Методическое пособие. Формирование российской гражданской идентичности обучающихся на уроках «обществознания»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Формирование российской гражданской идентичности обучающихся на уроках «обществознания»
Разработал:
преподаватель высшей категории
Нечепуренко Л.Н.
Аннотация
В методическом пособии «Формирование российской гражданской идентичности обучающихся на уроках обществознания», представленном на конкурс «Растим патриотов России» в номинации «На благо Отечества», раскрыты цели и задачи проблемы. Обоснована актуальность применения компетентностного подхода в обучении, раскрыт метод проектов, как основной метод формирования гражданской идентичности. Автор раскрывает на примере внедрения в учебный процесс исследовательских и творческих проектов, разработанных обучающимися под общим названием «Я гражданин России», способы формирования достойного гражданина российского общества, несущего ответственность за судьбу страны в целом и судьбу «малой родины», готового к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур.Приложения включают презентации уроков, исследовательских и творческих проектов, научно – практической конференции. Методическое пособие ориентировано на специалистов системы общего образования, прежде всего преподавателей общественных дисциплин старших классов и курсов СПО.
Содержание
1. Актуальность, цели и задачи
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности
1.2.Цели и задачи преподавателя обществознания в формировании российской гражданской идентичности обучающихся2.Методы формирования российской гражданской идентичности обучающихся2.1. Компетентностный подход к формированию к гражданской идентичности
2.3.Метод проектов и его роль в современном образовании
2.4. Роль исследовательских проектов в формировании гражданской компетенции учащихся.
2.5. Творческий проект «Моя семья»
2.6. Роль исследовательского проекта в формировании толерантности у лицеистов.
3. Результаты деятельности
1. Актуальность, цели и задачи
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности
Гражданская идентичность означает осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России.
Актуальность проблемы вызвана, во-первых, последствиями социально-экономических и социально-культурных преобразований 90-х годов прошлого столетия . Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей - оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание в целом и на воспитательный процесс подрастающего поколения в частности. В условиях неблагоприятного воздействия макросреды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, доброжелательность, сочувствие, сострадание, межконфессиональная и межнациональная толерантность и другие.
Во-вторых, актуальность проблемы продиктована не только историческими особенностями существования России как многонационального государства, но и достаточно сложной демографической ситуацией, которая возникает сегодня. Это обусловлено в первую очередь ростом миграционных потоков во всех регионов России.
Поликультурность общества требует повышенного внимания к коммуникационному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, - отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
1.2.Цели и задачи преподавателя обществознания в формировании российской гражданской идентичности обучающихсяЦентральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Она конкретизируется в ФГОС нового поколения:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационально народа России;
- воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления. В том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу.
Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Обществоведение (включая Граждановедение и др.) - обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности; системы социальных представлений о социально-политическом устройстве (представление о государственной организации России, знание государственной символики - герб, флаг, гимн, знание государственных праздников, знание основных прав и обязанностей гражданина), структуре и динамике развития общества и государства, создает основы формирования правового сознания учащихся.
Критическая модель преподавания обществознания, основным методом которой является критическое отношение, рефлексия своих собственных представлений об окружающем мире, предполагает развитие социально-критического мышления, демократичных форм взаимоотношений в современной школе и создания адекватной мотивации.
Целями преподавания обществознания на мой взгляд должна стать сформированность следующих ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества:
- Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
- Гражданский патриотизм;
- Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;
- Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
- Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
Осуществление задачи формирования гражданской идентичности в контексте общего образования как ведущей социальной деятельности общества приведет к следующим личностным и социальным эффектам:
- осознанию учащимися себя гражданами России;
- укреплению российской государственности;
- росту конкурентоспособности российского общества;
- уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам.
2.Методы формирования российской гражданской идентичности обучающихся2.1. Компетентностный подход к формированию к гражданской идентичности
В построении гражданского образования одним из ведущих подходов признан компетентностный подход. Компетенция - это сумма обобщенных способов деятельности, отражающих глубокое и всесторонние знание предмета , способов и средств достижения намеченных целей с помощью собственных умений и навыков.
Выделяют три блока компетентности:
Когнитивный блок, связанный со знаниями и способами их получения.
Деятельный блок, связанный с процессом становления умений на основе полученных знаний и способами.
Личностный блок определяется мотивами и установками личности.
Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент. Необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению ситуаций того или иного вида.
Гражданская компетентность включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Для реализации новых целей требуются новые современные образовательные технологии. Одна из этих технологий - «Метод - проектов».
2.3.Метод проектов и его роль в современном образовании
Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получении образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев.
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Требования к организации проекта
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего коллектива обучающихся может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся - товарищей, родителей знакомых, социума в целом
3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления, действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускается гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении образовательного учреждения ресурсы. В проектном обучении ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс.
Стадии работы над проектом
Стадия работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность преподавателя
Подготовка
Определенные темы и целей проекта
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели
Знакомит со смыслом проектного подхода учащихся.Помогает в постановке целей.
Планирование
1. Определение источников информации.
2. Определение способов сбора и анализа информации.
3. Определение способа представления результатов (формы отчета).
4. Установление процедур и критериев оценки результатов процесса.
5.Распределение задач между членами группы
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи Предлагает идеи, высказывает предложения
Исследование
Сбор информации, решение промежуточ-ных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
Выполняют исследование, решая промежу-точные задачи.
Наблюдения, советует, косвенно руководит деятельностью
Результаты и/или выводы
Анализ информации. Формулирование выводов.
Анализирует информацию
Наблюдает, советует
Представление или отчет
Возможные формы представле-ния результатов: уставный отчет с демонстра-цией материалов, письменный отчет
Отсчитываются, обсуждают. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
Оценка результатов и процесса
Участвуют в оценке путем коллек-тивного обсуждения и самооценок
Оценивает усилия, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолже-ния, качество отчета.
Я использую в своей деятельности исследовательские и информационные проекты.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предлагают аргументацию актуальной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента.
Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (личные библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).Основные условия применения методов проектов:
1. Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания
2. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
3. Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.
4. Структурирование этапов выполнения проекта.
5. Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
В процессе проектирования формируются познавательная, информационная, коммуникативная и другие компетенции:
1. Умение понимать поставленную задачу, суть учебного знания, характервзаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы и ее частей.
2. Умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме.
3. Умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени,сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочнымиоценками затрат времени на этапы.
4. Умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапапроектирования: формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.).
5. Умение поиска и нахождение необходимой информации самостоятельно.
6. Умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне.
7. Умение оценивать проекты, выполненные другими.
8. Умение понимать критерии оценивания проектов.
9. Умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов.
2.3. Использование метода проектов на уроках обществознания
Метод проектов позволяет реализовывать деятельностно-ценностной подход к обучению, способствует самореализации личности, повышает мотивацию к обучению. Я провела 3 открытых урока по обществознанию «Молодежь, как социальная группа», «Политический статус личности», «Глобальные проблемы современности» с использованием метода проекта.
Общими для всех этих уроков служат следующие этапы работы над учебным проектом:
1. Мозговой штурм, в ходе него учащиеся самостоятельно обозначают проблемы, над которыми будут работать на уроке. Например, проблемы современной молодежи, глобальные проблемы современности, политические роли личности – названные проблемы становятся темами учебных проектов.
2. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает над частью общего проекта. На уроке «Молодежь, как социальная группа» было образовано 4 группы. Каждая из групп рассматривала одну из актуальных проблем молодежи: проблему трудоустройства, алкоголизма и наркомании, преступности, досуга молодежи. На уроке «Глобальные проблемы современности» задания для мини-проектов под общей темой «Проблемы преодоления экологического кризиса» были: 1 гр. «Использование НТР в решении экологического кризиса»; 2 гр. «Экологическое право и его роль в преодолении экологического кризиса; 3 гр. «Решение экологических проблем в городе Новошахтинске».
Все задания носят проблемный характер, значимы и интересны для учащихся. Групповая работа позволяет формировать коммуникативную компетенцию, учит работать в команде и вместе с тем она носит личностно-ориентированный характер, т.к. каждый член мини-группы выполняет свою роль; докладчика, секретаря, художника, хронометриста, т.д.
Знания, необходимые для решения проекта учащиеся самостоятельно находят и анализируют в учебнике «Обществознание» и других источников (например: СМ).В этом случае знания перестают быть целью, а становятся средством для решения поставленных познавательных задач.
