желания использования средств физического воспитания в организации здорового образа жизни на протяжении всей его жизни.
Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно Концепции 12-летнего образования оценка результата обучения ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.
Компетентность–результат образования, выражающийся в овладении учащимися универсальными способами деятельности, такими ключевыми компетентностями, как:
Социальной - способность к сотрудничеству, взаимопониманию, социальной активности, формирование физической культуры личности, основ здорового образа жизни.
Мотивационных - формирование личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и физической подготовленности, способность к обучению, творческий поход к применению двигательных действий в разных условиях.
Функциональных - способность применять знания о двигательной деятельности, знаниями по истории физической культуре и спорту, расширение двигательного опыта с целью развития двигательных качеств и природных способностей с учетом возрастных особенностей, усвоения терминологических и методических компетентностей, которые отображают ряд требований к физкультурной деятельности и постоянно расширяются и совершенствуются.
Компетентность включает в себя целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические ориентации, социальные и поведенческие установки все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия.
Ключевые компетентности выступают индикаторами – результатом учебных достижений.
Компетенция же – готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.
Обладание теми или иными компетенциями делает человека успешным в социуме социально, экономически и личностно.
Наблюдая такие негативные тенденции в процессе обучения:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)
- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников
- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей
- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)
- недостатки организации образования, в частности, к которым относятся:
- невыполнение норм САНПиНА
- недостаточная освещенность помещений занятий;
- не соответствие качества и температуры воздух помещений занятий;
- нехватка помещений для занятия;
- перегрузка учебными занятиями;
- дозировки домашнего задания.
-основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:
1)активно изучаемые и обсуждаемые:
-раннее начало систематического обучения
-широкое использование различных педагогических инноваций, -несоответствие учебной нагрузки функциональным возможностям организма детей;.
- значительная интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательных;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.
2)недостаточно обсуждаемые и изучаемые вопросы:
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
неблагополучное состояние здоровья учите лей,
огромную роль в процессе учебно-воспитательной работе отводят формированию здоровьесберегающей компетенции.
Здоровьесберегающая компетенция - это, возможно, способность физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности.
Сформировать здоровьеберегающую компетенцию – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Обладание здоровьесберегающий компетенцией - знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые для организации учебно-воспитательного процесса, можно разделить на три основные группы: 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Типы технологий:
здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
оздоровительные (занятия физической культурой, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в изучение предметов общеобразовательного цикла)
воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Одна из них это учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Компетенции «закладываются» в образовательном процессе посредством: технологий обучения; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и обучающимися друг между другом.
Внедрение группы здоровьесберегающих технологий применяемых в системе образования - процесс формирования здоровьсберегающей компетенции учащихся, используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся. В процессе учебно-образовательной деятельности с применением системы здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий учащиеся должны овладеть необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обрести компетенции)
Ключевые и сопутствующие компетенции, обеспечивают решение основных задач физического воспитания, к ним относятся:
Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и гигиены, физического воспитания и др.).
Мотивационные компетенции (формирование личностно-значимых и общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для команды, в которой я играю).
Операционно-деятельностные компетенции (формирование навыков здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных упражнений; конструирование своего поведения в социальной действительности для достижения физического совершенства).
Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции). [2]
Перед педагогами ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы. Одна из них это физкультурно-оздоровительная, учебно-воспитательная технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.
Принципы здоровьесбережения: 1. Непрерывность и преемственность работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. 2. Субъект - субъектные взаимоотношения учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий, и в содержательном, и в процессуальном аспектах. 3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. 4. Комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей. 5. Успех порождает успех акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 6. Активность активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Основная задача заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту тела и психики ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся потребностей в знаниях по вопросам здоровья.
Системное использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечивает:
Повышение уровня знаний учащихся в области здорового образа жизни.
Практическое освоение учащимися методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.
Достижение положительной динамики двигательной подготовленности и физического развития учащихся.
Оптимального уровня соматического, физического и психического здоровья.

