Технологическая карта проектного урока по русскому языку во 2 классе по теме Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов


Технологическая карта проектного урока по русскому языку во 2 д классе (Урок решения проектной задачи)
Школа МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Предмет Русский язык
Класс 2д класс
Учитель Теплых Ольга Викторовна
Тема урока Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов.
Тема проекта Создание памятки «Как искать проверочные слова для корня в названиях признаков предметов»
№ урока по теме № 104
Дата проведения 07.02.2017г.
Цель урока Знакомство с общими способами поиска проверочных слов для букв безударных гласных и парных согласных в корне слов-названий признаков предметов.
Цель проектной задачи Создание памятки «Как искать проверочные слова для букв корня в названиях признаков предметов».
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Обучить способу выборабуквы корня слова в названиях признака предмета; формировать умение подбирать проверочные слова и выбирать правильную букву в корне слова-названия предмета. Обеспечить ситуации, способствующие развитию у обучающихся способности к самооценке; расширять словарный запас обучающихся.
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, закрепить правила экологической безопасности и бережного обращения с природой.
Средства обучения 1. Средства ИКТ: мультимедиа, компьютер, презентация, веб-камера, интерактивная доска.
2. Русский язык. К тайнам нашего языка: тетрадь для 2 класса общеобразовательных учреждений в 3-х Ч./ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
3. Дидактический материал: конверт с заданиями; карточки с заданиями для работы в группах, листы А3 для составления памятки написания букв в корне названий признаков предмета; задания-инструкции группам для самостоятельной работы; тест; шкала самооценки; листы взаимооценки обучающихся; презентация.
Литература Шамова Т.И. «Технологическая карта урока»
Ход урока
№ Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приемы работы
1 Мотивация к учебной деятельности Приветствие детей
Вот уже звенит звонок,
Он зовёт нас на урок.
Предстоит нам дел немало,
Всё исполнить нужно в срок.
Предъявление для слушания звуковой записи птичьих песен.
- Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, ощутите тепло рук ваших товарищей, почувствуйте плечо друга, который будет вам добрым помощником на уроке.
Вы и я – мы следопыты!
Дверь в познание открыта,
Не пора ли заглянуть?
Ну, друзья, смелее в путь!
- Сегодня
Желаю всем я вам удачи! Дети стоят в кругу.
Слушание звуков природы.
Ребята берутся за руки, смотрят друг другу в глаза.
Вместе мы решим любую задачу! Привлечение внимания
Слушание звуков природы.
Коучинговый приём «Круг»
2 Актуализация знаний и пробное учебное действие Организация орфографического разбора предложений.
- Отгадайте загадку:
Есть на свете старичок,
Он лесной мужичок,
Носит он из пёстрых листьев
Разноцветный убор.
Каждый день, и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.
-Кто это?
- К нам в гости пришёл старичок-лесовичок.Он принёс нам задания. Первое задание от старичка-лесовичка:
- Прочитайте слова (на карточках), разделите их на группы, дайте названия этим группам
Н.ра, р.веть, л . синые, см.треть, ги.кая, тра.ка.
- На какие группы предлагаете разделить слова?
- Как определите, к какой группе относится слово?
- Распределим слова на группы.
- Какое задание необходимо выполнить?
- Решим орфографические задачи, объясняя способ её решения. Устно. (С другой стороны карточек готовый вариант ответа)
- В какой части слова находятся орфограммы, над которыми мы работали?
- Что такое корень слова?
- Что такое родственные слова?
- Какой секрет корней вы знаете?
- В какой группе слов мы не умеем решать орфографические задачи? Оформление работы.
Седьмое февраля. Классная работа.
- Старичок-лесовичок.
- Названия предметов, названия действий предметов, названия признаков предметов.
- Задам вопрос.
+ Ученики распределяют слова на группы, задают вопросы к словам.
- Решить орфографические задачи.
- Орфограммы находятся в корне.
- Корень – это общая часть родственных слов.
- Слова, у которых есть общая часть – корень и общее значение.
- Корни родственных слов пишутся одинаково.
- В названиях признаков предметов. Демонстрация мультфильма Использование художественного слова (загадки)
Чтение слов, классификация слов, решение орфографических задач.
Объяснение способа решения орфографической задачи.
Вопрос-ответ
3 Формулировка темы урока. Выявление места, причины затруднения - Значит, какова тема урока?
