Краткосрочное планирование урока развития речи (русский язык) Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами. Предупреждение речевых ошибок, вызванных неоправданным повтором однокоренных слов


Краткосрочный план по русскому языку в 5 классе
Тема: Развитие речи. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами. Предупреждение речевых ошибок, вызванных неоправданным повтором однокоренных слов.
Цели: Предметные (Образовательные):
Закрепить и усовершенствовать умение группировать слова, опираясь на лексическое значение слова;
Различать однокоренные и родственные слова;
Обогащение и развитие словаря, через чтение цепочек однокоренных слов;
Метапредметные (Развивающие):
Развивать логическое мышление, память, внимание;
Способствовать формированию диалогической речи;
Личностные (Воспитательные):
Учить трудолюбию, аккуратности;
Формировать познавательный интерес к предмету;
Формировать навыки парной (совместной) работы.
Результат: работая в парах, учащиеся повторят, что такое корень, однокоренные слова, практически закрепят навык нахождения однокоренных слов, разовьют внимание, усидчивость, навыки самостоятельного выполнения заданий.
Ключевая идея: внедрение через совместную групповую (парную) работу новых стратегий, развивающих коммуникативные навыки и мотивирующие на самореализацию через самостоятельное обучение и рефлексию.
Наглядность, оборудование: рабочие тетради, мягкая игрушка «Тедди», плакаты «Чемоданы», плакат «Острова», стикеры, раздаточный материал (карточки с заданиями).Этап урока
Стратегия
Форма
Время
Содержание работы (задания) Результат Оценивание
ВЫЗОВ:
Орг. момент
(коллективная работа)
3 мин. Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие, путешествие в страну «Словарния», и в это путешествие мы отправимся с помощником – Тедди. Скажите медвежонку, какие умения и способности вы взяли бы с собой в дорогу, отправляясь в такую страну
(учащиеся, передавая игрушку друг другу, говорят о том, какие умения им пригодятся сегодня на уроке). Учащиеся оптимистично настроены на занятие, в ходе беседы ребята анализируют, какие умения и навыки им пригодятся во время этого урока. Словесная похвала.
ОСМЫСЛЕНИЕ:
Проблемный вопрос.
Совместное целеполагание.
( парная работа)
2 мин. Отправляться в путь лучше всего в компании хорошего друга! Вот и сегодня вы совершите путешествие, преодолевая все препятствия, вместе со своим товарищем. В пути вам пригодится путевой лист, в котором вы будете отмечать все пункты нашего путешествия и ваши достижения на каждом из них. И первое задание, которое вы выполните с вашим попутчиком- узнать, какова тема нашего путешествия, с чем вам придется столкнуться в пути.
(Решение кроссворда)

Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
А я без окончания проживу, удалите его от меня!
А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.
Какова тема нашего урока, вы догадались? Какие цели и задачи мы поставим перед собой на урок?
(рассуждения учащихся) Учащиеся ознакомлены с темой урока, ставят перед собой цели занятия и настроены на их достижение. Словесное поощрение.
Отметка о прохождении задания в путевом листе.
Беседа.
Закрепление.
(парная работа)
35 мин. + 2 мин.
Физ.минутка.
(коллективная деятельность)
Первый пункт нашего путешествия – город КОРНЕГРАД. Что вы знаете о корне слова? Как найти в слове корень? А какие слова в русском языке называются однокоренными?
Задание «Собираем чемоданы»
На доске прикреплены надписи с корнями ЛЕС- ,ВОД-, ЛЁД-, СИД-, СКРИП-, ВЕСН-. Учащиеся должны распределить полученные карточки по однокоренным семьям. (ЛЕСИЩЕ,ЗАЛЕДЕНЕЛ,ВЕСНОЙ,ВОДЯНИСТЫЙ,ПОСКРИПЫВАТЬ,СИДЯ,
ВОДИЦА,ВЕСЕННИЙ,ЛЕДЯНКА,ЛЕСНОЙ,СКРИПАЧ,СИДЯЧИЙ,ЛЕСОК,
ЛЕДОК,ВЁСНЫ,ВОДА,СКРИПКА,СИДЕНИЕ,ЛИСОНЬКА,СИДЕЛКА,
ЗАСКРИПЕТЬ,ЛЕСНИЧИЙ,ЛЕДОВЫЙ,ВЕСНУШЕЧКА,СКРИПУЧИЙ,
СИДЕЛОЧКА,ЛЕСНИК,ЛЕДНИК,ВЕСНЯНКА,ВОДЯНОЙ,
СИДЕНЬИЦЕ,СКРИПУЧКА,ВОДНЫЙ,ВЕСНУШКИ,ЛЕДЯНАЯ,ЛЕСОЧЕК)
Задание «Вычисляем координаты».
