ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ, СОЗДАНИЕ АКСЕССУАРОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА»


Министерство образования и науки Республики КазахстанКокшетауский колледж «Арна»
Срок реализации программы: 1 год
«Утверждаю»
___________председатель
цикловой комиссии
«Информационных систем»
Уаисова Д.О.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ, СОЗДАНИЕ АКСЕССУАРОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА»составитель: Вахтина А.А.
Преподаватель цикла «Дизайн»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1. Название программы Моделирование одежды, создание аксессуаров и элементов декора
2. Фамилия, имя, отчествосоставителя Вахтина Анастасия Алексеевна
3. Образование высшее
4. Квалификационнаякатегория 5. Общий стаж работы 7 лет, преподаватель дизайна
6. Вид программы
дополнительного
образования Модифицированная
7. Цель программы Освоение технологических знаний, формирование навыков конструирования и моделирования одежды. Формирование и развитие основ художественной культуры учащихся через декоративно-прикладное искусство.
8. Уровень освоения углубленный
9. Функциональное назначение дополнительное образование
10. Форма реализации кружок
11. Масштаб реализации 1 год
12. Продолжение реализации не предусмотрено
Пояснительная записка
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Моделирование и конструирование одежды - увлекательное занятие. Быть всегда на волне модных тенденций, знать и понимать основные принципы подбора одежды: всё это сегодня необходимо современному успешному человеку.
Стили и направления современной моды являются для творческого человека широким полем деятельности в области создания предметов одежды и аксессуаров. Занятие конструированием и моделированием одежды создаёт основу для визуализации проявлений своей индивидуальности.
Особенностью занятий по данной образовательной программе является продуктивное творчество, которое позволяет возбудить интерес к овладению швейным мастерством, созданием аксессуаров и элементов декора.
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по формированию у них художественного, эстетического вкуса, развитию и реализации творческого потенциала. Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют обучающимся более глубоко и разносторонне ознакомиться с профессией дизайнера, модельера-художника, модельера-конструктора, закройщика.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Учащиеся пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Целью данной программы является:
формирование и развитие основ художественной культуры учащихся через декоративно-прикладное искусство;
освоение технологических знаний, формирование навыков конструирования и моделирования одежды.
Задачи программы:
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
научить учащихся владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучать технологиям разных видов рукоделия;
формировать представление о профессиональной деятельности в области создания одежды;
научить учащихся приемам конструирования и моделирования одежды;
осуществлять нравственное, патриотическое, профессиональное и эстетическое воспитание.
Отличительные особенности:
основные знания о профессии получаются в деятельности;
формируется интерес к выбранной деятельности на приобретённых знаниях;
программа дает возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Основные формы и методы организации учебного процесса:
При проведении занятий применяются различные формы обучения. Чаще всего применяется индивидуальная форма работы с учащимися, а также фронтальная, когда все одновременно выполняют одинаковую работу. Выбор методов зависит от содержания учебного материала и поставленных задач. Это могут быть различные формы и методы, которые удовлетворяют современным требованиям педагогики сотрудничества.
Из педагогических стилей общения предпочтение отдается демократическому стилю.
Решаются некоторые проблемы личностно – ориентированного подхода в обучении: нагрузка и задания дифференцируются с учетом способностей, личных пристрастий и возможностей учащихся.
На занятиях кружка большое место отводится использованию наглядных пособий:
демонстрационные – картины, таблицы, иллюстрации в журналах, чертежи, видеофильмы, материалы из интернет – ресурсов и др.
раздаточный материал – образцы пооперационной обработки изделий, таблицы для расчетов и формул, образцы швов и строчек, таблицы по Т. Б. и др.
На основании современных требований к образовательному процессу данная программа предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к содержанию образования.