3. Выполнение и защита проектов проходит в творческой форме: учащиеся используют коллажи, схемы, рисунки, чтобы донести до слушателей решение проблемы.
Уроки, проводимые с элементами проектного обучении позволяют в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формировать составляющие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции.
Но, самое главное, такие уроки формируют гражданственность. Они помогают понять учащимся, что в их возрасте возможно что-либо изменить, если не в мире. То в своем городе, микрорайоне, лицее.(Приложение А).
2.4. Роль исследовательских проектов в формировании гражданской компетенции учащихся.
Исследовательский проект требует обоснования актуальности и социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, ее целей и задач, методов исследования.
Наиболее ярко это проявляется в исследовательских проектах учащихся II курса, подготовленных к промежуточной аттестации по обществознанию.
Она проходит в форме защиты исследовательских проектов под общим названием «Я гражданин России» стала в ГБПОУ РО «НТТ» традиционной.
Работа над исследовательским проектом по обществознанию включает следующие этапы:
I тап – выбор темы.Требования к теме:
актуальность, отражение злободневных проблем обществоведческой науки и практики;
соответствие насущным запросам общества;
возможность поиска достаточного количества информации;
тема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для учащихся;
самостоятельность выбора темы учащимися – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.
Обучающиеся II курса выбрали следующие темы для исследовательских проектов по обществознанию к промежуточной аттестации: «Проблемы молодежи города Новошахтинска»;«Проблемы молодых семей города Новошахтинска»;«Демографическая проблема и пути ее решения»;«Служба в армии: долг или обязанность»;«Проблема алкоголизма и наркомании в г. Новошахтинске»;«Проблема экологии в г. Новошахтинске и пути ее решения».
II этап – подготовительный.На этом этапе обучающиеся определяют и анализируют проблему, осуществляют подготовку целей проекта. Намечают план работы по достижению целей. Распределяют роли по выполнению работы в группе. Работа над проектом, носит групповой характер и позволяет формировать коммуникативную компетенцию.
III этап – поисковый, аналитический.Группа собирает и, анализирует информацию. Источники информации: библиотеки, интернет, СМИ (газета «Знамя шахтера»). Учащиеся проводят социологические опросы и интервью. Наибольшее затруднение учащиеся испытывают при формулировке вопросов, адекватных целей сбора информации, поэтому я помогаю им в этом.
Обучающиеся встречаются с представителями городской администрации, других органов городской власти, для того, чтобы понять остроту и пути решения изучаемой проблемы.
IV этап – практический.На основе собранного и обработанного материала учащиеся готовят научный доклад по изучаемой обществоведческой теме. Например «Молодежь как социальная группа», «Экологическая проблема как глобальная проблема современности».
Обучающиеся предлагают проект решения изучаемой проблемы и доводят его до сведения городских органов власти: например, в Комитете по делам молодежи Администрации города Новошахтинска.
V этап – защита исследовательского проекта.Защита исследовательского проекта проходит на экзамене по обществознанию. Обучающиеся готовят компьютерную презентацию, схемы, плакаты и устно рассказывают об изученной проблеме. (Приложение Б).
Для того чтобы повысить значимость исследовательской работы обучающихся в «НТТ» была проведена научная практическая конференция «Актуальные проблемы молодежи Новошахтинска и пути их решения».
Цели конференции:
- Обобщить итоги исследовательской работы учащихся II курса по обществознанию;
- Способствовать формированию гражданско-общественной компетентности у обучающихся (выполнение ролей гражданина, умение отстаивать свои права, формирование высоко уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм);
- Обобщить и систематизировать знания обучающихся по следующим темам обществознания: «Молодежь как особая социальная группа»,«Социальные нормы и отклоняющиеся поведение»,«Социальная структура общества», «Рыночные отношения в современной экономике»,«Политическая система и ее роль в жизни общества».
План конференции
1. Вводное слово преподавателя общественных дисциплин Нечепуренко Л.Н.
2. Защита и обсуждение исследовательских проектов:
«Проблема безработицы среди молодежи города Новошахтинска» (; «Проблема преступности среди молодежи г. Новошахтинска» (; «Неформальные объединения молодежи» (; «Проблемы современной армии»; Молодежный парламент г. Новошахтинска, пути его совершенствования; «Демографическая проблема в г. Новошахтинске».Для защиты обучающимся рекомендуется подготовить компьютерные презентации, теоретические доклады, анализ практической деятельности, свои проекты решения вышеназванных проблем.
