Конспект урока на тему Лексика и фразеология.


Повторение по теме «Лексика. Фразеология»
Цели урока:
Обобщение полученных в 5-9 классах знаний по теме «Лексика. Фразеология», закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Обобщение знаний по теме «Лексика».
1. Что такое лексика? Дайте понятие этого термина. (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)
Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется лексикой.
2. Как называется раздел языкознания, где изучается лексика?
Лексикология-раздел языкознания, изучающий словарный запас языка.
Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется лексикой.
3. Что такое лексическое значение слова?
Соотнесенность слова с определенным понятием называется лексическим значением. (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)
Каждое слово что-то обозначает. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Лексические значения разъясняются в толковых словарях.
Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: рьяный - очень усердный, повстречать - случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Например: бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом, где общее - ткань, а различительное - шелковая или хлопчатобумажная, с ворсом. Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений.
- Какие вы знаете словари, дающие толкования слов? Студенты могут назвать словари:
• Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. М., 1978-1980;
• Ожегов С. И. Словарь русского языка. 21-е изд. - М., 1989;
• Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2002;
• Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1981.
и другие.
II. Ответьте на вопросы:
1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более). 3. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 4. Совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Жаргонные слова или выражения. 7. Слова, которые пришли к нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые называют понятия разных наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10. Устойчивые выражения с самостоятельным значением. 11. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 12. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 13. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 14. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 15. Слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. 16. Слова, известные всему народу и употребляемые всеми. 17. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.III. Смысловые ряды слов.

IV. Словарная работа. Запишите определения.
Спишите, расставляя ударения в словах: аэропорты, банты, баловать, блокировать, дремота, жалюзи, квартал, каталог, кашлянуть, средства, торты, премировать, украинский, черпать, звонят.Проверка: аэропо̀рты, ба̀нты, балова̀ть, блокѝровать, дремо̀та, жалюзѝ, кварта̀л, катало̀г, ка̀шлянуть, срѐдства, то̀рты, премирова̀ть, украѝнский, чѐрпать, звоня̀т.
V. Выполнение тренировочных упражнений.1. Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте.
1) Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук.
2) Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши.
3) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
4) Трудно практиканту усвоить сложные механизмы.
5) Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера.
6) Можно начать собрание: форум уже есть.
7) Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.
8) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
9) Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное.
10) На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными руками. Посетитель так и ушел несолоно хлебавши.
Рабочий был уволен за прогул.
Трудно практиканту освоить сложные механизмы.
Новые железные дороги появятся в трудных для освоения районах Крайнего Севера.
Можно начать собрание: кворум уже есть.
Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке???
Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.
Ударение в русском языке, разноместное, подвижное.
На строительные объекты без перебоев доставляются строительные материалы.
2. Словарная работа:
1) человек, который противится нововведениям (консерватор).
2) направление развития (тенденция).
3) система взглядов на природу и общество (мировоззрение).
4) одинаковым по смыслу слову «народовластие» является слово (демократия).
5) сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (баллада).6) освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (эмансипация).
7) синоним к слову «первенство» (превосходство).
8) антоним к слову «лаконичный» (многословный).
3. Из приведенных паронимов выберите нужное слово:
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
7. По дороге двигался (конный, конский) отряд.
8. Город (встряхнул, стряхнул) оцепенение будней.
4. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов:
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.2. Мы вышли к лесистому озеру.3. В моей жизни это было самое памятливое событие.4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
4.В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
5.В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
6. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.7.В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
VI. Фразеологизмы. Фразеологические обороты.
1. Словарная работа:
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.
- Какая особенность у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания? (Фразеологизмы.)
- Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые, неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.)
VII. Составление синонимических и антонимических пар.
1. Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы.
Найдите пару. Из данных словосочетаний составьте синонимичные пары:
Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы. Запишите фразеологизмы (каждый на отдельной строке), подберите к ним антонимическую пару.
Например:
• кот наплакал — куры не клюют;
• слова не вытянешь — рта не закрывает;
• ходить вокруг да около — попасть в точку;
• дать маху — попасть в точку:
• мухи не обидит как кошка с собакой;
• выйти из себя — овладеть собой;
• впасть в отчаяние — воспрянуть духом.
— Составьте синонимические пары.
Например:
• на скорую руку — в пожарном порядке;
• обвести вокруг пальца — провести на мякине;
• на всех парах — во всю прыть;
• хоть волком вой — хоть караул кричи;
• со всех ног — во всю прыть;
• тертый калач — стреляный воробей;
• ни зги не видно — кромешная тьма — хоть глаз выколи.
2. Вспомни фразеологизм:
Невзирая ни на что; два сапога пара; буря в стакане воды; топтаться на одном месте; кусать локти; не мудрствуя лукаво; зарубить себе на носу; похожи как две капли воды; черепашьими шагами; крокодиловы слезы; от корки до корки; ждать у моря погоды; принять за чистую монету; овчинка выделки не стоит; ни богу свечка, ни черту кочерга; проще пареной репы; обвести вокруг пальца; решетом воду носить; не в бровь, а в глаз; сулить золотые горы; не видеть дальше собственного носа; услышать краем уха; еле-еле душа в теле; свежо предание, да верится с трудом; рог изобилия; рожденный ползать летать не может; на сон грядущий; голод не тетка; имеющий уши да услышит.VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание:
1. Составить связный ответ по теме «Лексика» с опорой на конспект, составленный на уроке.