При проведении занятий используются различные методы и приемы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция), это занятия по приобретению новых знаний; наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические работы с элементами импровизации; поисковые; объяснительно – иллюстративные; творческие отчеты – в виде выставок и проведения показа моделей.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
основные сведения об одежде и системах конструирования;
теорию художественного оформления и моделирования одежды;
технологическую последовательность изготовления легкого платья;
что такое декоративно-прикладное творчество;
виды декоративно-прикладного творчества;
основы цветоведения;
основы композиции;
виды тканей;
основные приемы и элементы лоскутного шитья;
материалы и инструменты при работе с кожей;
виды вышивки;
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно простроить конструкцию изделия на конкретную фигуру;
нанести модельные особенности в соответствии с эскизом художника;
самостоятельно сшить несложные модели одежды;
продемонстрировать готовые изделия;
работать с цветом, правильно составлять композицию;
пользоваться материалами и инструментами для обработки кожи;
пользоваться материалами и инструментами для вышивки;
Формы проверки результатов освоения программы кружка:
выставка;
оценка изготовленного изделия.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Программа кружка рассчитана на один год. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Общий объем часов

Тематический план
№ Наименование тем Количество часов
Всего Теории Практики
1 Вводное занятие. Цели и задачи кружка 2 Композиция в одежде. Эскизное предложение 3 Конструирование женской одежды. Юбка 4 Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества. 5 Стилистические решения в проектировании костюма 6 Бисер. Плетение бисером 7 Конструирование женской одежды. Платье 8 Работа с бумагой. Квиллинг 9 Аксессуары 10 Техника «де купаж» 11 Выставление работ Итого: Содержание изучаемого курса
Вводное занятие. Цели и задачи кружка
Вводное занятие. Знакомство с программой. Что такое декоративно-прикладное творчество? Виды декоративно-прикладного творчества. Что такое моделирование одежды. Конструирование одежды.
Композиция в одежде. Эскизное предложение
Дать начальные знания по композиции. Научить правильно, подбирать и использовать цветовые сочетания цветового круга, создавать ансамбль, используя различные дополнения. Уметь выбрать то, что будет отвечать индивидуальному стилю в одежде, манере поведения.
Построение чертежей, рисование, математические расчеты, демонстрация приемов выполнения. Правила снятия мерок с фигуры человека. Выполнение эскизов моделей одежды. Источники творчества в моделировании одежды. Создание коллекций.
Конструирование женской одежды. Юбка
Основы моделирования художественного оформления одежды. Ткани и отделка одежды. Особенности различных тканей. Отделка одежды и украшения. Зрительные иллюзии в одежде.
Разработка собственных моделей. Эскизирование. Подготовка тканей для моделей. Построение основы чертежа конструкции изделия. Снятие мерок, расчеты. Раскрой изделий. Подготовка 1 примерки. Проведение 1 примерки. Внесение изменений после 1 примерки. Способы устранения недостатков. Подготовка II примерки. Проведение II примерки. Первичная обработка частей изделия. Технология и последовательность изготовления поясного изделия. Сборка изделия в готовом виде. Окончательная отделка. Влажно – тепловая обработка изделия.
Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества
Материалы и инструменты для обработки кожи. Правила работы с инструментами. Техника безопасности при работе с инструментами.
Просмотр образцов. Свойства кожи. Правильный выбор кожи для разных изделий. Подготовка кожи к работе. Как реставрировать старую кожу. Способы декоративной обработки кожи. Панно из кожи. Технологи изготовления панно из кожи.
Стилистические решения в проектировании костюма
Понятие стиля. Классический, романтический, спортивный, фольклорный стили. Эклектика. Законы объединения моделей в коллекцию. Создание коллекции одежды. Разработка названия коллекции. Разработка эскизов для коллекции.
Бисер. Плетение бисером
Виды бисера. Бисероплетение. Инструменты и материалы для бисероплетения. Простые цепочки. Мозаичное низание бисера. Объемный шнур из бисера. Ажурное низание бисера. Низание бисера в крестик.
Виды работ из бисера. Технология плетения из бисера. Создание изделия из бисера.
Конструирование женской одежды. Платье
Основы моделирования художественного оформления одежды. Ткани и отделка одежды. Особенности различных тканей. Отделка одежды и украшения. Зрительные иллюзии в одежде.