В процессе реализации программы разработанной на основе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий должны быть формированы:
отношение к здоровью как к ценности;
навыки управления своим здоровьем;
знания в области профилактики вредных привычек, а также различных заболеваний;
культура межличностных отношений.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики. Если на первом этапе основная задача - добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения), то на втором - добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения.- главная задача заключительного этапа. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы:
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения;
метод проектов воспитательные, просветительские и образовательные программы.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий методологическими ориентирами выступают системный, культурологический, антропологический, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий будет эффективным, если обеспечивается комплексность организационно-педагогических, технологических и психолого-педагогических условий.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в помещение занятия: температуру и качество воздуха, рациональность освещения помещения, чистоту помещения и оборудования, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей , надежность конструкций и безопасность оборудования и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений по заданию, и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора ( выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) однообразие движений учащихся, чередование стереотипа движений;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты эмоциональной разрядки на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке;
10) наличие мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация и прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщений учащимся знаний о возможных последствиях выбора того или иного поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке; - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %);
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы);
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).


Положения здоровьеформирующего образования занятия физической культурой в школе:
1. Создание такой общеобразовательной программы, которая формирует и обеспечивает здоровье учащихся.
Деятельность инструктора в этом аспекте должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
2. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.
Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. В таком случае сильный ученик в иметь потребность в повседневном учебном труде, а слабый, не будет ощущать себя обреченным, а будет стремиться бороться за результат. Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.
3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха.
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности, активизация мозгового кровообращения и переключение внимания; устранение застойных явлений в системе кровообращения и дыхания, посредствам упражнений в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
4. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях (освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, и др. помещениях спортивного комплекса температурный режим). Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами.
5. Использование системы наиболее информационного тестирования с целью контроля результатов деятельности. Чтобы уйти от ориентированния на «среднего» ученика, нужно использовать сравнительную систему тестирования, проводимого вначале в конце учебного года, основанную на отслеживание динамики индивидуальных успехов в двигательной деятельности.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, личностно-ориентированный подход.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологические ориентиры в педагогической деятельности, которые позволяют посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Принципами личностно-ориентированного подхода являются:
v самоактуализации;
v индивидуальности;
v субъектности;
v выбора;
v творчества и успеха;
v доверия и поддержки.
Методами личностно-ориентированного подхода являются:
ь диалога;
ь рефлексии;
ь педагогической поддержки;
ь диагностики ситуаций;
ь выбора и успеха
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 2. использование проблемных творческих заданий; 3. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; 4. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать стиль, способ действия; 5. рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены). Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют повысить работоспособность школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, поощрить стремление ученика к самоанализу, укрепить его уверенность в собственных возможностях, что служит дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися проведение обучающих игр, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий. Правило 1. Правильная организация урока: Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Задавание вопросов является: 1. показателем включенности ученика в процесс обучения конкретному действию, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; 2. проявлением и тренировкой познавательной активности; 3. показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа: - 1-й этап: учитель сообщает информацию о предстоящем задании (одновременно стимулирует вопросы); - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы (уточняют задание); -3-й этап: ученики пробуют выполнить действие;
-4- й этап: ученики анализируют свои действия (получилось ли выполнить по эталону), учитель дает рекомендации по исправлению имеющихся ошибок. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 2. Использование каналов восприятия Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволяет педагогу давать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его воосприятия. Следуя этому, одновременно с описанием техники того или иного двигательного действия и его показом во время начального обучения действию применяю сравнение правильной техники с привычными двигательными действиями из повседневной жизни. Например, выполнение руками гребкового движения способом брасс сравниваю с рисованием на воде перед собой круга, а потом делением его на две части. Расставляю пограничные ориентиры (где закончить движение рукой, ногой и т.д., и почему именно так, а не по другому, задавая вопрос почем, занимающиеся привыкают анализировать свои действия, понимают необходимость исправления ошибок в технике двигательных действий), кому-то приходится помочь почувствовать правильную траекторию движения, выполняя вмести с ними упражнение. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей и от индивидуальных возможностей детей. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение занятиятакова: 1. 5-25-я минута 80%; 2. 25-35-я минута 60-40%; 3. 3540-я минута 10%. Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Утомление возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Поэтому первые 10 минут подготовительная часть занятия, задания и упражнения которой подготавливают организм к продуктивной умственной и физической работе, следующие 25 -30 минут - основная часть занятия первые -15, на задания направленные на изучение, закрепление и совершенствование техники исполнения двигательного действия. Во вторые 10-15 минут этой части рациональнее всего развивать физические качества, по средствам выполнения ранее изученных упражнений, последние 5-10 минут - заключительная часть задании, которой предназначены для снижения интенсивности процессов в организме, включает дыхательные упражнения, игры спокойного характера упражнения на расслабление.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Поэтому в процессе обучения необходимо вносить элементы для эмоциональной разрядки. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Личностно-ориентированный подход на занятиях физкультуры:
- самостоятельная разработка комплекса упражнений, направленного на улучшение определенных физических кондиций;
- выбор основного комплекса упражнений и вариативной части занятия;
- выявление интересов в виде занятий физической культурой;
- определение уровня физической подготовленности составление индивидуального плана занятий;
- основной чертой коммуникации между учащимися является толерантность и доброжелательность;
- формирование позитивной Я-концепции личности путем самообразования и достижения успеха. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания, умения и навыки являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
А для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма и мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Это приводит к снижению интеллектуальной продуктивности. [3,4]
Поэтому, вооружив учащихся знаниями и умениями самостоятельных занятий оздоровительными упражнениями на переменах, позволит повысить уровень здоровья и умственную работоспособность. [5]
Современная школа призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Педагоги школы создают на занятиях такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами.
Успех учебно-воспитательного процесса обуславливает уровень компетентности и педагогического мастерства педагога.
Педагогическое мастерство включает в себя: стиль педагогического общения, стиль педагогической деятельности, педагогическую технику и индивидуальные личностные и профессиональные качества, мотивация педагогической деятельности, интуиция.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных качеств; знание формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познание других людей и самопознание, творческого совершенствования человека, основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Что педагог должен уметь:
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе со школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях здоровьеформирующей педагогики.
Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От учителя требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач. Поэтому для успешной педагогической деятельности должен иметь:
1. Приоритетные ценности, такие профессионально важные качества, как любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.
Педагогическая деятельность педагога должна быть гуманистической направленности. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его занятиях они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как педагога, так и ученика.

2.Благополучное психоэмоциональное состояние.
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
Благополучное психоэмоциональное состояние, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким- то причинам скрывает свое истинное состояние.
3. Адекватная самооценка.
Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется его самооценкой.
Позитивное самовосприятие, свойственно человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.
4. Не авторитарный стиль преподавания.
На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
Демократичный стиль деятельности учителя, на мой взгляд, дложен быть самым оптимальным и комфортным для всех участников учебно-воспитательном процессе. Педагог предоставляет ученикам возможность самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
5. Высокий уровень субъектного контроля.
Уровень субъектного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.
Люди с высоким уровнем субъектного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
А со средней степени сформированности субъектного контроля причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах.
Задача педагога довести до сознания своих учеников, что только физически здоровый, физически развитый человек, умеющий правильно управлять своим телом в полном смысле этого слова, может быть по - настоящему подготовлен к взрослой жизни, что он вырастет гармонически развитой личностью и будет больше иметь в жизни самых различных возможностей. А как способствовать тому, чтобы учащийся стремился быть гармонически развитой личностью, найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование и, как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью. В этом и есть суть личностно – ориентированного подхода к учащимся на уроке физкультуры.
А реализуем мы его через следующие методические приёмы:
- владение учителем чувством педагогического такта, чувством меры в поведении и действиях, которые включают в себя уважение достоинства ученика, справедливость по отношению к нему, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями и коллегами по труду;
-обладание чувством толерантности (терпимости), в основе которой лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно – ориентированного обучения. В современной школе есть хорошая база для воспитания в себе этого чувства - наша многонациональность и социальная разнослойность;
- использование похвалы как средства поощрения (на основе знаний психологии).
«Доброе слово, что дождь в засуху». Похвала пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, она укрепляет их волю. Конечно, особую роль в реализации личностно-ориентированного подхода играет знание учителем основ психологии. Учитель не сможет построить свою работу в нужном русле, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой умеет, но боится делать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т. д.
