РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Как обеспечить безопасность детей»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Как обеспечить безопасность детей»
Классный руководитель: Шудирова Л.Т.
Дата проведения: 5.09.2014 г.
Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников ответственного отношения к личной безопасности.
Форма: информационно-аналитическая беседа с элементами практикума.
Участники: классный руководитель, родители.
Подготовительный этап:
Классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей, проводит викторину среди учащихся класса.
Необходимые материалы: листочки для ответов родителей, ручки по количеству родителей, листочки учеников с ответами на вопросы викторины, конспект собрания.
Ход собрания
Вводная беседа
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания – проблеме формирования у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы – научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.
В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В Словаре русского языка С.И. Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.
Ученые подразделяют опасности на три группы:
- природные;
- техногенные;
- социальные.
К природным опасностям относятся:
- пониженная или повышенная температура воздуха;
- атмосферные осадки;
- солнечная радиация;
- стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.)
Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т. д.
Человек тоже может быть источником опасности. Своими действиями или бездействиями он может создавать для себя и окружающих реальную угрозу жизни.
К опасностям, создаваемым людьми (социальные опасности), можно отнести:
- войны;
- терроризм;
- социально-политические конфликты;
- преступления;
- наркоманию;
- алкоголизм и пр.
Рядом с человеком находятся потенциальные, т.е. возможные опасности. Чтобы потенциальные опасности не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.
Общие рекомендации:
обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов;
никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра;
в каждой семье должен быть план действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, желательно, чтобы у всех членов семьи были записаны номера телефонов и адреса электронной почты.
определите места встречи с членами вашей семьи в экстренных ситуациях;
при эвакуации, возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы;
при возможности узнавайте месторасположение резервных выходов из помещений;
в многоквартирных домах необходимо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов;
организуйте дежурство жильцов дома, для регулярного осмотра дома и прилегающей территории, установить наблюдение, особое внимание обращать на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков;
если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом;
старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

Обнаружение предмета, который может оказаться взрывным устройством

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами предметов, которые зачастую оказываются взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?
Если обнаруженный предмет, по вашему мнению, не должен находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в пассажирском транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю, машинисту, кондуктору, проводнику и т.д.
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в отдел милиции.
Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.
Во всех перечисленных случаях:
не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
зафиксируйте время обнаружения предмета;
постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что от правильных действий зависит благополучный исход).
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.
Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям. Чтобы родители смогли оценить свое отношение к вопросам безопасности, учитель предлагает им ответить на ряд вопросов:
2. Тестирование родителей
1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
2. Проверяете ли вы сами и научили ли детей, уходя из дома, проверять, выключены ли электроприборы, газ, вода?
3. Научили ли вы детей правилам пользования электроприборами, газовой плитой и т. д.?
4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?
5. Вы не совершите в присутствии ребенка необдуманный поступок, например, искупаетесь в незнакомом водоеме, прогуляетесь по тонкому льду и т. п.?
6. Вы знаете, как и с кем, ваш ребенок проводит свободное время?
7. Проинструктировали ли вы своего ребенка, как он должен себя вести в случае экстремальных ситуаций, например, он застрял в лифте или услышал запах газа в квартире?
За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.
Если вы набрали менее 7 баллов, то ответственным ваше отношение к жизненно важным вопросам назвать нельзя.

Результаты проведения викторины для детей
Учитель озвучивает вопросы викторины, а родители знакомятся с ответами своих детей по их листочкам.

