Рабочая программа по математике для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида


1. Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.
Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1, В.В. Воронкова, Москва: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224 с.
2. Пояснительная записка
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII  вида.
Цели: Личностное развитие ребёнка, дать математические знания как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
Цели обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
3. Основные требования к уровню подготовки обучающихсяБазовый уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Примечания
Обязательно:
- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
4. Учебно-методический комплекс
Основная литература:
1. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г.М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011.
3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Дополнительная литература:
1. Перова М. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. - М., 1997.
2. Истомина Н. Б. Методика преподавания математики в начальных классах. - М., 1992.
3. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
4. Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников. - М.: Просвещение. 1982 .
5. Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .
Дата Количество часов Тема урока
5а (54ч) 5б (54ч) 5в (54ч) I четверть
01.09. 01.09. 02.09. 1 Сотня
Нумерация чисел в пределах 100.
01.09. 02.09. 03.09. 1 Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц.
02.09. 04.09 03.09. 04.09. 04.09. 05.09. 2 Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
05.09.
06.09. 05.09.
06.09. 05.09.
06.09. 2 Табличное умножение.
08.09.
08.09. 08.09.
09.09. 09.09.
10.09. 2 Табличное деление.
09.09.
11.09. 10.09.
11.09. 11.09.
12.09. 2 Соотношение: цена-количество-стоимость.
12.09. 12.09. 12.09. 1 Сложение чисел, полученных при измерении.
13.09. 13.09. 13.09. 1 Вычитание чисел, полученных при измерении.
15.09. 15.09. 16.09. 1 Сравнение чисел.
15.09. 16.09. 17.09. 1 Составление и решение примеров.
16.09. 17.09. 18.09. 1 Нахождение 1-го неизвестного слагаемого.
18.09. 18.09. 19.09. 1 Нахождение 2-го неизвестного слагаемого.
19.09. 19.09. 19.09. 1 Нахождение неизвестного уменьшаемого.
20.09. 20.09. 20.09. 1 Нахождение неизвестного вычитаемого.
22.09. 22.09. 23.09. 1 Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
22.09. 23.09. 24.09. 1 Составление задач по краткой записи.
23.09. 24.09. 25.09. 1 Устное сложение чисел с переходом через разряд.
25.09. 25.09. 26.09. 1 Устное вычитание чисел с переходом через разряд.
26.09. 26.09. 26.09. 1 Порядок действий.
27.09. 27.09. 27.09. 1 Проверочная работа.
29.09. 29.09. 30.09. 1 Тысяча
Нумерация чисел в пределах 1 000. Образование, чтение, запись чисел.
29.09.
30.09. 30.09.
01.10. 01.10.
02.10. 2 Получение круглых сотен в пределах 1 000.
02.10.
03.10. 02.10.
03.10. 03.10.
03.10. 2 Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц.
04.10. 04.10. 04.10. 1 Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
06.10. 06.10. 07.10. 1 Счет разрядными единицами и числовыми группами.
06.10. 07.10. 08.10. 1 Разложение трехзначных чисел на разрядные слагаемые.
07.10 08.10. 09.10 1 Округление чисел до десятков, сотен.
09.10 09.10. 10.10. 1 Римская нумерация.
10.10. 10.10. 10.10. 1 Проверочная работа.
11.10.
13.10. 11.10.
13.10. 11.10
14.10. 2 Меры стоимости, меры длины, меры массы.
13.10. 14.10. 15.10. 1 Меры времени.
14.10. 15.10. 16.10. 1 Составление задач по краткой записи.
16.10.
17.10. 16.10.
17.10. 17.10.
17.10. 2 Устное вычитание чисел, полученных при измерении.
18.10. 18.10. 18.10. 1 Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
20.10.
20.10. 20.10.
21.10 21.10.
22.10. 2 Сложение и вычитание круглых сотен и десятков (240+30, 750-30).
21.10.
23.10. 22.10.
23.10 23.10.
24.10. 2 Порядок действий.
24.10. 24.10. 24.10. 1 Сложение круглых сотен и десятков (70+20, 400+300).
25.10. 25.10. 25.10. 1 Вычитание круглых сотен и десятков (50-30, 600-400).
27.10. 27.10. 28.10. 1 Контрольная работа за I четверть.
27.10. 28.10. 29.10. 1 Анализ к/р. Работа над ошибками.
28.10. 29.10. 30.10. 1 Денежная система в Древней Руси. Занимательный урок.
30.10. 30.10. 31.10. 1 Четыре действия арифметики. Занимательный урок.
31.10. 31.10. 31.10. 1 Изобретение календаря. Занимательный урок.
01.11. 01.11. 01.11. 1 Повторение пройденного материала.
Дата
Количество часов Тема урока
5а (42ч) 56 (42ч) 5в (42ч) II четверть
10.11. 10.11. 11.11. 1 Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (200+8; 505-5; 200+87; 135-35; 420+3; 423-3; 423+20; 456-30).
10.11. 11.11. 12.11. 1 Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (105+30; 215-10; 425+2; 125-3; 425+22; 125-13).