- соблюдение соотнесение детей к медицинским группам. Всем известно, что существуют группы, на которые медицинские работники школы делят учеников: основная, подготовительная, специальная медицинская группа (СМГ) и освобождённые от урока физкультуры. На группы дети делятся по состоянию их здоровья. И здесь, конечно, индивидуальный подход обязателен. Деленье происходит не только по медицинским показаниям, но еще и по физическим возможностям и уровню сформированности специальных умений и навыков.
Пророческие слова В. А. Сухомлинского о вступлении мира в век Человека отражают состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий для полноценного развития ребенка в вариативной системе образования, учитывающих его готовность к обучению, состояние здоровья, физического развития и индивидуально-психологические особенности. Общественное сознание поднялось до понимания того, что именно Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности. Одним из направлений развития нашей школы являются здоровьесберегающие технологии, фундаментальной основой которых является системное проектирование деятельности по сохранению здоровья с гарантированным достижением цели, состоящей, как минимум из трех задач:
1.Единства состояния здоровья и успешности обучения. 2.Соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований. 3.Ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни. Задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.
Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Создание условий для здорового развития детей предусматривает: - соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима (учет времени трудоспособности, утомляемости, физкультурные минутки, учебная нагрузка); - гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, питания; санитарно-противоэпидемический режим);
- формирование здорового образа жизни;
- внедрение медицинских, физиотерапевтических, психолого-педагогических методов коррекции;
- разработка оздоровительных программ.
Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья. Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:
q Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, (формируются их взгляды, представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.
q Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.
q Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.
Методы
Формирование взглядов, обмен информацией.
Организация деятельности.
Стимулирование оценки и самооценки.
Диалог.
Доказательство.
Инструктаж.
Лекции.
Призыв.
Внушение.
Описание действия.
Поручение.
Требование.
Состязание.
Показ образцов и примеров.
Создание ситуации успеха.
Перспектива.
Упражнение.
Замечание.
Ситуация контроля.
Поощрение и наказание.
Ситуация критики и самокритики.
Доверие.
Общественное мнение.
Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.
Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%.
Невербальные средства:

Кинесика (движения)
Акустика (слух)
Проксомика (близость)
Зрительно воспринимаемые движения, манера поведения человека.
Слуховое восприятие невербальных индикаторов информации.
Пространственное расположение коммуникантов (личная территория)
1) Универсальные жесты повседневного общения, понятные без слов (знаки приветствия и прощания, привлечения внимания, запрещение или разрешение, согласие или возражения).
2) Жесты, которые органично включаются в контекст речи (размер или форма предмета).
3)Параллельное употребление слова и жеста
· Обратите внимание на эту таблицу и указательный жест;
· Могут быть автономны: не прерывая объяснения материала, учитель делает жест-замечание.
4) Интонация.
5) Педагогический голос (между тихо и громко).
Логические ударения и паузы.
4 правила общения в процессе взаимодействия с детьми.
1 правило: знание 4 зон пространственной территории.
Интимная зона (15-46 см) – нарушение ее воспринимается человеком болезненно. Проникать разрешается матери, ребенку, супругу.
Личная зона (46-1,2 м) – расстояние руки, протянутой для рукопожатия. Используется при межличностном общении.
Зона социального общения (1,2-3,6 м) – расстояние для делового общения.
Общественная зона (3,6 и более) для митингов.
2 правило: всегда лицом к лицу во время общения, видеть глаза ученика, улавливать движение, чтобы вовремя почувствовать нарушение контакта.
3 правило: передвижение минимально и главное ситуативно-оправданное.

Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи учителя. Это, прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.
Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям. Регулируя отношения «учитель ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы.
Техника речи - комплекс навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразования, которое позволяет донести до ученика все богатство содержания его слова:
· неправильное произношение- смех;
· громкая беседа, неоправданная интонация – надолго отделяют учителя от ученика;
· не умение дышать при разговоре – появление одышки, покраснение лица, учащение пульса;
· четкое произношение – профессиональная необходимость;
· чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить;
Овладеть искусством речи должен, и может каждый педагог. Не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.
