Нужна ли школьная форма

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа п. Алгайский
Новоузенского района Саратовской области»

Заседание клуба « Родители и ребёнок»

Тема: «Нужна ли школьная форма?»


Подготовила:
Фролова Людмила Геннадьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории



2016-2017 учебный год


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Подготовка приглашений.
Уважаемые _____________________(Ф.И.О. родителей)
Приглашаем Вас на заседание клуба «РОДИТЕЛИ и РЕБЁНОК»
Тема: « Нужна ли школьная форма?»
Отложите дела ненадолго
И приходите к нам в класс.
Мы готовимся к встрече с Вами,
Будем рады увидеть Вас!
Встреча состоится 29 октября в 17.00 в кабинете № 1.
Классный руководитель, учащиеся 4 класса.

Подготовка стенда « Школьная форма – это стильно, удобно, классно!»
Кукла в школьной форме.
Эскизы школьных форм.
Анкеты – опросники на итог:
 1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня? Да / Нет
 2. Узнали ли Вы что-то новое сегодня? Да / Нет
 3. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня? Да / Нет
 4. Какую тему Вы хотели бы услышать и проработать при следующей нашей встрече?
5.Предложения и пожелания.



ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ
Кабинет, в котором проводится собрание, украшен шарами; стулья расставлены полукругом.
Оформлена выставка рисунков учащихся класса.
Подготовлена аппаратура для видеопросмотра.
Анкеты - опросники.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: собрание вместе с детьми.

УЧАСТНИКИ: родители учащихся, дети, классный руководитель.







Содержание:
Вступительное слово классного руководителя
Введение
Основная часть
1. История школьной формы
2. Школьная форма других стран
Практическая часть
Исследовательская работа (опрос, наблюдение, интервьюирование, изготовление стенда, рисунки)
Заключение
Приложение №1
Приложение №2
Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, уважаемые родители, дети. Я начну заседание нашего клуба «Родители и ребенок» с вопроса: - Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся? (Ответы присутствующих.) Наверное, потому что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они раздражены своими тяжёлыми заботами и проблемами, не догадываются, что им надо помочь, успокоить. Родителям некогда понять проблемы и интересы ребёнка. Они не понимают, что для него игра это серьёзно и важно. И родители начинают воспитывать, требовать, приказывать, а детям не хочется слушать «нотации». И находятся родители с детьми по разные стороны баррикад.
А не лучше ли объединиться, понять друг друга и зажить в добре и согласии?» А чтобы это получилось, мы решили провести работу по теме: «Нужна ли школьная форма?» Слайд № 1. Готовясь к нашей встрече, мы обсудили тему школьной формы с ребятами – моими учениками и вашими детьми.
Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на вопросы:
- Кто должен носить форму?
- А нужна ли школьнику форма?
Готовясь к нашей встрече, мы обсудили тему школьной формы с ребятами – моими учениками и вашими детьми. Послушайте.

Введение
Слайд № 2. В нашей стране нет единой школьной формы, но многие школы, особенно престижные имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Периодически в нашей стране возникает волна интереса к отсутствию школьной формы. Слайд № 3. В нашем классе остро стоит вопрос о необходимости придерживаться делового стиля в одежде. Систематически в классе проходит работа по данной проблеме, но изменения прошли незначительные. Мы решили исследовать проблему введения школьной формы в нашем классе, и какая работа по данному направлению проходит в школе.
Слайд № 4. Цель работы: установить, нужна ли школьная форма современному ученику.
Слайд № 5. ЗАДАЧИ:
---Узнать, когда появилась школьная форма в России.
---Собрать материал об истории школьной формы.
---Познакомиться с формой других стран.
---Выяснить отношение учителей и учащихся к школьной форме.
---Узнать, в какой форме хотели бы ходить учащиеся нашей школы.
---Провести классный час на тему «Нужна ли школьная форма?»
---Выяснить какая работа проходит в нашей школе по введению единого стиля в одежде.
---Привлечь учащихся нашего класса и школы придерживаться делового стиля в одежде.
Слайд № 6. Объект исследования – ученики 4 класса.
Слайд № 7. Предмет исследования - школьный костюм для девочек и мальчиков.
Слайд № 8. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что если добиться соблюдения делового стиля в одежде, в классе создастся благоприятная обстановка для учёбы, улучшится дисциплина.
Слайд № 9. План работы:
1. Найти и изучить информацию о школьной форме в России и за рубежом
2. Провести наблюдение и опрос одноклассников
3.Выполнить презентацию по собранному материалу.
4.Оформить стенд по собранному материалу.

Основная часть
1.История школьной формы
Слайд № 10. Что такое школьная форма?
Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы
Слайд № 11.У школьной формы в России богатая история. До 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях. Это было исключительно сословным признаком. У мальчиков была форма военного фасона, а девочки носили тёмные строгие платья. Гимназистам полагалось носить форму не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время различных торжеств.

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем и черные брюки без канта. Старшеклассники обычно ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. Гимназисты имели также выходную форму мундир, тёмно-синий или тёмно-серый. К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, с серебряными пуговицами. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.
Слайд № 12. Вплоть до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.
Слайд № 13. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды.

