ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Введение в образовательную программу» (авторская программа «Кукольный театр» для детей 7-12 лет)


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом Детского творчества МО Ейский район
Художественная направленность – кукольный театр
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по теме: «Введение в образовательную программу»
(авторская программа «Кукольный театр» для детей 7-12 лет)
Подготовила педагог дополнительного образования Герасименко С.В.
Тип занятия – вводноеВид занятия – занятие-путешествие
Цель:  познакомить учащихся с миром театра кукол, заинтересовать образовательным процессом и приобщить к занятиям актерским мастерством.
Задачи:
- развивать кругозор и эмоциональную сферу учащихся;
- способствовать формированию важных качеств, таких как трудолюбие, внимание, воображение и фантазия,
- способствовать формированию специфических качеств: пластика тела, мышечная свобода.
- снять первичный эмоциональный зажим у детей.
Возраст детей – 10 -11лет (10 человек)
Форма организации обучения:  фронтальная, групповая.
Дата проведения: 17.03.2017
Место проведения:  г. Ейск
Методическое оснащение:
- методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), наглядный (показ) практический, игровой.
- техническое оснащение: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, заготовки бейджев;
- инвентарь, реквизит: кукла-марионетка, перчаточные куклы ,ширма.
Основные источники информации:
1. Арлянский Ю. «Азбука театра», «Детская литература», Ленинград, 1990.
2. Гиппиус С. Г. «Актерский тренинг», издат. «Прайм –ЕВРОЗНАК», 2006.
.
План занятия:
I этап. Организационно – подготовительный и диагностический – 7 минут.
Организация рабочего пространства.
Приветствие.
Эмоциональный настрой на занятие.
Краткий рассказ (презентация) о театре.
Постановка цели и задач занятия.
II этап. Конструирующий: основной, систематизированный, контрольный – 20 минут.
Упражнение «Бабочки»(фантазия и воображение)
Упражнение «Цветы» (мышечная свобода).
Упражнение «Утро в лесу»( гимнастика для пластики рук, речевая гимнастика )
Разыгрывание мини спектакля.
III этап. Итоговый: аналитический, рефлексивный информационный – 3 минуты.
Итог занятия.
Рефлексия.
I этап.1.Организация рабочего пространства.
Педагог заранее оформляет кабинет наглядным материалом и необходимым оборудованием, расставляет стулья полукругом. Учащиеся рассаживаются на стулья.
2.Приветствие.
-Здравствуйте! Меня зовут Светлана Викторовна Герасименко. Я педагог дополнительного образования дома детского творчества. Мне очень приятно познакомится с вами. Сегодня я хочу предложить вам стать волшебниками! Вы согласны? (ответ детей) Тогда я расскажу вам, какое волшебство нам сегодня предстоит узнать.
Вы когда-нибудь были в театре? (ответ детей)А в кукольном театре? (ответ детей) Хотите научиться управлять куклами, оживлять их. Замечательно, тогда настало время волшебства. И мы с вами отправимся в волшебную страну- КУКЛЯНДИЮ.
Читаю стихотворение П. Овсянникова «Кукляндия» Звучит волшебная музыка
На свете разных кукол есть немало.
Глаза их удивлением полны,
Ведь куклы – это тоже дети,
Но только дети сказочной страны.
Умеют куклы плакать и смеяться
И даже слово мама говорить.
Ролями можно сними поменяться,
Чтоб также радость всем дарить!
Кукляндия, Кукляндия! Прекрасная страна!
Туда детей пускают и взрослых иногда!
Готовы? В путь!
.
3. Создание эмоционального настроя на занятие.
-Мне кажется, что мы с вами прибыли в другую замечательную страну ОБНИМАЛКИНО. Знаете зачем, чтобы получше узнать друг друга. Правила этой страны таковы, здесь нужно своих друзей заключить в дружеские объятия, и чем больше друзей вы обнимете, тем лучше. (дети обнимаются)
Что ж, ребята, нам пора дальше в путь. Мы волшебники ? Ответ детей .Тогда представим, что отправимся дальше на самолёте. А самолёт когда летит он издаёт звук «У», полетели (дети издают звук, как самолет ).
Ну вот, мы с вами прилетели в нашу страну КУКЛЯНДИЮ. Пришло время знакомиться с жителями .4. Краткий рассказ (презентация) о театре.
-Ребята, а вызнаете что, первая кукла появилась тогда, когда появился первый человек. А вот уже в Египте жрецы придумали, как можно оживлять
куклу. С помощью механизмов. У больших статуй вертелась голова , двигались руки, горели глаза.
А намного позже, в храмах, при служениях, появилась другая кукла. Её использовали для представлениях о рождении Иисуса Христа. Название её пошло от имени его матери Марии -это кукла марионетка. Она управлялась при помощи ниточек.