Внешний вид педагога (осанка, одежда, движение) - сила влияния на ученика:
· как входите в класс;
· как посмотрите;
· как поздоровались;
· как отодвинете стул;
· как пройдете по классу;
· сутулость, опущенная голова - внутренняя слабость, не уверенность в себе;
· согнутый слабый человек не производит впечатление;
· прическа, костюм и украшения в одежде - эффективно воздействуют на формирование личности воспитанника;
· ребята любят сочетание в педагоге внешней и внутренней красоты;
у каждого педагога должно быть стремление к эстетической выразительности своего внешнего облика.
Мимика и пантомимика:
· надо избегать обращение к стенам;
· нужно стремиться держать в поле зрения всех учеников;
· лицо должно выражать – уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение;
· улыбка – символ духовного здоровья и нравственная сила человека;
· брови и глаза – выразительные детали мимики: (удивление, равнодушие, восторг, сосредоточенность, спокойствие);
· взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Это «скрытая педагогическая позиция» педагога. На скрытой педагогической позиции основан метод косвенного воздействия, т.е. создания естественной педагогической ситуации, направляющей воспитанника на самоанализ своего поведения. Исследователи утверждают, что косвенное воздействие на личность при скрытой воспитывающей позиции педагога представляет один из путей преодоления сопротивления воспитанию.
Обобщая исследования ряда учёных, Деркач А.А. выделяет некоторые приёмы косвенного воздействия на личность занимающегося: - переключение деятельности подростков с отрицательной на положительную путём создания увлекательных перспектив; - самопереключение на вновь организуемые виды деятельности; - дружеская просьба, которая заставляет подростка по иному взглянуть на своё поведение; - подключение к личности, когда она изменяет своё поведение под воздействием определённых лиц, которые незаметно подключаются к ней педагогом; - рассказ об аналогичном поступке; - обращение по неизвестному адресу; - мнимое безразличие к поступку; - мнимое игнорирование недостатков личности; - ожидание меры воздействия; - авансирование доверием. Далее автор утверждает, что эти приёмы косвенного воздействия на личность основаны на общем принципе создания воспитывающей ситуации, побуждающей подростка к улучшению своего поведения.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход.
Важным моментом является формирование культуры самостоятельной деятельности школьников в вопросах сохранения и развития здоровья. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. В качестве результатов обучения и воспитания рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Основной из главных задач инструктора является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника предусматривающей умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений.
Деятельностный подход в обучении позволяет использовать различные способы организации учебного процесса.
Структура занятия введения нового знания имеет следующий вид: 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его
мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я с образом "Я идеальный ученик, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо - "могу - "хочу) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении
данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации
построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.»
Системно-деятельностный подход предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы подачи материала и организации процесса:
- Удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);
- Отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);
- Лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);
- Круглый стол, обсуждение;
- идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).
- мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Задача учителя - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.
Развитие компетентности - процесс, который “не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению”.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества.
Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, ведь именно от него во многом зависит образ будущего выпускника.
3.Практический раздел II.
Главные задачи инструктора по физической культуре – обеспечить школьнику возможность сохранить укреплять здоровье в процессе обучения в школе , развивать его физические способности и качества средствами физической культуры, формировать сознательную активную жизненную позицию в отношении занятий физической культурой и ведению здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, расширять объем знаний, умений и навыков в области физической культуры, применять их в повседневной жизни. - формировать здоровьесберегающую компетенцию, которая позволит в дальнейшем поддерживать и укреплять здоровье, противостоять негативным воздействиям окружающей среды и действительность, повысит качество жизни учащихся.
Для этого необходимо:
-научить относиться ответственно, как к ценности к своему здоровью и окружающих;
-сформировать ряд необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни обучающихся;
-привить стойкую осознанную потребность в физической культуре и занятии массовым любительским спортом;
-научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
-обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования.
Поставленные задачи решаются через:
1) обеспечение безопасной школьной среды
2)совершенствование методики проведения занятия, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
3)индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися, осуществлять личностно-ориентированный подход в учебно-образовательной деятельности;
4)коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,
5)мотивацию школьников к учению;
6)обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни,
непосредственное привитие детям элементарных гигиенических навыков;
6)реализацию системно-деятельностного подхода в организации учебного процесса;
7)правильный выбор приемов и методов организации образовательного процесса;
8)правильный выбор педагогического стиля общения и стиля педагогической деятельности;
9)самосовершенствования педагога, совершенствование его педагогической компетентности, педагогического мастерства;
10)улучшения материального обеспечения образовательного процесса;
11)создание благоприятного эмоционального и психологического климата на занятиях и установление доверительных отношений с учениками;
12)тесное взаимодействие с классными руководителями, родителями и медицинскими работниками;
13)проведение информационное просвещение самих учащихся и их родителей;
14)самостоятельную работу дома по совершенствованию техники выполнения изученных упражнений и повышению физической подготовки;
15)правильную организацию двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
16)проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;;
17)анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению;
18)правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований).
