План-конспект урока окружающего мира во по теме Мы — жители Вселенной (2 класс)


Урок 2. МЫ – ЖИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ
(УМК «Перспектива»)
Цель: познакомить со строением Вселенной.
Планируемые результаты: научатся видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, определять по схеме в учебнике число планет, их названия и порядок расположения в Солнечной системе, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь к учебнику, фотографии или рисунки больших планет Солнечной системы, таблички с названиями планет.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку:
Океан большой,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный
И необычайный!
В нем живут вселенные,
Звезды и кометы.
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (Космос)
- Скажите, догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Вселенной.)
- Что вам известно о Земле и Луне?
- Что вы знаете о Солнце и звездах?
III. Работа по теме урока.
Беседа.
1) Человек с глубокой древности интересовался тайнами неба, особенно ночного. Древние греки скопища звезд на ночном небе назвали космосом, или Вселенной, то есть огромный мир вне Земли.
(На доске вывешивается карточка со словом ВСЕЛЕННАЯ.)
Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир. В той части Вселенной, которую мы можем наблюдать, в основной преобладают самые легкие из веществ – газы гелий и водород. Из этих газов состоят в основном звезды – огромные раскаленные небесные тела. Это самосветящиеся газовые шары. В центре их температура достигает миллионов градусов, а на поверхности – тысяч градусов. Древние греки и древние римляне верили, что звезды – это глаза богов и героев, которые живут на небе. А то, что звезд было много, отражало страх человека перед природой и ее проявлениями: наводнениями, засухой, штормами и другими.
Самая ближайшая к нам звезда – Солнце.
(На доске появляется карточка – Солнце.)
Вокруг Солнца вращаются планеты. Каждая по своему пути – орбите.
- А чем звезды отличаются от планет?
- Прочитаем об этом в учебнике на с. 9.
Планеты – холодные небесные тела, которые не излучают собственного света. У некоторых планет есть спутники, вращающиеся вокруг них. Спутник Земли – Луна.
2) Солнце вместе с планетами, вращающимися вокруг него, образуют Солнечную систему. В состав Солнечной системы входит 8 планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и тысячи малых тел – астероиды и кометы. Планеты расположены гораздо ближе к Земле, чем звезды. До звезд нужно лететь столетиями, а до планет от нескольких месяцев до нескольких лет.
Физкультминутка.
В космосе мы тут летали –
Очень сильно все устали.
В иллюминатор посмотрели –
Две кометы разглядели.
Астероид увидали –
На носочки дружно встали.
Долетели до Земли
И присели – раз, два, три.
Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
С. 10.
- Рассмотрите иллюстрацию на с.10 учебника.
- Посчитайте, сколько планет движутся вокруг Солнца?
- Как они называются?
- В каком порядке расположены?
- Какая по счету Земля?
- Какая планета самая маленькая? Самая большая?
(На доске учитель вывешивает фотографии планет из космоса или рисунки с подписями.)
- Все планеты, кроме Земли, названы именами древнеримских богов.
МЕРКУРИЙ – в честь бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко к Солнцу, что увидеть ее можно только в свете вечерней зари.
ВЕНЕРА – названа в честь богини любви. Планета Венера тоже находится близко к Солнцу, поэтому увидеть ее можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо ранним утром, перед восходом Солнца. Иногда ее называют Авророй, что означает «утренняя звезда».
ЗЕМЛЯ – третья планета. Древние греки ее называли Гея. Земля по сравнению с другими планетами наиболее удачно расположена по отношению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благоприятную для существования жизни.
МАРС – планета названа по имени кровожадного древнеримского бога войны. Марс имеет красноватый цвет, что отличает его от других планет.
ЮПИТЕР – верховное божество у древних римлян.
- Как вы думаете, почему именно эту планету назвали Юпитером? (Она самая большая.)
- Назовите имя шестой планеты.
САТУРН – так звали древнего бога времени.
- Чем интересен и необычен Сатурн? (Имеет кольца.)
УРАН – бог неба. Согласно мифу, он был свергнут своим сыном Сатурном.
НЕПТУН – бог морей. Открытие Нептуна было необычным. Вначале он вычислен математически французским астрономом Леверье, а затем уже замечен в телескоп немецким ученым Галле.
Раньше называли еще и девятую планету – ПЛУТОН, но с 2006 года Плутон ученые не считают планетой.
- Чтобы проще запомнить расположение планет Солнечной системы можно воспользоваться космической считалочкой:
На Луне жил звездочёт, Он планетам вёл подсчёт: Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - Земля, Четыре - Марс, Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн,Семь - Уран, Восьмой - Нептун, Раньше был еще - Плутон... А теперь он вышел вон!
Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание 2 на с. 6
Ответ: Вселенная – это весь необъятный мир, частью которого является наша Земля.
Задание 3 на с. 7
(После выполнения проводится взаимопроверка.)
Ответ: звезды, планеты, спутники.
Рефлексия.
- А сейчас поиграем. Нужно построиться по порядку расположения планет. (Дети получают таблички с названиями планет Солнечной системы.)
- Отгадайте загадки. О какой планете идет речь в каждой из загадок?
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете. (Марс.)
Пышный газовый гигант,
Брат Юпитера и франт,
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)
Крохотулечка планета
Первой солнышком согретаИ проворна – год на ней
Всего лишь 88 дней. (Меркурий.)
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима. (Нептун.)
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планет
В солнечной системе нет. (Венера.)
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес.
Полосат он, словно кошка.
Жаль, худеет понемножку. (Юпитер.)
На планете чудеса –
Океаны и леса.
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля.)
Он уже который век
Среди братьев-римлян – грек
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку. (Уран.)
Подведение итогов урока.
- Что такое планета?
- Чем планета отличается от звезды?
- Назовите ближайшую к нам звезду.
Домашнее задание
Прочитать в учебнике текст на с. 8-11. Ответить на вопросы.
Выполнить задание в рабочей тетради. (Выбрать любое из оставшихся.)