Конспект урока по окружающему миру по УМК Перспектива :Мы-жители Вселенной


2 класс окружающий мир, УМК «Перспектива»
Тема: МЫ — ЖИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙЦелевые установки урока
Предметные результаты:• знать в общем виде строение Вселенной;
• называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
• определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;
• перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;
• узнавать небесные тела по описанию.
Метапредметные результаты:• определять взаимосвязь Земли и Вселенной;
• определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны;
• анализировать схему в учебнике;
• рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;
• сравнивать размеры планет;
• осуществлять самопроверку.
Личностные результаты:• осознавать значимость зависимости жизни на Земле от её положения в Солнечной системе.
Оборудование. Магнитофон, запись песни «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского); настенная схема строения Солнечной системы или слайды для мультимедийной проекции.ХОД УРОКААктуализация знаний и умений. Визитной карточкой урока является песня «Притяженье Земли».
Урок следует начать с повторения изученного в 1 классе материала по вопросам учебника на с. 8. Объяснение нового материала можно строить по-разному в зависимости от наличия в школе настенной таблицы строения Солнечной системы или возможности изготовления слайдов для мультимедийной проекции. Конечно, наиболее интересна для детей была бы работа с мультимедийной проекцией или интерактивной доской. Но если нет такой возможности, можно использовать иллюстрацию учебника на с. 10.
Аналитический этап. Учитель рассказывает детям, что людей с глубокой древности интересовали тайны неба, особенно ночного. Много тысяч лет назад скопище звёзд ночного неба древние греки назвали Космосом, что означало «Вселенная», то есть огромный мир вне Земли.
И древние греки, и древние римляне верили, что звёзды и планеты — это глаза богов и героев, живущих на небе. То, что звёзд было много, отражало страх древнего человека перед природой и её проявлениями, такими, как грозы, засухи, наводнения, шторма на море. Вот и создали древние люди в своём воображении богов, каждый из которых управлял своим явлением природы, молились им, просили помощи и защиты.
Тренировочные упражнения. Прошли века, человечество ушло вперёд в своём развитии, были изобретены подзорные трубы и телескопы. Рассматривая с их помощью звёздное небо, учёные поняли, что звёзды и планеты — это совершенно разные небесные тела. В чем же их различие? Учитель предлагает детям прочитать об этом материал на с. 8—9 учебника. Затем учащиеся выполняют задания № 2 и 3 на с. 6—7 рабочей тетради.
Аналитический этап. Остальную часть урока нужно посвятить изучению строения Солнечной системы. Учитель сообщает, что планеты расположены гораздо ближе к Земле, чем звёзды. До звёзд нужно лететь столетиями, а до планет — от нескольких месяцев до нескольких лет. Планеты вращаются вокруг Солнца. Все планеты, кроме Земли, названы именами древнеримских богов.
Тренировочные упражнения. Затем дети рассматривают схему строения Солнечной системы (либо в учебнике на с. 10, либо на настенной схеме, либо на мультимедийной проекции), а учитель комментирует: «Самая ближняя к Солнцу планета называется Меркурий по имени бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко от Солнца, что увидеть её можно только в свете вечерней
На втором месте от Солнца находится планета Венера. Венера — это богиня любви, прекрасная, вечно юная. Эта планета также находится довольно близко от Солнца, поэтому увидеть её можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо ранним утром, перед восходом Солнца. Из-за этого Венеру ещё называют Авророй, что означает «утренняя звезда».
Третья планета от Солнца — Земля. Это наше, русское, название планеты. Международное название заимствовано у древних греков. У греков Земля называлась Гея. От этого названия произошли названия многих наук, изучающих всё, что связано с Землёй. Например: география — наука, описывающая поверхность Земли и всё, что расположено на ней; геология — наука о недрах Земли.
Земля по сравнению с другими планетами наиболее удачно расположена по отношению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благоприятную для развития жизни.
Четвёртая планета от Солнца называется Марс по имени кровожадного древнеримского бога войны. Марс имеет красноватый цвет, отличающий его от других планет.  
Юпитер — верховное божество у древних римлян. Этим именем названа пятая планета Солнечной системы». Учитель просит детей догадаться, почему именно эту планету древние люди назвали Юпитером. Дети должны ответить, что Юпитер — это самая большая планета Солнечной системы. Поэтому она названа в честь верховного божества римлян.
Далее учитель просит детей назвать шестую планету от Солнца (Сатурн) и рассказать о том, чем она интересна (огромным кольцом вокруг неё). Затем учитель дополняет ответы учащихся: «Астрономы открыли кольца и вокруг других планет. Но вокруг Сатурна это кольцо намного больше. Эта планета названа в честь Сатурна — бога времени».
Учитель продолжает комментарий к иллюстрации Солнечной системы: «Уран — седьмая планета Солнечной системы. Уран — это бог неба. Согласно мифу, он был свергнут своим сыном Сатурном.
Восьмая планета Солнечной системы — Нептун — названа по имени бога морей. Открытие Нептуна было необычным. Вначале он был вычислен математически французским астрономом Леверье, а затем уже замечен в телескоп немецким астрономом Галле именно в той точке неба, на которую указал в своих вычислениях Леверье».
Выводы и обобщения. В конце урока проводится обобщение по пройденному материалу.
Физкультминутки можно провести под музыку песни «Притяженье Земли» (первый куплет и припев). Дети имитируют взлёт ракеты: из положения присев встают и поднимают вверх руки, тянутся вверх, поднимаясь на носочки. Затем «прощаются с космонавтами» (машут руками).
Домашнее задание. Теоретический материал на с. 8—11 учебника, задания № 1 и 4 на с. 6—7 рабочей тетради