11.11. 12.11. 13.11. 1 Способы проверки сложения и вычитания.
13.11. 13.11. 14.11. 1 Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (250+100; 250+120).
14.11. 14.11. 14.11. 1 Сложение чисел без перехода через разряд (112+125).
15.11. 15.11. 15.11. 1 Вычитание чисел без перехода через разряд (675-223).
17.11. 17.11. 18.11. 1 Вычитание чисел без перехода через разряд (427-127).
17.11. 18.11. 19.11. 1 Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (602+173, 324-104).
18.11. 19.11. 20.11. 1 Вычитание чисел без перехода через разряд (702-300).
20.11. 20.11. 21.11. 1 Проверочная работа.
21.11.
22.11. 21.11.
22.11. 21.11.
22.11. 2 Разностное сравнение чисел.
24.11.
24.11. 24.11.
25.11. 25.11.
26.11. 2 Кратное сравнение чисел.
25.11. 26.11. 27.11. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд
Сложение трехзначных и однозначных чисел с переходом через разряд.
27.11. 27.11. 28.11. 1 Сложение трехзначных и двузначных чисел с переходом в разряде единиц.
28.11. 28.11. 28.11. 1 Сложение трехзначных чисел с переходом в разряде единиц.
29.11.
01.12. 29.11.
01.12. 29.11.
02.12. 2 Сложение чисел с получением 0 в разряде десятков.
01.12. 02.12. 03.12. 1 Сложение чисел с получением круглых сотен.
02.12.
04.12. 03.12.
04.12. 04.12.
05.12. 2 Сложение чисел с переходом в разряде десятков.
05.12
06.12. 05.12.
06.12. 05.12.
06.12. 2 Сложение трех слагаемых с переходом через разряд.
08.12.
08.12. 08.12.
09.12. 09.12.
10.12. 2 Сложение чисел с переходом в двух разрядах.
09.12. 10.12. 11.12. 1 Проверочная работа.
11.12.
12.12. 11.12.
12.12. 12.12
12.12. 2 Вычитание чисел с переходом через разряд (431 -317).
13.12. 13.12. 13.12. 1 Вычитание чисел с переходом через разряд (427-173).
15.12. 15.12. 16.12. 1 Вычитание чисел с переходом через разряд (250-70, 840-160).
15.12. 16.12. 17.12. 1 Вычитание чисел с переходом в двух разрядах.
16.12. 17.12. 18.12. 1 Вычитание из круглых сотен 1,2,3-значных чисел с переходом через разряд.
18.12. 18.12. 19.12. 1 Вычитание из круглых сотен 1,2,3-значных чисел с переходом в двух разрядах.
19.12. 19.12. 19.12. 1 Вычитание из тысячи с переходом через разряд.
20.12.
22.12. 20.12.
22.12. 20.12.
23.12. 2 Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд (все случаи).
22.12. 23.12. 24.12. 1 Контрольная работа за 1 полугодие.
23.12. 24.12. 25.12 1 Анализ к/р. Работа над ошибками.
25.12. 25.12 26.12 1 Происхождение метрической системы мер. Занимательный урок.
26.12. 26.12. 26.12 1 Возникновение денег. Занимательный урок.
27.12. 27.12. 27.12. 1 Повторение пройденного материала.
Дата. Количество часов Тема урока
5а (56ч) 56 (56ч) 5в (56ч) III четверть
12.01. 12.01. 12.01. 1 Нахождение одной доли предмета, числа.
13.01. 13.01. 13.01. 2 Нахождение нескольких долей предмета, числа.
14.01. 14.01. 14.01. 1 Обыкновенные дроби.
Образование дробей.
14.01. 14.01. 14.01. Числитель, знаменатель дроби.
17.01. 17.01. 17.01. 1 Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
18.01. 18.01. 18.01. 1 Сравнение дробей с одинаковыми числителями.
19.01. 19.01. 19.01. 1 Количество долей в одной целой.
20.01. 20.01. 20.01. 1 Виды дробей. Правильные дроби.
21.01. 21.01. 21.01. 1 Виды дробей. Неправильные дроби.
24.01. 24.01. 24.01. 1 Правильные и неправильные дроби.
25.01. 25.01. 25.01. 1 Проверочная работа.
26.01. 26.01. 26.01. 1 Умножение чисел 10, 100.
27.01. 27.01. 27.01. 1 Умножение на 10, 100.
28.01. 28.01. 28.01. 1 Деление на 10 без остатка.
31.01. 31.01. 31.01. 1 Деление на 10 с остатком.
01.02. 01.02. 01.02. 1 Деление на 100 без остатка.
02.02. 02.02. 02.02. 1 Деление на 100 с остатком.
03.02. 03.02. 03.02. 1 Контрольный срез знаний.
04.02. 04.02. 04.02. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении.
Замена крупных мер мелкими (Зм = 300см).
07.02. 07.02. 07.02. 1 Замена крупных мер мелкими (2м 7дм = 27дм).
08.02. 08.02. 08.02. 1 Замена крупных мер мелкими (Зр. 50к. = 350к.).