- В каком столбике мы не умеем решать орфографические задачи?
- Почему? - Буквы корня в названиях признаков предметов. (Плакат на доске)
- В третьем.
- Нам не хватает знаний. Сравнение, умозаключение
4 Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока), планирование деятельности - Посмотрите на слова третьего столбика, какая проблема стоит перед нами?
- Какова цель урока?
- Какой инструмент (помощник) помогал нам искать проверочные слова в словах-названиях предметов и действиях предметов.
- Таким образом, какова цель проектной работы? Что нам необходимо сделать на уроке?
- Таким образом, итогом (результатом, продуктом) нашей проектной работы будет памятка «Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов».
- Молодцы, ребята. Лесовичок доволен вашей работой и предлагает вам отдохнуть.
+ ФИЗМИНУТКА на музыку «Ничего на свете лучше нету» - Как проверить написание слов-названий признаков предмета? Или
Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов? (Плакат на доске)
- Учиться подбирать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов.
- Памятка.
- Создать памятку «Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов».
+ Дети исполняют песню и выполняют движения.
1. Ничего на свете лучше нету
Чем беречь, друзья, свою планету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге.
2.Мы свое призванье не забудем
Сохраним мы воду чистой людям.
Сбережем мы воздух, лес и реки,
Чтоб природу сохранить навеки. Проблемно-диалогический
Демонстрация видеоролика по экологии.
5 Открытие новых знаний и способов действий. Реализация проекта. - У вас есть шкала самооценки. Покажите на ней, каким уровнем знаний, по вашему мнению, вы владеете по теме уроке. Готовы ли вы сразу рассказать памятку «Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов».
- Для дальнейшей работы с целью открытия новых знаний я предлагаю вам организоваться в группы по 4 человека.
- Лесовичок вам предлагает поработать исследователями.
Второе задание от старичка-лесовичка прочитайте самостоятельно, выполните его и сделайте вывод.
- Вспомните правила работы в группе.
- Перед вами лежат карточки с номерами. Присвойте номер каждому члену группы.
1 2
3 4
Задания группам. Каждый участник группы работает со своим набором слов по общему заданию, если возникают трудности, обращайтесь к одноклассникам или учителю. Ответственным назначается участник №4.
На работу вам даётся 10 минут.
1.Прочитай слова.
2.Подумай и докажи, что называют слова?
3.Какую орфографическую задачу нужно решить?
4.Реши орфографические задачи, запиши работу в тетрадь,
показывая, в какой части слова находится орфограмма?
5.Сформулируйте в группе способ решения орфографической задачи.
6. Составьте памятку. На листах даны начала предложений:
Чтобы узнать буквы в корнях названий признаков предметов, нужно 1)______________________________
2)_____________________________
Слова для каждого члена группы:
1 группа
1. Ск.листый, л.сной, ст.пной.
2. Г.ристый, р.чной, с.сновый.
3. М .рской, . ловый, цв.точный.
4. П.левой, д.машний, зв.риный.
2 группа
1. Д.лёкий, ч.рвивый, в.рёный.
2. Д.ждливый, сч.стливый, р.дной.
3. Скр.пучий, пл.довое, озёрный.
4. Н.чная, .сенний, т.жёлый.
3 группа
1. С.довый, п.тнистый, б.льное.
2. Дв.ровый, д.вичий, в.сенний.
3. Пл.кучая, в.сёлый, р.систый.
4. З .мляной, гр . зовая, хв . статый.
4 группа
1. У.кая, ре.кий, ре.кий.
2. Кре.кая, ло.кий, мя.кое.
3. Хру.кая, сла. кое, лё.кий.
4. Це.кий, гла.кое, коро.кая.
5 группа
1. Жи.кий, бли.кое, ни.кая.
2.Ли . кий, ме . кий, сколь . кий.
3. Чу . кий, вя . кий, ла . чатый.
4. Зы . кий, то . кий, хва . кий.
6 группа
1. Тру .чатый,гу.чатый, му.ской.
2. Пры . кий, хли . кий, кро . кий.
3. Бро . кий, дер . кий, ше .ский.
4. Де .ский, жу .кий, мер . кий.
7. Представьте результаты деятельности в группе.
8. После общего вывода выполните взаимопроверку.