В учебно-воспитательном процессе необходимо проведение занятий с точки зрения здоровьесбережения и здоровье формирования, обеспечение высокой моторной плотности с использованием фронтального и группового методов. Наиболее эффективным в организационном плане себя показал поточно-групповой способ выполнения заданий, а также широкого использование различных вариантов подвижных игр, основанных на соревновательных элементах, всевозможных игровых эстафет с предметами, применения мелкого спортивного инвентаря: гимнастических палок, теннисных и набивных мячей, скакалок. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма - все это повышает мотивацию занятий, создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
Сложившаяся система работы инструктора по физической культуре включает:
· полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на занятиях физкультурой, в секциях и т. п.);
· рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
· организацию занятий по лечебной физкультуре;
· организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
·организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
·организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
·регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Годовой план работы инструктора по физической культуре составлен с учетом всех здоровьесберегающего подхода, в который включены мероприятия по изучению физического и психоэмоционального состояния уровня здоровья учащихся, план мероприятий по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, разработана система контроля состояния здоровья обучающихся.
Организован учебно-воспитательный процесс полностью соответствующий нормам СанПИНа, с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся
С целью укрепления здоровья учащихся осуществляются вакцино профилактические мероприятия. Более 90 % детей ежегодно прививаются от различных инфекционных заболеваний.
Питание учащихся осуществляется в новой просторной столовой, оборудованной по всем современным требованиям.
Учебный процесс достаточно хорошо обеспечен разнообразным оборудованием. Для поддержания уровня физической подготовленности школьников занятия ведутся в большом, малом спортивном и в тренажерных залах, в бассейне и на спортивных площадках.
Совместно с медицинским работником и учителями физкультуры осуществляется мониторинг общефизической подготовки и физического развития учащихся всех ступеней обучения.
Также, традиционно проводятся с участием родителей мероприятия: «День здоровья» и «День спорта», «Зарница», «Золотая рыбка».
Ведем работу с физкультурным активом, в состав которого входят старшеклассники.
В школе создан постоянно действующий информационный стенд, где
помещаются статьи о здоровье и безопасности жизни.
Проводится анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления удовлетворения потребностей в том или ином направлении спортивной деятельности в нашем учебном учреждении.
Физкультурно-оздоровительное просвещение в школе проводится через цикл бесед.
Ведем подготовку учащиеся для участия в городских соревнованиях.
Помогаем в подготовке проектов: «Влияние занятий плаванием на организм человека», «Влияние занятий физическими упражнениями на развитие физических способностей занимающихся», «Гармонично развитая и деятельная личность - успешная личность» и т.д.
Физкультурно-спортивная работа направлена на привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Разновозрастная команда нашей школы в последнее время регулярно занимает одно из призовых мест на различных соревнованиях по разным спортивным направлениям и разного уровня, начиная районного, заканчивая Российским.
Ведем специальную работу, применяя комплексы упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.
Мы считаем, что необходимо формировать культуру здоровья, не только у учащихся, но и у их родителей: привлекать как можно чаще к школьным спортивным мероприятиям, приглашать участвовать в классных часах по здоровьесбережению, проводить индивидуальные и коллективные беседы на разные темы о здоровье и т.д., совместные Спортивные дни и т. д.
В заключении можно отметить следующее: Кому из современных детей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние – залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.
Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.
Поэтому система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

4. Заключение.
Одним словом, необходимо обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды - как природной, так и социальной - важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждениям средствами - обучением, воспитанием, содействием развитию.
5. Список использованной литературы:

Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.
Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.
Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. Психологии. 1987. № 5.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Профессиональная компетентность педагога / Под редакцией Л.А.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.
Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.
Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.


15