Тема урока: «Мы – жители Вселенной».


Конспект урока
Меликян Дианы Рудольфовны, учителя начальных классов
ГБОУ школа №1133
Тема урока: «Мы – жители Вселенной».
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: Учебник: Окружающий мир. Автор А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкий; рабочая тетрадь, проектор, наглядный материал, ИКТ)Класс: 2 «А» в количестве 20 учеников.
Образовательная система УМК «Перспектива».
Цель: Сформировать понятие о Вселенной, о строении Солнечной системы, планетах и их спутниках, научить распознавать небесные тела и обосновывать своё суждение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, определять по схеме в учебнике число планет, их названия и порядок расположения в Солнечной системе, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные результаты 
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Метапредметные результаты  (коммуникативные, личностные, познавательные)
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
способам решения проблем творческого и поискового характера;
умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал планет Солнечной системы, таблички с названиями планет, компьютер, проектор.
овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определять  общие цели и пути ее достижения; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
   Предметные результаты 
Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров 
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.)
Самоопределение к деятельности
Учитель:
- Отгадайте загадку.
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный
И необычайный!
В нем живут вселенные,
Звезды и кометы.
Есть и обитаемые,
Может быть планеты. (Космос.)
Учитель:
- Определите тему нашего урока.
Ученики:
- Мы сегодня будем говорить о космосе (Вселенной).
Учитель:
- Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Вселенной (на доске записывается тема урока «Мы – жители Вселенной», а также термины Вселенная, Солнце, солнечная система, галактики.)
IV. Работа по теме урока
Беседа
Устройство Вселенной
Людей с глубокой древности интересовали тайны неба, особенно ночного. Много тысяч лет назад огромное количество звезд ночного неба древние греки назвали космосом, или Вселенной, что означало необъятный мир вне Земли.
Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему слово «космос». В наблюдаемой нами части Вселенной преобладают самые легкие из веществ – газы водород и гелий. Их них в основном состоят звезды – огромные раскаленные шары, в центре которых температура достигает многих миллионов градусов, а на поверхности – тысяч градусов. Солнце - одна из звезд.
Солнечная система. Солнце вместе с планетами и другими своими спутниками образует Солнечную систему. Вокруг Солнца кроме Земли, обращаются еще 7 больших планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и тысячи малых тел – астероиды и кометы.. Но даже вместе взятые, все они по массе в сотни раз меньше Солнца.
Звездные системы. Звезды объединяются в огромные системы – галактики. В нашу галактику, кроме Солнца, входит еще около 100 миллиардов звезд.
Все космические тела проходят сложный путь развития. Но как бы они ни менялись, то, из чего они состоят неуничтожимо. Вселенная не только бесконечна, но и вечна.
Как же устроена наша Вселенная? Она состоит из небесных, или космических тел – звезд, планет, спутников планет.
Звезды и планеты. Рассматривая с помощью телескопов звездное небо, ученые поняли, что и планеты – это совершенно разные небесные тела. (На доске демонстрируются фотографии Вселенной, сделанные с помощью телескопа Хаббл.)
Учитель:
- В чем же их различие? (Ответы учеников.)
Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. В безоблачный вечер небо над головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда – это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце – одна из звезд. Самые горячие звезды голубого цвета, менее горячие – красного. Звезды отличаются размерами – есть звезды-гиганты и звезды-карлики.
Учитель:
- Как вы думаете, что означает слово «планета»? (Ответы учеников.)
Слово «планета» в переводе с греческого языка означает «блуждающая». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные светила-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами. Планеты – это холодные небесные тела, не излучающие собственного света.
Учитель:
- Чем различаются звезды и планеты?
Ученики:
- Звезды – огромные раскаленные светящиеся космические тела. Планеты – холодные небесные тела, не излучающие собственного света.
Учитель:
- Скажите, а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом?
Ученики:
- Звезды, Солнце, планеты, Луну, метеориты.
Вокруг некоторых планет Солнечной системы движутся их спутники – холодные небесные тела, которые удерживаются на своей орбите силой притяжения планет.
Работа по учебнику
Учитель:
- Откройте учебник на с.8-9. Рассмотрите иллюстрации. Какую форму имеет Солнце, Земля, Луна?
Ученики:
- Они имеют форму шара.
Учитель:
- По схеме на с. 9 расскажите о движении Земли и Луны.
Ученики:
- Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей – вокруг Солнца.
Учитель:
- Рассмотрите иллюстрации на с.10 учебника. Посчитайте , сколько планет движется вокруг Солнца. Как они называются?