На конференцию приглашаются обучающиеся групп первого, второго и третьего курса (по 2 представителя от групп).
Рекомендуется пригласить на конференцию представителей Администрации г. Новошахтинска, ОВД, Центра занятости, прессу. (Приложение В).
2.5. Творческий проект «Моя семья»
Гражданская компетентность тесно связана с формированием ценностных ориентиров, определяющих гражданское самосознание. Самыми важными ценностями, на мой взгляд, являются: Человек, Семья, Отечество. Они взаимосвязаны между собой. Патриотизм, служение Отечеству начинается с любви к малой родине, своей семье. Именно в семье начинается формироваться мировосприятие каждого человека.
Формированию семейных ценностей студентов способствовал творческий проект «Моя семья». Проектная деятельность – это активный поиск, исследование; она носит творческий, проблемный характер, позволяет обучающимся проявить себя, свои аналитические творческие способности.
В творческом проекте «Моя семья» участвовали студенты всех курсов, его мероприятия нашли отражение как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Цели проекта:
Развитие патриотического самосознания обучающихся через познание истории семьи;
Формирование духовного единства семьи;
Интернациональное воспитание студентов;
Расширение знаний студентов о своей семье;
Формирование гражданского видения проблем современной семьи.
Содержание проекта
В творческий проект «Моя семья» включены следующие мероприятия: конкурс на лучшую творческую работу «Древо семьи»; выпуск интерактивной газеты «Герои России»; исследовательская поисковая работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; защита творческих экзаменационных проектов (обществознание) по проблемам современной семьи.
Для проведения конкурса «Древо семьи» было разработано положение (см. приложение). Обчающиеся должны были составить генеалогическую таблицу своей семьи и написать исследовательскую работу «Страницы моей семьи», отразив в ней участие родных в истории нашего города, страны. В этой работе обучающимся помогали их родители, бабушки, дедушки. Условия конкурса обсуждались на классных часах и были одобрены на родительских собраниях. Составление родословных, изучение истории семьи способствовало духовному единению семей обучающихся. У студентов формировалось чувство гордости за свою семью, ответственность за свою фамилию.
Эпиграфом к этой творческой работе могут быть слова Семена Терентьева, дедушки Терентьевой Карины, победительницы конкурса: «Любое дерево, как известно, свое своеобразие и силу берет от своих корней. Так же устроен и человек. Помня и зная свой род ему легче противостоять жизненным штормам и бурям».
Итоги конкурса были подведены в рамках традиционной недели общественных предметов «Я гражданин России». I место заняла Терентьева Карина, II место – Зуева Юлия, III место – Наливайко Екатерина.
В рамках вышеназванной предметной недели была выпущена интерактивная газета «Герои России». В ходе социологического опроса, проведенного в техникуме, были названы имена героев России, деятельность которых студенты оценивают особенно высоко. Об одном из них каждая группа должна была написать статью в лицейскую стенную газету. Среди героев России были названы матери-героини.
Лаврова Анастасия, обучающаяся группы № 60, написала статью о своей маме, которая родила и воспитала 10 детей. С большой теплотой, любовью и гордостью написала девушка о своей многодетной матери. Ее статья была признана лучшей.
К Дню Победы каждая группа техникума получила поисковое задание «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Обучающиеся с помощью родственников узнавали об участниках войны, в семейных архивах находили фотографии, награды, реликвии. Затем были подготовлены сообщения, написаны мини сочинения. На основе этих творческих работ было проведено внеклассное мероприятие «Детство, опаленное войной», на него были приглашены дедушки и бабушки учащихся группы № 20, где я являюсь классным руководителем. Таким образом, через познание истории своей семьи происходит познание истории своего города и страны.
Проблемы современной семьи были раскрыты в творческих проектах, подготовленных обучающимися II курса к итоговой аттестации по обществознанию. Темы творческих проектов к аттестации по обществознанию были следующими: «Проблемы молодых семей г. Новошахтинска», «Демографическая проблема и пути ее решения», «Беспризорность и детская преступность в г. Новошахтинске».
Защита проектов показала, что обучающиеся разбираются в проблемах современной семьи, видят причины и пути их решения, являются приверженцами и активными проводниками семейных ценностей.
