Конспект вводного занятия Экология и творчество


Конспект вводного занятия «Экология и творчество»
Конспект занятия для учащихся по образовательной программе «От природы к творчеству». Занятие проводится в группе первого года обучения. Продолжительность занятия - 45 минут.
Цель занятия: Формирование межпредметных результатов на занятии объединения через развитие экологической культуры, нравственно-эстетических ценностей к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи:
- способствовать воспитанию любви к природе, пониманию необходимости бережного и ответственного отношения к ней;
- способствовать развитию экологической культуры, эстетического и художественного вкуса;
- способствовать развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- использовать различные источники информации;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
- Развивать творческие способности при работе;
- умение работать в группе;
- умение выражать свои мысли;
- слушать и слышать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение.
Оборудование и материалы:
Экран, проектор, компьютер. Презентация к занятию. Четыре конверта с заданием. На конвертах надписи: ихтиология, орнитология, энтомология, ботаника. Напечатанные на маленьких листочках значения терминов ихтиология, орнитология, энтомология, ботаника. Изображение яблони. Набор изображений яблок в трёх цветах: красное, желтое, зеленое. Каждый цвет - по количеству учащихся. Клей- карандаш (минимум - один на парту).
Необходимо подготовить различные источники информации по изготовлению поделок. Книги, журналы, иллюстрации, и т.д.
В кабинете желательно разместить выставку поделок, сделанных в различных техниках.
Ход занятия
Приветствие учащихся.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня вы во второй раз пришли на занятие объединения «От природы к творчеству». Как вы думаете, почему наше объединение называется «От природы к творчеству»?
Ответы детей.
II. Теоретическая часть занятия.
По ходу объяснения нового материала, на экране идёт презентация по материалам занятия.
Объяснение нового материала
Педагог: - Окружающий нас мир разнообразен и прекрасен. Природа совершенна, она таит в себе нескончаемое множество красок и форм. И я надеюсь, что занимаясь в нашем объединении, вы сможете стать ближе к природе, научитесь любить её и беречь. Узнаете много нового и интересного из жизни животных и растений, а природа в свою очередь раскроет вам нескончаемый источник вдохновения, поделится своими дарами, которые пригодятся нам для изготовления поделок. Именно поэтому наше объединение названо «От природы к творчеству».
Существует такая наука, которая называется «Экология». Может быть кто-то из вас слышал об этой науке?
Ответы детей.
Педагог: - Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом. А занимается его изучением наука экология. Экология –от греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука. 
Экология - наука о защите дома-природы. Человек, который занимается экологией, защищает природу называется - эколог. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.
Есть и другие интересные науки. Например, зоология.
Зоология - наука занимающаяся изучением животных. Так как животных на планете очень много, наука Зоология разделяется на различные разделы. Вот некоторые из них:
Ихтиология – раздел зоологии, объектом исследования которого являются рыбы.
Ихтиологи изучают историю происхождения и развития рыб, строение их организма, условия жизни и особенности питания и размножения. Одной из задач ихтиологии является систематизация и описание различных видов рыб.
Данные ихтиологии помогают разумно вести рыболовный промысел. Изучение принципов ориентирования рыб под водой, а также их перемещения способствует развитию техники, в частности гидроакустике и гидродинамике.
Орнитология - раздел зоологии, занимающийся изучением птиц.
Орнитологи – учёные, занимающиеся изучением птиц. Люди этой профессии изучают птиц в разной среде их обитания. Это леса, луговые просторы, рощи, где птицы живут в непосредственной близости к природе. Также орнитологические исследования касаются птиц, приспособившихся к жизни в больших городах, где они вынуждены изменять свои природные повадки, чтобы существовать рядом с человеком и продуктами его жизнедеятельности. Результаты трудов орнитолога позволяют нам больше узнать об окружающей нас природе, увидеть, как удивительна и разнообразна фауна Земли. Проводимые исследования должны давать нам новые знания, удивлять, а также мотивировать сохранять и защищать жизнь на нашей планете.
Энтомология - раздел зоологии, изучающий насекомых.
Энтомология позволяет нам заглянуть в тайный мир насекомых, раскрывает удивительные факты о насекомых.
Ботаника- наука о растениях. Она изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и развитие.
Я рассказала вам о данных науках не случайно. Ведь мы с вами в течение года будем знакомиться с различными животными, птицами, рыбами, насекомыми и растениями. Надеюсь, это будет вдохновлять вас на создание прекрасных поделок.
Практическая работа в тетрадях.
Учащиеся в рабочих тетрадях наклеивают карточки с терминами – определениями наук: экология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, ботаника.
3. Подведение итогов теоретической части занятия.
Педагог: - Расскажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? О каких науках вели разговор в первой части нашего занятия?
III. Физкультминутка
Физкультминутка «Весёлые зверята»
Раз – присядка, два – прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)Любят долго потянуться, (потянуться)Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)А волчата - спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)Долго топчется на месте. (раскачивание туловища в стороны)А кому зарядки мало – начинает все сначала.
IV. Практическая часть занятия.
1. Творческая работа в группах
Педагог: - Наша творческая работа тесно связана с науками, о которых вы сегодня узнали. В начале занятия вы получили конверты с надписями ихтиология, орнитология, энтомология, ботаника. Теперь я попрошу открыть конверты и прочитать задания, которые я приготовила для вас.
Дети читают задания:
Конверт «Ихтиология». Задание - Найти три разных примера поделок, на тему «Рыбы».
Конверт «Орнитология». Задание - Найти три разных примера поделок, на тему «Птицы».
Конверт «Энтомология». Задание - Найти три разных примера поделок, на тему «Насекомые».
Конверт «Ботаника». Задание - Найти три разных примера поделок, на тему «Цветы».
Суть заданий в том, чтобы используя различные источники информации, подобрать три различных техники изготовления поделок.
Время на выполнение задания – 20 минут.
Презентация своей работы
По истечении времени на выполнение задания, учащиеся демонстрируют свои примеры поделок. Педагог предлагает ребятам на следующих занятиях смастерить интересные (и доступные по возрасту) варианты поделок.
V. Рефлексия.Педагог вывешивает на доску изображение яблони. На стол рядом с экраном выкладывает изображения яблок в трёх цветах: жёлтое, красное, зелёное и несколько клеевых карандашей.
Педагог: - Ребята, скажите, чему было посвящено наше занятие? Что вы узнали нового? Для чего мы всё это сделали?
Ответы детей.
Большое спасибо вам за работу, и напоследок прошу вас оставить свой отзыв о нашем занятии на этой яблоне. Приклейте на дерево, яблоко того цвета, который соответствует данному выражению:
Красное яблоко – «Мне всё очень понравилось»
Зелёное яблоко – «Было немного скучно»
Желтое яблоко – «Совсем не понравилось занятие»
Дети наклеивают яблочки. Затем педагог сообщает о завершении занятия и прощается с детьми.
Источники информации
1. http://www.maam.ru
2. https://multiurok.ru/files/otkrytoie-mieropriiatiie-po-ekologhichieskomu-vospitaniiu-v-nachal-noi-shkolie-fgos-putieshiestviie-po-ekologhichieskoi-tropie-vo-2-klassie.html
3. физкультминутка https://www.psyoffice.ru/4-0-5478.htm
4. http://schoolpridorozh.ucoz.ru/dokumenti/vospit/priroda_i_fantazija.pdf