Ученики:
- Всего 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Учитель:
- В каком порядке от Солнца они расположены? Какая по счету Земля?
Ученики:
- Земля – третья по счету планета от Солнца.
На доске вывешиваются по порядку вокруг Солнца изображения планет на магнитной основе.
Меркурий. Ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы. Меркурий получила свое название по имени древнеримского бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко от Солнца, что увидеть ее можно только в свете вечерней зари. Поверхность планеты каменистая, пустынная нет ни воды, ни воздуха.
Учитель:
- Почему человек не сможет жить на планете Меркурий? (Ответы учеников.)
Венера. На втором месте от Солнца находится планета Венера. Она ярче всех звезд на небе. За свой прекрасный блеск она названа в честь богини любви, прекрасной и вечно юной.. Эта планета также находится довольно близко от Солнца, поэтому увидеть ее можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо утром, перед восходом Солнца. Из-за этого Венеру еще называют Авророй, что означает «утренняя звезда». Планета покрыта толстым слоем облаков. В воздухе содержится ядовитый газ – значит дышать там человеку нельзя.
Учитель:
- Почему человек не может жить на Венере?
Ученики:
- Ядовитая атмосфера, к тому же большое давление расплющит человека.
Земля. Третья планета от Солнца – Земля. Это русское название планеты. У древних греков Земля называлась Гея. От этого названия произошли названия многих наук, изучающих все, что связано с Землей. Например: география – наука, описывающая поверхность Земли и все, что расположено на ней; геология – наука о недрах Земли.
Земля из всех планет наиболее удачно расположена по отношению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благоприятную для жизни.
Марс. Четвертая планета от Солнца называется Марс, по имени кровожадного бога войны у древних римлян. Марс имеет красноватый цвет, отличающий его от других планет. На Марсе есть горы, вулканы, ледяные полярные шапки каналы, напоминающие высохшие русла рек.
Учитель:
- Что нового вы узнали о Марсе?
Ученики:
- Планета покрыта льдом, нет воды, нет атмосферы, значит нет жизни.
Юпитер. Этим именем названа пятая планета Солнечной системы. В римской мифологии Юпитер – верховное божество, бог неба.
Учитель:
- Почему именно эту планету древние люди назвали и енем главного божества?
Ученики:
- Потому что Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Поэтому она названа в честь верховного божества римлян.
Юпитер настолько велик, что все остальные планеты могли бы поместиться в нем. Это огромный шар из газов с твердым кристаллическим ядром. На Юпитере есть красное пятно, которое постоянно меняет свои место и форму. Ученые пока не могут объяснить это явление.
Учитель:
- Почему человек не может жить на Юпитере? (Ответы учеников).
Учитель:
- Назовите шестую от Солнца планету.
Ученики:
- Сатурн.
Учитель:
- Чем она интересна?
Ученики:
- Вокруг Сатурна несколько колец.
Сатурн. Планета Сатурн названа в честь древнеримского бога времени. Она представляет собой большой шар, состоящий из жидкости и газа. У планеты 7 колец из газа, частиц льда, камней и песка.
Учитель:
- Почему человек не сможет выжить на этой планете?
Ученики:
- Там холодно, тьма.
Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа Ураном по имени древнегреческого бога неба. Согласно мифу он был свергнут Сатурном. Планета Уран представляет собой каменное ядро и замерзшие газы. Вращается, как бы «лежа на боку». Ее называют «лежачая планета».
Нептун. Восьмая планета Солнечной системы – Нептун – названа по имени бога морей. Планета – громадный шар, состоящий из газа и жидкости.
Называли еще и девятую планету – Плутон, но с 2006 года Плутон ученые планетой не считают.
Физкультминутка
В космосе мы полетали-
Очень сильно все устали.
В иллюминатор посмотрели –
Две кометы разглядели.
Мы Венеру увидали –
На носочки дружно встали.
Долетели до Земли
И присели – раз, два, три.
Впереди планета Марс –
Нужно прыгнуть восемь раз!
Закрепление изученного материала
Показ видеоролика «Планеты Солнечной системы».
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание 3 (с.7)
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
Ответ: звезды, планеты, спутники.
Задание 4 (с.7)
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
Рефлексия.
Учитель:
- Поиграем в игру. Представьте схему расположения планет Солнечной системы вокруг Солнца. Ученики получают таблички с названиями планет. Их задача – построиться по порядку расположения планет Солнечной системы от Солнца.
- Отгадайте загадки.
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете. (Марс.)
Пышный газовый гигант,
Брат Юпитера и франт,
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)
Крохотулечка планета
Первой солнышком согретаИ проворна – год на ней
Всего лишь 88 дней. (Меркурий.)