- Что у вас получилось?
- Сравним результаты вашей работы с образцом, представленным на экране.
- Поменяйтесь работами. Пользуясь памяткой, проверьте правильность написания буквы и графическое обозначение орфограммы.
- Выполните взаимооценку деятельности каждого члена группы в оценочных листах. +Самооценка знаний.
- Правила работы в группе.
1) Выслушивать ответы ребят, не перебивая других.
2) Доказывать свои версии.
3) В группе даёт ответ каждый.
4) Будьте внимательны друг к другу.
5) Умеешь сам – научи другого.
Обучающиеся работают в группах, отвечают на вопросы, делают выводы.
+ Представление результата проекта. Заполнение шкалы самооценки.
Организация работы групп.
Групповая работа
Сравнение работ, подведение общих итогов.
Соотнесение полученных выводов с образцом.
Взаимопроверка.
Взаимооценка.
6 Введение изученного и его применение в стандартных ситуациях с проговариванием во внешней речи, первичное закрепление Третье задание лесовичка.
- Расскажите памятку в группе первый второму, третий четвёртому.
- Вторые номера по часовой стрелке перейдите в другие группы и расскажите памятку в новой группе. Слушатели, будьте внимательны, если нужно, задавайте уточняющие вопросы.
ФИЗМИНУТКА
Ох, что-то я устал, давайте немножко отдохнем.
Лесовичок потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Вот орешек он нашёл.
Чтоб орешек нам достать,
Надо на носочки встать. +Проговаривание памятки во внешней речи
Обмен знаниями по новой теме.
Взаимопроверка.
7 Самостоятельное выполнение заданий с самопроверкой по эталону Четвёртое задание лесовичка.
- Предлагаю вам задания на выбор. У меня есть орешки разного цвета, и на них разные задания.
1. Вставить пропущенные буквы.
Пе.чий, кл.новый, це.кий, ре.кий.
2. Найти и выписать слова-названия признаков предмета, где буква в корне требует проверки.
Не ломай хрупкие ветки деревьев. Не пугай робких зверюшек. Не рви лесные цветы. Не засоряй речной берег.
3. Составь и запиши 2 совета по охране природе для ребят школы, используя слова-названия признаков предметов.
- Кто выбрал карточки зелёного цвета, сядьте на 1 ряд.
- Кто выбрал карточки жёлтого цвета, сядьте на 2 ряд.
- Кто выбрал карточки коричневого цвета, сядьте на 3 ряд.
- Кто выбрал карточки зелёного и жёлтого цвета, проверьте ответы по экрану.
- Заслушаем тех, кто выбрал коричневые карточки. Выбор и выполнение разноуровневых заданий. Самостоятельная работа.
Самопроверка.
8 Включение в систему знаний и повторение Выполнение тестовых заданий.
1. Выберите слово с буквой п:
а) ро.кий
б)ре.кий
в)хру.кий
2.Выбери слово с буквой т
а) ре.кий
б)гла.кий
в)кро.кий.
3. Выбери слово с буквой а
а) с.новый
б)пл.довое
в) тр.вяной
4. Выбери ответы с буквой и
а) з.лёный
б)з.мляной
в) скр..пучий
Проверка.
Кто выбрал все ответы под буквой В, тот решил тест правильно. Решение теста. Тестовое задание с выбором правильного ответа
9 Рефлексия обучающихся своих действий и самооценка Перед вами шкала успеха. Отметьте на ней, насколько успешны вы были сегодня на уроке. На какой границе теперь ваши знания по теме урока?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии в России. Лесовичку очень понравились ваши советы по защите природы, и он предлагает вам закончить урок экологической песней.
- Лесовичок благодарит вас за работу и прощается до новых встреч.Против стрельбы, против беды
Встанем за нашу планету.
Звери навек, Счастье навек,
Так повелел человек!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я. Самооценка.
Выявление продвижения ученика.
Демонстрация картин природы, положительного образца деятельности человека в окружающей среде. + Зарисовка
10 Домашнее задание Д/З На выбор
1. Тетрадь, стр. 31 упр. 394
2. Тетрадь, стр.33-34, упр. 400
- Я благодарю вас за урок. Вы работали дружно, внимательно. Вы настоящие исследователи и друзья природы! Запись домашнего задания. Заключительное слово учителя