Разработка собственных моделей. Эскизирование. Подготовка тканей для моделей. Построение основы чертежа конструкции изделия. Снятие мерок, расчеты. Раскрой изделий. Подготовка 1 примерки. Проведение 1 примерки. Внесение изменений после 1 примерки. Способы устранения недостатков. Подготовка II примерки. Проведение II примерки. Первичная обработка частей изделия. Технология и последовательность изготовления поясного изделия. Сборка изделия в готовом виде. Окончательная отделка. Влажно – тепловая обработка изделия.
Работа с бумагой. Квиллинг
История возникновения бумагокручения – квиллинга. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Изготовление основных форм квиллинга. Изготовление полосок. Изготовление изделий. Открытые спирали. Техника изготовления. Колоски. Техника изготовления. Оплетание с чередованием сторон. Технология изготовления. Бабочка. Подготовка полосок. Изготовление. Тугие спирали. Технология изготовления. Изготовление образцов. Технология изготовления цветов в технике квиллинга. Изготовление животных в технике квиллинг. Создание панно в технике квиллинг.
Аксессуары
Аксессуар (франц. accessoire) — предмет, принадлежность чего-либо, сопутствующий чему-либо, вспомогательная деталь, сопровождающая что-либо главное. Различают: Модные аксессуары - предметы, которые используют для дополнения стиля и внешнего вида. Аксессуары в одежде - предметы, котоые придают костюму законченность (сумка, шарф, перчатки, ремень и т.п.). Виды аксессуаров. Создание аксессуаров. Технология изготовления украшений.
Техника «де купаж»
Де купаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
Эта техника крайне кропотлива, требует большого времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным.
Цель техники де купаж - при помощи аппликаций добиться эффекта рисованного красками изображения.
Обучение основано на различной технике де купаж. Материалы для работы: салфетки с сюжетами, краска акриловая, кракелюр, клей ПВА (разводится 1воды:5 клея), лак акриловый, ножницы, кисти (краска, клей, лак), основа. Выставление работ
Выставление готовых работ. Оценка творческих работ учащихся. Подведение итогов кружкового занятия за год.
Методическое обеспечение программы
№ Темы Оснащение занятий Форма организации занятий Методы и приемы обучения Подведение итогов
1 Вводное занятие. Цели и задачи кружка Виды работ учащихся по предложенным темам. Фотографии, рисунки Сообщение, беседа. Словесные, наглядные, объяснительно – иллюстративныеОбобщающая беседа
2 Композиция в одежде. Эскизное предложение Рисунки, фотографии, журналы модной одежды Сообщение, беседа, практическое занятие Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ работ, обобщающая беседа
3 Конструирование женской одежды. Юбка Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды Сообщение, беседа, практическое занятие, творческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
4 Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества. Рисунки, фото-графии, готовые работы Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
5 Стилистические решения в проектировании костюма Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
6 Бисер. Плетение бисером Рисунки, фото-графии, гото-вые работы Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
7 Конструирование женской одежды. Платье Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
8 Работа с бумагой. Квиллинг Рисунки, фото-графии, гото-вые работы Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративные Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
9 Аксессуары Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды Сообщение, беседа, практическое за-нятие, твор-ческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
10 Техника «де купаж» Рисунки, фото-графии, гото-вые работы Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа Словесные, наглядные практические, объяснительно – иллюстративныеАнализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа
11 Выставление работ Организация выставки Творческий отчет Презентация творческих работ
Список литературы
Чижикова Л.П. Кружок конструирования одежды. Москва, 1998.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки. – М.:Эксмо-Пресс,1998.
Мусская И.А. Домоводство. – Ижевск:РИО «Квест»,1992
Симоненко В.Д. Технология 5-9 класс. – М.:Просвещение,1990
Домоводство и обучающий труд:Учебное пособие/Составитель А.П. Тарасова. – С-Пб.:МиМ-Экспресс,1996.
Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. – Ростов-на-Дону,1996.
Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство». М ., 1984.
Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.
Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.
Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009.
Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2010.
Даниэла Ченто. «Шьем из кожи». М., «КОНТЕНТ», 2006.
Селиванова Н.В. «Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения». М., «Издательский дом МСП», 2000.
Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006.