Реферат по теме Система коррекционной работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида


Реферат
Система коррекционной работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
     Создание условий для сохранения здоровья школьников с помощью современных образовательных технологий, формирование у учащихся знаний на уровне требований программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида, усиление работы по формированию познавательной деятельности школьников на всех предметных уроках на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для оптимальной социальной адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие профессионально - трудовых  навыков, соответствующих современным социально-экономическим требованиям, делает работу школы важной и необходимой.
Специальная (коррекционная) школа помогает не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, готовит их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчает, сглаживает переживания родителей, дает им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.
Следует выделить следующие специфические обязанности вспомогательной школы по отношению к родителям:
1. Формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям вспомогательной школы.
2.Выработать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка во вспомогательной школе будет иметь успех.
Если принять во внимание тот факт, что семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе, то можно с уверенностью утверждать, что значимое место в социально-педагогической деятельности педагогов специальной (коррекционной) школы должна занимать работа, в рамках которой готовятся предпосылки для создания прочных и долговременных отношений с родителями учащихся. От того, в какой степени изучены условия проживания семьи, микроклимат отношений, зависит успешность любых воспитательных воздействий, эффективность использования многообразных методов и форм по социализации учащегося. По этой причине обязательной составляющей социально-педагогической деятельности становится работа с семьями учащихся.
Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям счастье.
Формы и методы работы с семьей условно делятся на следующие этапы:
- профилактический;
- диагностический;
- реабилитационный.
Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния.
На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей - предметников.
2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью в той или иной сфере образовательной деятельности.
На данном этапе характерно использование следующих диагностических методов:
Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии психики ученика;
Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
Проведение письменного опроса;
Тестирование.
Реабилитационный. На этом уровне работы с родителями школьников используются следующие методы:
1. Беседа;
2. Включенное наблюдение;
3. Убеждение;
4. Дискуссия;
5. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);
6. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).
7.  Массовые акции (субботники, праздники);
Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:
1) демографический – состав семьи;
2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;
3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;
4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.
Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и, конечно же, они не располагают сведениями по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают умственно отсталого ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения.
Перед вспомогательной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по которым в школе могут быть организованы циклы занятий с родителями:
1. Причины возникновения осложнений в развитии детей.
2. Типичные затруднения учащихся в овладении учебными предметами.
3. Особенности поведения, интересов учеников младших классов.
4. Подростковый период в развитии ребенка.
5. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
6. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.
Работая в школе, учитель-дефектолог может разработать программу по психологической поддержке родителей. В школах есть богатый методический материал по работе с родителями: это разработки родительских собраний, бесед, тренингов.
Заботясь об эффективном взаимодействии с семьёй, педагог должен учитывать важность следующих факторов:
1. Приглашение родителей к сотрудничеству. Доброжелательность, открытость в общении с родителями – первый шаг к сотрудничеству с ними.
2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.
3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
4. Поиск новых форм сотрудничества. Педагог может предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.
Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:
– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении.
– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, он по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;
– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни.
Организационные формы совместной деятельности семьи со школой
1. Индивидуальная форма работы.
2. Классные родительские собрания.
3. Общешкольные собрания.
4. Работа с родительским активом.
Индивидуальная работа с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Классные руководители регулярно (не реже 1 раза в четверть) должны посещать семьи каждого из своих учеников. Педагога интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, учитель не сможет оказать ученику необходимой поддержки.
Проведение классных собраний после окончания учебной четверти. На классных родительских собраниях учитель рассказывает об успеваемости в классе, знакомит родителей с воспитательной работой, особо указывает на проблемные моменты жизни ребенка в школе и вне ее, обсуждает перспективы класса и т.д. К примеру, чтобы между учителем и родителями установились более доверительные отношения, можно проводить родительские собрания в форме "круглого стола", где за чашкой чая с пирогами в достаточно неформальной обстановке родители могут обсудить друг с другом насущные проблемы.
Общешкольные родительские собрания проводятся несколько раз в году. Чтобы сделать родительские собрания более зрелищными и интересными для родителей, в практику их проведения педагоги могут включить презентации, фотоотчеты, видеоматериалы, небольшие театрализованные миниатюры. Большое впечатление остается у родителей от спектаклей, исполненных учащимися. Изготовление костюмов, декораций идет с привлечением большого количества детей. Такой спектакль придает собранию характер праздника.
В работе школы с родителями решается еще одна важная задача — укрепление семейных уз школьников с их родителями. Учителя знают, что какой бы ученик ни был трудный, к его сердцу можно найти ключик только при условии, если у ребенка имеется жалость, сострадание к матери или отцу. Укреплению семейных отношений способствует проведение таких традиционных праздников, как «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья!», «23 февраля» и др.
Главное в работе школы с родителями — это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.