Обобщающий урок по химии на тему Основные понятия и законы химии.

Обобщающий урок
По теме: Основные понятия и законы химии
Цели урока: обобщение первоначальных химических понятий; закрепление умения обучающихся составлять химические формулы, уравнения реакций; совершенствование экспериментальных умений по выделению веществ из смесей; формирование интереса к предмету, тщательно отбирая содержание изучаемого материала, занимательные опыты, предлагая обучающимся выполнить домашние проекты; осознание обучающимися роли химии в жизни человека.
Оборудование: карточки с заданиями, реактивы.
Вид урока: урок – игра
Ход урока:
План урока: 90 мин.
Введение
Разминка
Химический диктант
Угадай вещество по описанию
Валентность
Химическая лаборатория
Химические процессы вокруг нас
Решение задач
Экологические проекты
Кроссворд
Подведение итогов

Преподаватель.
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания» так уже более 200 лет назад говорил гениальный русский ученый М. В. Ломоносов. С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, быту. Разнообразные химические процессы непрерывно происходят и в окружающей среде. Везде и повсюду сталкиваемся мы с химическими продукта ми. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, платье, которое мы носим, бумага, на которой пишем, тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций. Все глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его совершать удивительные превращения.
Сегодня мы проводим презентацию предмета химии как науки. На основании тех знаний, которые вы получили, попытайтесь доказать себе и окружающим необходимость и важность этой науки.
Преподаватель проводит занимательный опыт. На листе белой бумаги раствором серной кислоты написано: «Желаю удачи!» При нагревании бумаги надпись проявляется.

Разминка
Разминку проводится в виде теста дополнения. Ее цель проверка теоретических знаний и кругозора учащихся.
1. Определенный вид атомов ... (химический элемент).
2. Вещества, состоящие из нескольких видов атомов, называются... (сложными).
3. Свойство атомов удерживать определенное число других атомов в соединении - (валентность).
4. Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав называется ... (химической формулой).
5. Вещества, образованные одним видом атомов, называются... (простыми).
6. Химически неделимая частица ... (атом).
7. Запись химической реакции с помощью химических формул это... (уравнение химической реакции).
8. «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образующихся веществ это формулировка... (закона сохранения массы веществ при химических реакциях).
9. Самое распространенное вещество на Земле ... (вода).
10. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются... (химическими).
11. Образование осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение теплоты, появление запаха все это... (признаки химической реакции).

Химический диктант
Диктант проверяет знание символов химических элементов и химических формул некоторых веществ
Например: азот, водород, железо, цинк, сера, фосфор, вода, углекислый газ, кислород.

Угадай вещество по описанию
Зачитывается описание вещества: «Это вещество сложное. В старину его называли властителем жизни и смерти. Римляне приносили его в жертву богам. Оно считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей (поваренная соль).
Первая группа обучающихся выступает с сообщением на тему «Химия в быту». Они рассказывают о ежедневном использовании воды, моющих средств, употреблении в пищу кондитерских изделий, сахара, соли и других продуктов. (Сообщение сопровождается демонстрацией соответствующего видеосюжета.)

Валентность
Предлагается обучающимся письменная работа. Ее цель закрепить умения определять валентность по формулам и составлять химические формулы по валентности.
1. Обозначьте римскими цифрами валентность химических элементов: Fe2O3, CO, Ag2O, Mn2O7, SO2, H2S, CuO.
2. Составьте химические формулы по валентности элементов:
III II II I V II VI II IV II II III III I
АlS, СаСl, РО, СгО, SiО, МgN, NН.
3. Зная, что оксид это сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород, составьте формулы оксидов следующих элементов: N (III), Hg (I), K, Cl (VII), Pb (IV), Cu (I).
Вторая группа обучающихся рассказывает о роли химических элементов в жизнедеятельности человека.


Химическая лаборатория
З а д а н и е: используя имеющееся лабораторное оборудование, разделите смеси:
а) железных опилок и серы;
б) речного песка и соли;
в) древесных и железных опилок.
Составы смесей написаны на лепестках ромашки, каждая группа выбирает себе один из них.

Химические процессы вокруг нас
Проводится дифференцированная письменная работа с целью закрепить умения составлять химические формулы и уравнения химических реакций, определять тип химической реакции.
З а д а н и е: расставьте коэффициенты, определите типы химических реакций.
Уровень А
а) Сг2O3 + Аl А12O3 + Сг;
б) НI Н2 + I2
в) Al+ S Al2S3
г) Na2O + НСl NаСl + Н2O
Уровень Б
а) Мg + 02 ?
б) Сu(ОН)2 СuО +?
в) Аl2O3 + Н2 Al +?
г) Nа2O + НСI ? +?
Уровень В
а) Сu +?СuО;
б) А1(0Н)3 Al2O3 +?
в) Аl +?Аl2S3
г) СuО +? ? + Н2O
Преподаватель проводит занимательные опыты «Дым без огня» и «Несгораемый платок».


Решение задач
1. Вычислите молярную массу фосфор ной кислоты.
2. Определите количество вещества, соответствующее 140 г оксида меди (11).
3. Сколько граммов составляют 3 моль воды?
Заслушиваем сообщение третьей группы «Ярмарка народных промыслов». Для своего выступления обучающиеся готовят вернисаж, на котором представлены хохломская и гжельская роспись, палехская игрушка.

Экологический проект
Группы отчитываются о выполнении домашних заданий.
1. Поваренная соль, уксусная кислота, нашатырный спирт есть в каждом доме. Как их используют в домашнем хозяйстве? Соберите самые нужные, интересные советы по уходу за одеждой, обувью, посудой, мебелью с помощью этих трех веществ.
2. Полиэтиленовые пакеты и пластиковые флаконы загрязняют окружающую среду: уж очень часто мы выбрасываем их без сожаления. А может быть, можно продлить срок их службы, используя их уже не как тару, а по-другому? Было бы здорово, если бы вы придумали новые способы применения этих вещей.
3. Не каждая семья имеет возможность приобрести кондиционер для очистки воздуха в своей квартире. Предложите самый экономичный, самый доступный способ очистки воздуха на вашей кухне.

Кроссворд
Запишите в вертикальные столбцы русские названия химических элементов.



О т в е т: кальций, кислород, германий, азот, цинк, бор, фосфор, водород, свинец.
Подведение итогов
Преподаватель подводит итоги урока, обращая внимание обучающихся на значение химии. Выставляются оценки.




15