Есть, куклы планшетные, они передвигаются по плоскости. Есть куклы тростевые, как вы думаете ,почему их так называют? (ответ детей)
А знаете, какая самая знаменитая кукла была на Руси? (ответ детей)
-Правильно Петрушка (рассказ педагога об устройстве Петрушки и происхождении куклы) .5. Постановка цели и задач занятия.
-А теперь, когда мы с вами немного познакомились с некоторыми жителями страны Кукляндии . Готовы ли вы узнать секреты этой страны? (ответ детей)
-А что нам нужно для этого сделать? (ответ детей)
Конечно же, нам нужно познакомиться с миром театра, его основными законами, и овладеть некоторыми основами актерского мастерства. Эта и будет цель нашего занятия.
Так давайте же продолжим наше увлекательное путешествие по волшебной стране КУКЛЯНДИИ.

II этап.
Первое и самое важное правило этой страны быть фантазёрами уметь создавать воображение.
1.Упражнение «Бабочки» (воображение)
Объяснение и показ упражнения педагогом.
Под музыку дети кружатся на поляне как бабочки и садятся на цветы.
Выполнение детьми вместе с педагогом.
-Ребята, мы сейчас оживили с вами фантазию . Но нам нужно оживить своё тело
2. Второе правило этой страны, вы должны научится раскрепощать ваши мышцы. Ваше тело должно превратится в пластилин из которого можно лепит фигуры. Упражнение «Цветы» (мышечная свобода)
Объяснение и показ упражнения педагогом.
Выполнение детьми вместе с педагогом
-Представьте, что вы семена, вас посадили в землю. Цветочница каждое утро поливала их . Настал день, выглянуло солнышко, наши семена начали расти и превратились в самые красивые цветы на всей планете.
Какие замечательные у нас цветы на поляне.
-Обычно цветы дарят актёрам, а мы их подарим нашим зрителям.
3. Мы оживили тело и фантазию, но кукольнику нужно разбудить голос, чтобы его слушались руки. А для этого у нас существует волшебная игра. Я вам расскажу историю, и мы вместе покажем её.
Игра-упражнение «Утро в лесу» (внутренний позыв к действию, пластика тела, звуковая гимнастика)
Объяснение содержание игры.
Выполнение детьми вместе с педагогом
4 Разыгрывание мини спектакля
Молодцы ребята, всё у вас очень хорошо получается. Вот мы и узнали, несколько законов волшебной страны. Я думаю, что нам пора становится настоящими кукловодами, и мы приступаем к постановке спектакля.
В каждом театре кукол есть вот такое приспособление, оно называется ? (ширма)
Как называется та часть, по которой водят куклу? (грядка)
Ребятам раздаются перчаточные куклы .Педагог объясняет, как надевать куклу.
-Ваша кукла должна находиться на правой руке. Указательный палец должен попасть в специальную трубочку, которая называется патронка. Большой и средний палец должны попасть в руки куклы. Руку нужно согнуть в локтевом суставе, чтобы кукла оказалась возле плеча. А для того, чтобы она начала ходить, её нужно повернуть из стороны в сторону.
Совместно с педагогом ребята выполняют упражнения по вождению кукол.
Разыгрывание импровизированной сказки «Рукавичка»
У каждого персонажа будет фраза «Ой, какая рукавичка, буду в ней жить».
Артисты заходят за ширму и строятся в колонку. Щенок должен стать последним. Каждый персонаж произносит фразу, вживаясь в образ своей куклы.
Проходит инсценировка .- После каждого спектакля артисты выходят на поклон.
Педагог объясняет как выполнить поклон вместе с куклой.
III этап.- Спасибо ребята, у вас получился замечательный спектакль . Мне кажется, что вы подружились с жителями страны Кукляндии . А то что вы стали волшебниками, я думаю, что в этом нет сомнений, вы смогли оживить кукол из волшебной страны.
Скажите, а вам понравилось наше волшебное путешествие. Что вы сегодня узнали?
Какие куклы бывают? (ответ детей)
Как полное имя русского Петрушки? (ответ детей)
Когда появились первые куклы ? (ответ детей)
-Огромное вам спасибо за вашу активность .И я хочу чтобы вы оставили свои впечатление о нашем путешествии. Перед вами лежат коробочки и бумажные куклы Петрушки.
В жёлтую коробочку, положите куклу, если вам понравилось занятие, и вы захотели стать актёрами кукольниками.
В синюю, если вы захотели стать только зрителями.
-Ребята на прощание я хочу подарить вам вот такие кулёчки они совсем не простые, в них спрятан Петрушка. Я думаю, что он будет напоминать вам о нашей встрече.