Сетевой проект «Наследие» для учащихся начальной школы, изучающих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»


НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:
Сетевой проект «Наследие»
для учащихся начальной школы, изучающих комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
АВТОР РАБОТЫ:
учитель начальных классов
(высшая квалификационная категория)
Шабалина Наталья Николаевна
I. Пояснительная записка.
Концептуальные основы.
Законы воспитания – это первые законы,
которые встречает человек в своей жизни. И так как законы эти подготавливают нас к тому,
чтобы стать гражданами, то каждая семья
должна управляться по образцу великой семьи,
охватывающей все отдельные семьи.
Ш.Монтескье
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на начальной ступени общеобразовательной школы. Он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач, возможно, осуществлять при организации сетевого проекта «Наследие».
Основной линией в данном курсе проходит тема «Семья». Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребёнка. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
 Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Содержательная часть.
Цель программы: Побуждение всех участников образовательного процесса к сближению друг с другом, оптимизация внутрисемейных отношений.
Задачи:
Формировать у детей потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним
Вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно - образовательном процессе как в необходимости развития собственного ребёнка
Предупредить появление отчуждения между ребёнком и его семьёй, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей
Проблемы, на решение которых направлен проект:
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
Недостаток знаний у школьников о своей семье
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
опора на базовые потребности ребенка;
развитие личности в процессе воспитания;
совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в проекте реализует педагогическую систему
Процессуальная часть
Методы работы
методы формирования сознания личности методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности методы контроля, самоконтроля и самооценки
рассказ,
беседа,
лекция,
диспут,
метод примера приучение,
метод создания воспитывающих ситуаций,
педагогическое требование, инструктаж,
иллюстрации и демонстрации соревнование,
познавательная игра,
дискуссия,
эмоциональное воздействие,
поощрение рефлексия
Деятельность учителя по управлению процессом воспитания
Формы работы:
беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
Конкурсы, викторины, игры, представления, выступления, фестивали;
Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
Исследовательская деятельность учащихся;
Участие в смотрах-конкурсах.
Принципы:
Принцип открытости.
Учащиеся вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела.
Организатор может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате.
Принцип деятельности.
Деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности.
Принцип обратной связи.
Проведя любое мероприятие руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу.
Принцип успешности
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Принцип культуросообразности.
Организация процесса должна основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, интеллектуальной, нравственной и др.).
Принцип эффективности социального взаимодействия
Предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Принцип природосообразности воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
Принцип гуманистической направленности.
Предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип личностно ориентированного воспитания.
Понимается как опора на личностные качества.
Принцип субъектности.
Содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.
Основные идеи проекта:
идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка в школе, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.
идеи демократизации и сотрудничествва, которые предполагают включение как можно большего числа людей в организацию. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.
идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.
идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.
идея интеграции предполагает целевое деятельное эмоциональное единство школы, семьи, психолого-педагогических центров и правоохранительных органов.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы учителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 3-4 классов
Этапы реализации проекта:
Программу предполагается реализовать в три этапа:
Этап Вид деятельности Срок проведения Примечание
Подготовительный– создание условий для оформления основных идей программы. Проведение организационных мероприятий: установка сроков проведения проекта, знакомство с условиями участия. октябрь (сроки, задания, условия участия)
Регистрация команд - участников на странице проекта ноябрь Выбор темы проекта
Приложение 8.
Основной непосредственное начало реализации программы, преодоление несоответствий Оформление участниками визитной карточки команды - конкурсанта декабрь Приложение 1.
Проведение конкурса сочинений в рамках проекта январь Приложение 2.
Проведение викторины в рамках проекта январь Приложение 3.
Создание электронной книги «Наследие» декабрь-февраль Приложение 4.
Заключительный анализ и рефлексия процесса и результатов работы по данной программе, определение перспектив дальнейшей деятельности Представление продукта («Электронная книга «Наследие») февраль Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 9.
Программа осуществляется через:
через систему дополнительного образования; через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи)
установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей;
вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время
привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми;
организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы 1 год. Участниками программы являются коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении программы, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Наследие”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).
Условия успешной реализации программы:
конкретное планирование деятельности,
методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материально-техническое обеспечение.
Результативность участия.
Критерии результативности. Показатели результативности.
Мониторинг результатов
Состояние уровня обученности учащихся.
Сформированность познавательного интереса учащихся
Сформированность нравственного потенциала личности
Сформированность коммуникативного потенциала личности
Сформированность коллектива
Активность учащихся во внеурочное время.
Вовлечённость учащихся в систему дополнительного образования.
Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы. Оптимальный уровень обученности.
Рост уровня воспитанности
Активное участие школьников в проектной деятельности.
Активное участие во внеклассной работе.
Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, клубах, кружках и центрах дополнительного образования.
Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Высокий уровень сплоченности детского коллектива. Мониторинг результатов осуществляется по направлениям, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. Данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету  по направлениям программы.
Основные формы изучения
Наблюдения.
Беседы с учениками, родителями.
Изучение отношения к проводимому мероприятию.
Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Планируемые результаты
Данная программа нацелена на достижение следующих результатов (Приложение 7):
повышение качества обучения и воспитания учащихся
развитие индивидуальности учащихся
развитие интереса к изучаемому предмету
развитие самостоятельности
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим знание традиций своей семьи
сплочение родителей и детей
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, к старшему поколению;
на приобретение первоначального опыта постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
на знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм,
развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
приобретение первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире, красоту в поведении, поступках людей
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
приобретение потребности и начальных умений выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение: Смыслообразование: Нравственно-этическая ориентация:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире. - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.
Прогноз возможных негативных последствий. Способы коррекции, компенсации
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты внедрения Программы можно выделить следующие:
Фактор риска Возможные пути разрешения
Замедление темпов прохождения тем, отклонение от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующее негативное изменение в воспитанниках. Совмещение проектных тем, корректировка базового компонента содержания образования в ходе проведения курса ОРКСЭ, методических объединений, индивидуальных консультаций.
Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов
Отсутствие или недостаточное
количество в школе необходимых специалистов для организации проекта Привлечение педагогов дополнительного образования, сетевое взаимодействие, Социальное партнерство
Дефицит учебно-методических пособий Ресурсы Интернет-пространстваНедостаточная
методическая
подготовка педагогов Проведение методических занятий, семинаров
Перечень используемых ресурсов:
http://festival.foxibiz.com/pl4.htmlhttp://yandex.ru/yandsearch?lr=213&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87+%D0%BF%D0%BE+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5+%22%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%22http://kuganakdetki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=43&Itemid=6http://www.profobrazovanie.org/t1661-topichttp://cultura45.ru/upload/semya.pdfhttp://do.gendocs.ru/docs/index-112147.htmlhttp://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/156-programmy-/1212-programma-qsemejnaya-gostinayaqhttp://shkola5sosva.ru/programma-raboty-s-roditelyami-semya-i-shkola.htmlwww.tea4er.ru/groups/viewdiscussion/635-Как+разработать+сетевой+проект?groupid=74