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима. (Нептун.)
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планет
В Солнечной системе нет. (Венера.)
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес.
Полосат он, словно кошка.
Жаль худеет понемножку. (Юпитер.)
На планете чудеса –
Океаны и леса.
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля.)
Он уже который век
Среди братьев-римлян – грек
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку. (Уран.)
Учитель:
- Что нового вы узнали о планетах? (Ответы учеников.)
Далее ученики обсуждают вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 11 учебника и проверяют правильность ответов на «Страничке Умного Совенка» (с. 120), читают текст в рубрике «Сделаем вывод» (с. 11).
Подведение итогов урока
Учитель задает вопросы.
- Что такое планета?
- Что такое звезда?
-Чем планета отличается от звезды?
- Какая звезда дает энергию для существования жизни на Земле?
- Назовите самую большую (маленькую) планету Солнечной системы.
Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике (с. 8-11), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.11).
Выполнить задания 1, 2 (с.6) в рабочей тетради.
На следующий урок принести компас.
Самоанализ урока
Дата: 05.03.15
Тип урока: формирование новых знаний.
Класс: 2 «А» в количестве 20 учеников.
Образовательная система УМК «Перспектива».
Цель: Сформировать понятие о Вселенной, о строении Солнечной системы, планетах и их спутниках, научить распознавать небесные тела и обосновывать своё суждение.
Урок построен методически грамотно. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей
основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Все этапы логически связаны. Урок проведен с учетом деятельностного подхода в рамках ФГОС. С первых минут урока учащиеся были вовлечены в активную учебную деятельность.
Знания не давались в готовом виде. Перед учащимися была поставлена проблемная ситуация, для решения которой им не хватило знаний. Ученики самостоятельно формулировали тему урока, ставили задачи, искали пути решения.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных и визуальных методов, работа с учебником способствовали достижению цели урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала.
Урок проведен с учетом психолого-физиологических, индивидуальных и возрастных особенностей.
По моему мнению, урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. На уроке учащиеся показали хороший уровень самостоятельного мышления, познавательную активность, хороший уровень усвоения и первичного закрепления нового материала.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.


Анализ урока
Дата: 05.03.15
Класс – «А» в количестве 20 учеников.
Учитель – Меликян Диана Рудольфовна
Присутствовали на уроке: завуч начальных классов –Лютикова Галина Анатольевна.
Тема урока: «Мы – жители Вселенной».
Тип урока: формирование новых знаний.
Образовательная система УМК «Перспектива».
Цель: Сформировать понятие о Вселенной, о строении Солнечной системы, планетах и их спутниках, научить распознавать небесные тела и обосновывать своё суждение.
№ Деятельность учителя: Оценка:
Теоретическая подготовка учителя:
- урок нацелен на комплексное формирование предметных и метапредметных умений школьников;
- знание предмета (фактические ошибки, путаница в понятиях);
- установление межпредметных связей;
- речевые ошибки и недочеты;
Логика развертывания урока:
- постановка учебной задачи (обеспечение появления у детей познавательного мотива, желания что-то узнать, что именно нужно выяснить или освоить);
- организация путей решения задачи и ее решение (разработка учителем заданий, предполагающих выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний);
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
-формирование (запланировнное формирование) предметных и метапредметных умений на сознательной основе;
- рефлексия;
- воспитание личностных качеств школьников; Владение методикой:
- постановка учебной задачи;
- знание и использование приемов постановки учебных задач;
- организация активной деятельности детей на уроке по освоению нового материала или на роке закрепления, целью которого является формирование или совершенствование конкретных умений;
- использование учителем оптимальных для класса заданий, форм работы, дидактического материала для достижения поставленной задачи урока. Знание психологии школьников:
-тип ребенка по учебной деятельности;
- оптимальная смена видов деятельности;
- умение диагностировать и прогнозировать; Атмосфера сотрудничества на уроке детей с учителем и друг с другом:
- общая атмосфера на уроке;
- обеспечение комфортного состояния учащихся на уроке (поощрение учителем за любое высказывание; ведение диалога (дискуссии); организация групповой работы; отсутствие авторитарного воздействия на учащихся (навязывание своего мнения учителем, подавление инициативы ученика, категоричность в жестах, взглядах, интонации, отрицание идеи).Учет владения школьниками знаниями и умениями
- опора на усвоенные учениками знания;
- осуществление помощи при выполнении заданий в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся;
- интерес детей к работе на уроке;
- активность учащихся на уроке. Завуч начальной школы
Лютикова Г.А.