Формирование основ гражданской идентичности учащихся –осужденных вечерней школы при исправительной колонии с учетом специфики содержания математики.


Формирование основ гражданской идентичности
учащихся –осужденных вечерней школы при исправительной колонии с учетом специфики содержания математики.

Система образования важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.
Модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, отражает интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса призвана целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.
В поликультурном образовательном пространстве ведущим механизмом его реализации является диалог, в процессе которого личность создает свой образ через призму общения, утверждая себя в нем. Интеграция различных сфер и культур в сознании человека позволяет ему найти свое место в среде жизнедеятельности, осуществить свои возможности и потребности в рамках тех культур, в которых происходит его становление.
Математика (в поликультурной образовательной среде) представляет собой предмет целенаправленной социализации учащихся, призванный обеспечить на:
познавательном (когнитивном) уровне освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
ценностном (аксиологическом) уровне формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
оценочном (коннотативном) уровне - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
деятельностном (поведенческом) уровне активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
социально-психологическом уровне формирование гармоничной гражданской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания.
Идеологической основой такого преподавания математики является формирование всесторонне и гармонически развитой личности, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальнокультурной традиции, ценностей российской и мировой культуры; личности, способной к творческому саморазвитию.
Формирование основ гражданской идентичности является одним из важных моментов ресоциализации личности учащегося –осужденного.
На своих уроках я привожу сведения из истории математики, истории уравнений, алгебраических выражений, функций, систем уравнений, одночленов, многочленов, решение старинных задач; решение задач развивающих логическое мышление, связывающие с культурой региона, несущие практическую направленность, связь с жизнью людей, являющиеся связующим звеном поколений, знакомлю учащихся с историей слов. Слава великих ученых, истории их жизни являются воспитательным средством.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математики я решаю комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня знаний, специфики математики, как науки и учебного предмета. Учащиеся, используя культурологические аспекты, составляют математические модели реальных ситуаций, дают описание реальных ситуаций, используют свойства степеней для вычислений, проводят арифметические операции, строят графики функций, решают системы уравнений и неравенств и т. д.

Приведу примеры фрагментов уроков.

Связь математики с географией.
Фрагмент урока в 12 классе по теме «Степень с рациональным показателем», этап – актуализация знаний.
Воспитательные цели включения фрагмента:
учащийся должен прочувствовать важность лесных памятников природы,
способствовать развитию любви к малой Родине.

Одним из памятников природы Ульяновской области являются лесные культуры сибирского кедра. Они являются ценными и уникальными насаждениями на территории Ульяновской области. Расположены они в Кувайском лесничестве Сурского лесхоза в 3-х км от села Утесовка. Познакомимся с лесными культурами, упрощая числовые выражения.
1).Памятник природы «Лесные кварталы» Барышского лесничества с цмином песчанным создан в 1976 г. Основной лесообразующий породой является сосна обыкновенная. В этих кварталах имеются культуры в возрасте 24
·5 = ... лет. Средняя высота таких культур до 52 =... м, средний диаметр до 25 = ... м, запас древесины с 1 га до 22
· 105 =....
3) Особую ценность представляет памятник природы карельской сосны, на земле Кузоватовского опытного лесничества на площади 0,25
· 50 га, представляет собой уникальные, единственные в области лесные культуры с мраморовидным узорчатым рисунком древесины, возраст которой 22
· 5 =... лет.