Практические советы
Экстремальные, т. е. ситуации, необычные по трудности и сложности, возникают вдруг и внезапно. Поэтому каждому человеку, взрослому и ребенку важно знать, как себя вести в таких ситуациях.
Задача взрослых – научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.
Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т. д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытаться самому выйти из ситуации или предпринять действия по самоспасению. В замкнутом пространстве у ребенка остается два варианта поведения: звать на помощь или самому предпринимать меры по спасению. Обращение за помощью – первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Дети должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации, конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. Родителям необходимо отрабатывать с детьми модели поведения в различных критических ситуациях: например, потерялся в магазине – обратись к продавцу, кассиру или представителю службы охраны, заблудился в городе – обратись к милиционеру, если возник пожар – позвони в службу 01.
Второй вариант поведения – постарайся избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде – выйди из подъезда или ни в коем случае не заходи с ним в лифт и пр.
Важно, чтобы дети не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу, т. е. что в какой последовательности назвать: например, если вызывается пожарная служба, ребенок должен сообщить, что горит, адрес, номер дома, фамилию, телефон.
На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, т.е. людей, к которым ребенок может обратиться в случае чрезвычайной ситуации.
Объясните ребенку, кому он имеет право открыть дверь, если он находится дома один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек, где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода случается в квартире, где выключается газ, электричество.
Эти и другие элементарные правила безопасности должен знать ребенок. Ощущение страха, паника часто не позволяют взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их последовательность, порядок.
Младший школьный возраст особенно опасен в отношении травмы. Именно в этом возрасте получается психологический разрыв. Ребенок до школы находился в условиях, к которым он адаптировался, привык. Поступив в школу, он становится более или менее самостоятельным. Сложность ситуации состоит в том, что ребенок лишается систематической домашней опеки, а необходимым жизненным опытом он еще не обладает. Вместе с тем, он стремится подражать старшим: так же спрыгнуть с дерева, пробежать на красный свет светофора, съехать с высокой горки и т.п. У учащихся начальной школы развитие мускулатуры, координация движений гораздо слабее, чем у более старших школьников. Но ребенок хочет самоутверждаться, не показаться трусом перед старшими друзьями. Заканчивается это подчас плачевно.
«Теоретически» ребенок подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но он ее осознает вообще, не соотнося ее с собой, что это может случиться именно с ним. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме во дворе и т.д.
Но бывает и так, что, даже зная об опасности, однако в силу малого жизненного опыта, увлеченности игрой дети забывают о ней.
При обучении детей правилам безопасности не лишними будут так называемые «Экскурсии безопасности», когда родители обращают внимание детей на травмоопасные места вокруг дома, в микрорайоне, по дороге в школу и т.п.
Родителям предлагается назвать места, представляющие опасность для детей в нашем селе:
- проезжая часть дороги;
- открытые люки, подвалы;
- стройки;
- неосвещенные улицы и пр.
Поэтому родителям важно знать, что недостаточно ограничиваться перечислением реальных возможных опасных для детей ситуаций. Прочному закреплению навыка безопасного поведения может служить и проигрывание вместе с детьми возможных моделей поведения в экстремальных ситуациях. Например, смоделируйте ситуацию: в квартире пожар. Проиграйте все действия ребенка, а затем вместе проанализируйте.

Работа в микрогруппах (по 2 человека)
Каждая микрогруппа получает задание определить алгоритм поведения в различных экстремальных ситуациях с участием детей:
- травма на прогулке;
- укус насекомого;
- пожар в доме и т. п.
Все присутствующие оценивают правильность ответов.

Решения родительского собрания
В заключение собрания родительский комитет предлагает родителям обсудить возможный вариант решения родительского собрания:

1. Родителям ежедневно уделять внимание вопросам безопасности детей.
2. Проанализировать ситуацию в своём доме с точки зрения безопасности детей (в порядке ли электропроводка, кухонное оборудование, проверить крепость подвески полок, картин, в безопасных ли местах находятся лекарства, предметы бытовой химии и т.д.).
3. Провести с детьми экскурсию «безопасности» в микрорайоне дома и школы.
4.Обсудить с детьми памятки безопасного поведения.
Приложение
Личная безопасность (викторина для детей)
1. Что ты будешь делать, если потеряешься в большом городе, магазине и т. д.? Выбери правильный ответ:
– будешь искать родителей сам;
– обратишься за помощью к взрослым;
– дашь объявление.
2. Если тебя угощает конфетой незнакомый человек на улице, что ты будешь делать? Выбери нужный ответ:
– откажешься от угощения;
– возьмешь и убежишь;
– возьмешь и быстро съешь.
3. Если ты увидел в транспорте оставленный кем-то пакет, что ты будешь делать? Выбери безопасный ответ:
– возьмешь себе;
– подаришь другу;
– скажешь контролеру или водителю.
4. Если кто-то на улице преследует тебя, как ты поступишь? Выбери ответ, соответствующий правильному поведению:
– остановишься и запоешь: «Нам не страшен серый волк»;
– побежишь в людное место и обратишься за помощью к милиционеру или взрослым;
– побежишь ему навстречу с криком «Забодаю!».
5. Продолжи фразу: «Если нас зовут купаться, в телевизоре сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твердо»:
– да;
– нет;
– подумаю.
6. Если кто-то тонет на твоих глазах, что ты будешь делать? Выбери нужный вариант из предложенных ответов:
– помашешь ему рукой;
– позовешь на помощь взрослых;
– попробуешь спасти сам.
7. Если к тебе приближается собака без поводка и намордника, как ты поступишь? Отметить правильный вариант из данных ответов:
– быстро побежишь;
– крикнешь «Фас!»;
– останешься стоять на месте и скомандуешь собаке «Стоять!».
8. Что надо делать, если у тебя из носа пошла кровь? Выбери правильное действие:
– наклонить чуть вперед, зажать нос и поднять другую руку вверх;
– как можно громче кричать: «Мамочка, помоги!»;
– сразу же вызвать спасателей.
9. В глаз попала соринка, ты
– потрясешь как следует головой;
– промоешь кипяченой водой;
– подождешь, пока само пройдет.
10. Ты пролил на себя горячий чай, что надо сделать в первую очередь? Выбери необходимый вариант поведения:
– обожженное место подставить под струю холодной воды;
– смазать маслом;
– смазать зеленкой.
11. На прогулке ты обморозил пальцы, что будешь делать? Выбери вариант, соответствующий правилам оказания первой помощи:
– потрешь снегом;
– примешь горячий душ;
– сделаешь легкий массаж.
12. Какую грубую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? Определи верный вариант ответа:
– открыла дверь незнакомцу;
– не предложила Волку чаю;
– не спела Волку песню.

Правила безопасности при обращении с электроприборами

1. Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть – шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора произведите в обратном порядке.
2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.
4. Опасно использовать электроприбор с поврежденной изоляцией шнура. Если вы увидели оголенный провод, неисправный выключатель, розетку – сразу сообщите об этом взрослым.
5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.
6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включенные в сеть.
7. Никогда не тяните за электрический провод руками.
8. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.
9. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Правила личной безопасности в доме

1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно клади на место. Порядок в доме – не только для красоты, но и для безопасности.
2. Ни в коем случае не пробуй самостоятельно никакие лекарства: можно отравиться!
3. Не открывай и не пробуй никаких упаковок с бытовой химией. Это опасно для жизни!
4. Если ты почувствовал запах газа, соблюдайте следующие правила:
- сообщи взрослым;
- открой окна, форточки и проветри квартиру;
- закрой краны на плите;
- не включай свет и не зажигай спички;
- позвони по телефону 04.
5. Никогда не играй на балконе в подвижные игры и не перегибайся через перила балкона.

Правила личной безопасности на улице
1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на улице.
2. Не играйте по дороге из школы домой.
3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.
4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.
5. Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах: на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых или разрушенных зданиях.
6. Никогда не садитесь в машину к незнакомому.
7. Не слушайте на улице аудиоплеер, в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах, звуки движущегося автомобиля и др.).
8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.
9. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.
Как не стать жертвой преступления

1. Если вы оказались дома одни, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, кем бы он не представлялся (сантехник, электромонтер, почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди множества честных и порядочных людей встречаются еще воры и грабители, разбойники и мошенники. Говорите с любым незнакомцем только через дверь.
2. Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто-то пытается открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?».
3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите полицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) зовите соседей и прохожих о помощи.
4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернутся с работы родители, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда позвонить.
5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточки и окна, особенно если живете на первом или последнем этаже.
6. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок – это привлекает внимание посторонних.
7. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть дорогостоящие предметы, вещи (телевизионная, видео- и радиоаппаратура, одежда, украшения и т. п.), а также количеством денег.
8. Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят, ни под каким предлогом.
9. На вопрос незнакомых людей, дома ли папа или мама, лучше ответить, что родители сейчас дома.

Номера экстренных служб
01 - Пожарная охрана и спасатели 02 - Милиция 03 - Скорая помощь 04 - Аварийная служба газовой сети

(Если набор ведётся с сотового телефона, то после двух цифр добавляется «*»).










13PAGE \* MERGEFORMAT14315




Рисунок 1 Заголовок 315