Таким образом, продуктами творческого проекта «Моя семья» стали творческие работы «Древо семьи», «Страницы истории моей семьи», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», экзаменационные проекты «Проблемы современной семьи». Но самый главный результат – убеждение, что семья является базовой ценностью общества. (Приложение Г).
2.6. Роль исследовательского проекта в формировании толерантности у студентов.
Гражданская идентичность включает в себя: готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие. В нашем лицее обучаются учащиеся разных национальностей. Обучающиеся группы № 19, 16 изучили и представили на экзамен по обществознанию в групповом творческом проекте «Диалог национальных культур» особенности русской, украинской, чеченской, армянской культур, в том числе семейные национальные традиции, кухню, одежду, фольклор. В подготовке творческого проекта обучающимся помогали их родные. Защита проекта была направлена на формирование толерантности, интернационализма, духовности.
Цели проекта:
Формирование толерантности
Формирование культуры межнационального общения
Изучение самобытности традиций русского, армянского, украинского, чеченского народов, их духовно-нравственных ценностей
Преодоление манкуртизмаФормирование умений осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке проекта
Формирование умения работать в команде
Организовать собственную деятельность, исходя из цели проекта, давать оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы.
Этапы работы над проектом
I. Этап: Проведение социологического опроса «Диалог национальных культур» с целью:
выявления уровня толерантности у студентов
выявления уровня знаний родной национальной культуры
получения статистических данных о национальной принадлежности студентов
Анализ социологического опроса, построение графиков, знакомство обучающихся с результатами анкетирования
II. Этап: Определение групп и распределение ролей в группах для работы над проектом
По итогам социологического опроса в лицее выявлено 4 национальности, к которым принадлежат большинство студентов, в соответствии с этим создается 4 группы, которые изучают: русскую национальную культуру; армянскую национальную культуру; чеченскую национальную культуру; украинскую национальную культуру.
Между участниками групп идет закрепление ролей при разработке проекта: каждая группа готовит творческую работу по плану:
Национальные традиции и обычаи
Национальный костюм
Национальная кухня
В группе определяется лидер, который закрепляет за участниками проекта отдельные разделы творческой работы, определяет источники сбора информации, кто будет делать презентацию, как будет проходить защита проекта.
III. Этап: Сбор информации
Обучающиеся собирают, систематизируют материал, используя городскую, лицейскую библиотеки, интернет-ресурс
Встречаются с представителями разных национальностей, берут у них интервью, консультируются при выборе материала
IV. Этап: Разработка проекта
Анализ, систематизация информации
Написание исследовательской работы в печатном и электронном виде
Составление презентации
Работая над темой «Национальный костюм» обучающиеся не только готовят теоретический материал, но и изготавливают национальный костюм на уроках производственного обучения, таким образом устанавливается связь предмета обществознания с профессиональным обучением
Приготовление национальных блюд (десерт), которые будут представлены во время защиты проекта
V. Этап: Защита проекта
На защиту проекта приглашаются преподаватели общественных дисциплин техникума, студенты тех национальностей, культуры которых представлены в проекте, все желающие.
Создается комиссия из преподавателей и обучающихся для оценки проектов.
Обучающиеся представляют комиссии теоретический материал в печатном и электронном виде
Оформляют свой стол блюдами национальной кухни
Каждая группа одета в национальный костюм, или в одежде присутствуют элементы национального костюма
Лидер группы говорит об актуальности изучения темы проекта, о необходимости формирования толерантности. Устно защищают свои разделы творческой работы участники группы.
Комиссия подводит итоги, выставляет оценки каждой группе и обучающимся отдельно. (Приложение Д).
3. Результаты деятельности
Главным результатом своей деятельности считаю сформированность гражданской компетентности у обучающихся:
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Реализация проектов «Я гражданин России» выводит обучающихся на решение насущных проблем разными «этажами» власти, они реально знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия со средствами массовой информации, экспертами, что оказывает влияние на рост уровня гражданской зрелости и ответственности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе// Социологический журнал.- 2005. N 2. – С.93-99.
2.Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
4.Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
5.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
6.Электронный ресурс TOLERANTNOST.
7.Российская газета. № 141 (5814) от 22.06.2012 г.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 годы». – М., 2011.
9. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. – М.,2011.
10. Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2011.
11. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2010. № 4.