Слайд № 14.Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка

В парадной форме гимназистки посещали театр, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Ученицы Смольного института должны были носить платья, цвета, которых соответствовали определенному возрасту. Девочки с 6 до 9 лет носили коричневые платья, с 9 до 12 голубые, с 12 до 15 серые и с 15 до 18 лет - белые. Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя.
Слайд № 15. После октябрьской революции форма была упразднена, также как и гимназии. Во вновь организованных учебных заведениях учились дети крестьян, рабочих, служащих и так как в стране, где шла гражданская война, был голод и разруха, главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме не уделялось внимание и дети ходили в повседневной одежде.


Слайд № 16. Однако в 1948 году, когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Слайд № 17. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

Слайд № 18. В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Слайд № 19-20. Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

В 1990-91 годах ношение пионерских галстуков и октябрятских значков, а также комсомольских значков прекратилось. Слайд № 21. Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.
Слайд № 22. 27 декабря 2012 года, на очередном заседании Госсовета, Президент России В.В. Путин выступил за введение обязательной школьной формы в России. Он отметил, что «важно восстанавливать лучшие школьные традиции, включая воспитательную роль школы. Разумеется, она не должна быть одинаковой везде и всюду, но нужно сделать так, чтобы всем детям было в школе комфортно независимо от национальности, вероисповедания и тем более от достатка родителей.
2. Школьная форма других стран.
Слайд № 23. Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму. (Приложение 1)
В Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Кембридж и Оксфорд известны всему миру, как сторонники обязательной формы для учащихся .
В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.
В Италии напротив, не существует обязательной школьной одежды, однако, во многих школах активно выступают за её введение.
Во Франции ученическая форма была отменена в 1986 году.
В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.

Практическая часть.
Слайд № 24-25. В процессе работы над темой был проведен классный час в 4 классе по теме: «Нужна ли школьная форма?» В качестве домашнего задания ребята нарисовали дома эскизы школьных форм, которые им хотелось бы надевать в школу.

Слайды 26- 30. Также был проведен опрос учащихся 4 класса. Мною( Лаурой Д.) были заданы следующие вопросы:
Нравится ли вам придерживаться делового стиля в одежде?
В чем вам удобно ходить в школу?
Какую школьную форму вы предпочли бы носить?
Нужна ли школьная форма современным ученикам?
Результаты анкетирования учащихся 4класса (Приложение 2)
показали, что 95% учащихся нравится придерживаться делового стиля в одежде. 85% уч-ся считают, что им удобно ходить в школу в деловой одежде. И 97% уч-ся ответили, что они за введение школьной формы. Слайд № 31. Я взяла интервью у заместителя директора по воспитательной работе Утешевой А.Б.
Из интервью я узнала, что в нашей школе тоже ведется работа в данном направлении. В прошлом году было проведено анкетирование родителей по вопросам введения школьной формы. Результаты анкетирования показали, что большинство родителей поддерживают введение школьной формы. Слайд № 32. Также директором школы был издан приказ о внешнем виде учащихся. Выписка из приказа была вклеена классными руководителями в дневники учащихся.

Классные руководители проводят соответствующие беседы с детьми на классных часах. Слайд № 33. Также активом школы вместе с заместителем директора по воспитательной работе проводятся рейды по классам по проверке внешнего вида учащихся. Конечно, в ходе рейдов обнаруживается несоответствие внешнего вида учащихся школе (некоторые учащиеся всё еще продолжают ходить в школу в спортивной одежде, джинсах, ярких кофтах) Но, наверное, если такая работа в школе также будет продолжаться, удастся добиться полного соблюдения делового стиля в одежде учащихся нашей школы.
После проделанной работы, мне и моим одноклассникам захотелось привлечь всех учащихся школы соблюдать соответствующий внешний вид в школе. Слайд № 34. Мы изготовили стенд под названием «Школьная форма – это стильно, удобно, классно!», где поместили фотографии наших родителей и учителей в школьные годы.
Слайд № 35. Еще я сшила школьную форму для своей куклы. Такую школьную форму носили моя мама и бабушка.
Выводы:
Слайд № 36. Работая над темой, мы сделали вывод, что школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей. Форма исключает возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде. Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу.
Слайд № 37. Мы считаем, школьная форма - это стильно, удобно, классно!


Заключение.
Классный руководитель. Слайд № 38.
- Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей встречи.
Родители работают с анкетой, состоящей из 5 вопросов:
 1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня? Да / Нет
  2. Узнали ли Вы что-то новое сегодня? Да / Нет
 3. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня? Да / Нет
 4. Какую тему Вы хотели бы услышать и проработать при следующей нашей встрече?
5.Предложения и пожелания __________________________________
 – Спасибо за внимание. Я обязательно учту ваши предложения и комментарии. Надеюсь, наш разговор принесет вам пользу.
Спасибо за внимание!









Список используемой литературы:
1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - СПб.: Литература, 1997.
2. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. - М.: ЭКСМО, 1995.
3. Дмитрева Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды. - Донецк.: Сталкер, 1998. Кантор К. Правда о дизайне. - М.: Анир, 1996.
4. Кибалова Л., Гебренова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1986.Сестры Сорины.
5. Орлова Л. В. «Азбука моды».
6. Тимошенко Т.Н. « Воспитание старшеклассниц».
7. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «ГНОМ-ПРЕСС», 1998



















Приложение 1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Япония

Великобритания


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Северная Корея




Приложение 2
Результаты анкетирования учащихся 4класса 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 21111 001Рисунок 1C:\Users\Админ\Pictures\2014-01-24 1111\1111 001.jpgРисунок 7Рисунок 13Root Entry