09.02. 09.02. 09.02. 1 Замена мелких мер крупными (20мм = 2см; 25мм = 2см 5мм).
10.02. 10.02. 10.02. 1 Замена мелких мер крупными (200к. = 2р.; 475к. = 4р. 75к.).
11.02. 11.02. 11.02. 1 Замена крупных и мелких мер.
14.02. 14.02. 14.02. 1 Единицы измерения времени: год.
15.02. 15.02. 15.02. 1 Проверочная работа.
16.02. 16.02. 16.02. 1 Устное умножение и деление.
Устное умножение круглых десятков на однозначное число. Знак умножения (• ).17.02. 17.02. 17.02. 1 Устное деление круглых десятков на однозначное число.
18.02. 18.02. 18.02. 1 Устное умножение и деление круглых десятков на однозначное число.
21.02. 21.02. 21.02. 1 Устное умножение круглых сотен на однозначное число.
22.02. 22.02. 22.02. 1 Устное деление круглых сотен на однозначное число.
24.02. 24.02. 24.02. 1 Устное умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число.
25.02. 25.02. 25.02. 1 Устное умножение двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (23 • 3).
28.02. 28.02. 28.02. 1 Устное деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (28 : 2).
01.03. 01.03. 01.03. 1 Устное умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Самостоятельная работа.
02.03. 02.03. 02.03. 1 Устное умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (120-3).
03.03. 03.03. 03.03. 1 Устное деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (280 : 2).
04.03. 04.03. 04.03. 1 Устное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
07.03. 07.03. 07.03. 1 Составление и решение задач по краткой записи.
09.03. 09.03. 09.03. 1 Составление и решение примеров.
10.03. 10.03. 10.03. 1 Порядок действий.
11.03. 11.03. 11.03. 1 Сравнение числовых выражений.
14.03. 14.03. 14.03. 1 Устное умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (214-2).
15.03. 15.03. 15.03. 1 Устное деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (246 : 2).
16.03. 16.03. 16.03. 1 Контрольная работа за III четверть.
17.03. 17.03. 17.03. 1 Анализ к/р. Работа над ошибками.
18.03. 18.03. 18.03. 1 Порядок действий (со скобками).
Дата. Количество часов Тема урока
5а (48ч) 56 (48ч) 5в (48ч)
IV четверть
30.31. 03 30.31.. 03. 30.31. 03. 2 Устное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (214-2, 246:2)
01.04. 04. 01.04.. 04. 01.04. 04. 2 Проверка умножения и деления.
05.04. 05.04. 05.04. 1 Умножение и деление чисел с переходом через разряд.
Письменное умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
06.04. 06.04. 06.04. 1 Письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (125 • 3).
07.04. 07.04. 07.04. 1 Письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (153 • 3, 275 • 3).
08.04. 08.04. 08.04. 1 Письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (150 • 3).
11.04. 11.04. 11.04. 1 Решение задач и примеров на умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
12.04. 12.04. 12.04. 1 Порядок действий. Самостоятельная работа.
13.04. 13.04. 13.04. 1 Письменное деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
14.04. 14.04. 14.04. 1 Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (462 : 2, 186 : 3).
15.04. 15.04. 15.04. 1 Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (632 : 4).
18.04. 18.04. 18.04. 1 Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (680 : 5).
19.04. 19.04. 19.04. 1 Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (525 : 5).
20.04. 20.04. 20.04. 1 Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (306 : 3).
21.04. 21.04. 21.04. 1 Решение задач и примеров на деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
22.04. 22.04. 22.04. 1 Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
25.04. 25.04. 25.04. 1 Порядок действий (2 действия).
26.04. 26.04. 26.04. 1 Порядок действий (примеры со скобками).
27.04. 27.04. 27.04. 1 Порядок действий (3 действия).
28.04. 28.04. 28.04. 1 Контрольная работа.
29.04. 29.04. 29.04. 1 Анализ к/р. Работа над ошибками.
02.05. 02.05 02.05. 1 Повторение.
Нумерация чисел в пределах 1 000.
03.05. 03.05. 03.05. 1 Классы и разряды.
04.05. 04.05. 04.05. 1 Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
05.05. 05.05. 05.05. 1 Сложение чисел с переходом через разряд.
06.05. 06.05. 06.05. 1 Вычитание чисел с переходом через разряд.
10.05. 10.05. 10.05. 1 Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.
11.05. 11.05. 11.05. 1 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
12.05. 12.05. 12.05. 1 Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
13.05. 13.05. 13.05. 1 Обыкновенные дроби.
16.05. 16.05. 16.05. 1 Виды дробей. Сравнение дробей.
17.05. 17.05. 17.05. 1 Умножение и деление на 10, 100.
18.05. 18.05. 18.05. 1 Устное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
19.05. 19.05. 19.05. 1 Письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
20.05. 20.05. 20.05. 1 Годовая контрольная работа.
23.05. 23.05. 23.05. 1 Анализ к/р. Работа над ошибками.
24.05. 24.05. 24.05. 1 Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Составление и решение задач и примеров.
25.05. 25.05. 25.05. 1 Итоговый урок. Занимательная математика.