Связь математики с литературой.
Фрагмент урока в 9 классе по теме «Решение текстовых задач», этап – новый материал.
Воспитательные цели включения фрагмента:
привитие интереса к математике и литературе.
Решается задача, которую привел в рассказе «репетитор» А.П. Чехов. Антон Павлович написал о том, как гимназист Егор Зиберов занимается с ленивым и бестолковым мальчиком Петей Удодовым. А чтобы в условии задачи вам было все понятно, поясним, что аршин – старинная русская единица длины и равна 71,42 см.
Учитель берет задачник и диктует: «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля.»
Егор - Повторите задачу.
Петя. Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138. Егор - Для чего же вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!
Забиров делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
Егор. «Странно, - думает он, ероша волосы и краснея. - Как же она

решается? Гм . Это задача на неопределенное уравнение, а вовсе не арифметическая».
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
Учитель. «Гм!...Странно... Сложить 5 и 3, а потом разделить 540 на 8! Так, что ли? Нет, не то».
Егор. Решайте же! - говорит он Пете
Ну чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая - говорит Удодов Петя - Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеевич. Егор Алексеевич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
Учитель. Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, - говорит он. Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я вот разделил... понимаете? Теперь вот надо вычесть... понимаете? Или вот что . Решите мне эту задачу к завтрому... Подумайте. .
(Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Учителю становится нестерпимо жутко.)».
Чтобы вам тоже не было нестерпимо жутко, как Егору Зиберову, давайте решим задачу с помощью системы уравнений.

Связь математики с литературой.
Фрагмент урока в 10 классе по теме «Линейная функция», урок повторения.
Воспитательные цели включения фрагмента:
ученик должен прочувствовать важность сохранения мест истории культуры.
Тест
1. Принадлежит ли точка А(4,2) графику функции, заданной формулой у = 2х - 6 ?
Г. да, В. нет
2. Среди формул
а) у = 12х -10 ;
б) у = 4 - 0,5х,
в) у = 15х;
г) у = х(1-х);
д)y =


укажите те, которые задают линейную функцию.


К. в, г, д; Л. б, г, д; О. а, б, в; М. нет таких формул.
3. Какой из графиков, представленных на рисунке, является графиком функции у = 2х – 6?
А. 1; Б 3; Р 2, С. 4.
4. При каком значении С график уравнения у = Зх - С проходит через точку М(-3;1)?
К. -8; И.-10; С. -6; М. среди ответов нет правильного.
5. Какова формула линейной функции, график которой проходит через точки А(1;2) и В(-2;3)?
Н. у = - 13 QUOTE 1415x + 13 QUOTE 1415; М. у = 13 QUOTE 1415х-13 QUOTE 1415; Д. у = 13 QUOTE 1415х+ 13 QUOTE 1415, К. среди ответов нет правильного.
Время тестирования: 15 минут.
Код правильных ответов: Горин
Ефим Евграфович Горин (1877 - 1951) родившийся в селе Анненково-степное (ныне Цильнинский район), известен как талантливый изобретатель-самоучка. Его изобретения намного опережал время. Он создал аппарат дальновидения - предшественник современных телевизоров, многое внес в развитие фототелеграфии, звукозаписи, фотографии, изобрел аппарат для слепых. Не случайно его прозвали «русским Эдисоном». Им всего сделано 300 изобретений.

Включая в содержание уроков имена людей, творивших науку, эпизоды истории науки, решение задач, содержащих материалы регионального компонента, эстетическое воспитание учащихся, понимание красоты и изящества математических рассуждений, я считаю, что, таким образом,
формирую основы гражданской идентичности учащихся.






Литература:
Особо охраняемые территории Ульяновской области, под. ред.
В. В Благовещенского Ульяновск. “Дом печати” 1997г..
Г. И. Глейзер. История математики в школе .М. Просвещение. 1981г.
И. Я Депман. Н. Я Виленкин. За страницами учебника алгебры. М. “Просвещение” 1989 г. стр. 79.
К. С. Кальянов и др. География Ульяновской области. Саратов. Приволжское издательство. 1989г.
Ф. С. Мухаметзянова Тестирование, как одна из форм итогового контроля знаний учащихся. Ульяновск. Симбирская книга.1993г.
С. К. Рокосошек и др Системы уравнений. Томск. “Издательство Томского университета”. 1994г.











г. Ульяновск
МБОУ «В(С)Ш № 9»
учитель математики
Васильева Елена Викторовна



15