Для нахождения наших координат необходимо составить два цифровых кода, распределяя слова по двум столбикам: первый однокоренные слова к ПРОВОДКА, второй – ВОДА.
1.ВОДА 2.ВОДИТЕЛЬ 3.ВОДИТЕЛЬ 4.ВОДИЧКА 5.ПРОВОДКА 6.НАВОДНЕНИЕ 7.ВОДИТЬСЯ 8.ВОДОВОЗ 9.ЗАВОД (ЧАСОВ) 10. ПРОВОДНИК 11.ВОДОКАЧКА
12.ОТВОДИТЬ
(Проверяем полученные кода – 2,3,5,7,9,10,12 и 1,4,6,8,11)
Учащимся предложено выполнить физическую зарядку «Олимпийские игры» (повторяют за учителем)
Задание «Замени одним словом» 
Учащимся предложено выполнить задание на определение сложных слов, образованных из двух корней.
Любитель книг. (Книголюб)
Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
Машина, которая сама летает. (Самолёт)
Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)
Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка)
(после выполнения проводится проверка ответов)
В русской речи широко употребляются сочетания однокоренных слов, ставшие устойчивыми (всякая всячина, слыхом не слыхивал, сиднем сидеть, криком кричать и т.п.), которые усиливают основной признак выражаемого понятия.
Однако неоправданное употребление однокоренных слов в одном предложении является стилистической ошибкой: небрежностью речи. Например: Ученикам было задано задание. Передача будет передаваться в 21 час. Подобная небрежность создает: тавтологию – обороты речи, в которых повторяются слова одного значения: Вот выстроились стройными рядами белые ряды домов; неблагозвучие речи: На выставке выставили картины.
Задание «Исправьте положение». Исправьте предложения, заменяя однокоренное слово синонимом или опуская его совсем. Найдите и подчеркните грамматические основы.
(работа в тетрадях).
Образец: В городе была организована организация. – В городе была создана спортивная организация.
1. Он обыкновенно рассказывал нам необыкновенные истории. 2. Мы приняли решение решительно бороться за повышение уровня успеваемости. 3. Иногда случаются и такие случаи.
4. Мы обязательно выполним свои обязательства. 5. Перед тестированием я бегло пробежал тексты лекций. 6. Равнодушные душой люди не почувствуют этого. 7. Нужно создать мини-технику, облегчающую трудоемкий труд фермеров. 8. В будущем году будет издано новое издание этого учебника.
Учащиеся, сотрудничая в парах, практически закрепят материал; в игровой форме разовьют свою самостоятельность, внимание, наблюдательность, воображение; расширят свой словарный запас.
Учащиеся снимут физическое напряжение, усталость.
Словесное поощрение. Стикеры отвечающим ребятам.
Отметки о прохождении задания в путевом листе.
Подбадривание учителя.
РЕФЛЕКСИЯ
«Острова»
(коллективно-индивидуальная деятельность)
2 мин. Прошу учащихся проанализировать свое настроение во время урока и показать его на плакате «Острова» при помощи стикера.
Учащиеся могут подвести итоги урока и понять, насколько комфортно им было во время занятия. Самооценивание«Острова».
Домашняя
работа
(индивидуальное задание)
1 мин. Повторить правило § 45, ответить на вопросы на странице 151, выполнить упражнение 356. Ребята повторят изученный материал. При выполнении письменного задания расширят свои представления о роли образования в жизни человека. Выставление оценок за работу на уроке в журнал.