Рабочая программа по математике для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 4 класса


1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 год) в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ Олонская СОШ,
Программа рассчитана на 204 часов, в том числе на контрольные работы - 9 часов. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 100, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.
Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект: учебник (М. Н. Перова Математика 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2009г.- 232с.)
Цель программы обучения:
расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы обучения:
формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
формирование и развитие речи учащихся;
коррекция нарушений психофизического развития детей.
2. Содержание тем учебного курса
   - Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд   Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.  - Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.  Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин =  60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
-  Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.  - Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
  - Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.  - Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.- Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
3. Учебно-тематический план
Раздел № Краткое содержание раздела Кол- во часовСотня
Сотня I четверть. 54ч.
Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). 5
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение). 10
Миллиметр. 3
Умножение и деление (повторение). 10
Меры массы: килограмм, центнер. 10
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. 16
II четверть 42ч.
Умножение и деление.
Умножение и деление числа 2.
Умножение числа 3
Деление на 3 равные части
Умножение числа 4. 16
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии.
Деление на 4 равные части 5
Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.
Умножение числа 5.
Деление на 5 равных частей. 8
10 Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. 7
11 Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Умножение числа 6.
Деление на 6 равных частей. 6
III четверть. 60ч.
12 Длина ломаной линии. 5
13 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
Умножение числа 7.
Деление на 7 равных частей. 11
14 Прямая линия. Отрезок. 3
15 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
Умножение числа 8.
Деление на 8 равных частей.
Умножение числа 9.
Деление на 9 равных частей. 16
16 Взаимное положение прямых, отрезков.
Умножение единицы и на единицу.
Деление нуля. 6
17 Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.
Умножение числа 10 и на 10.
Деление чисел на 10. 12
18 Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. 7
IV четверть. 48ч.
19 Меры времени. 1
20 Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. 4
21 Секунда – мера времени. 2
22 Взаимное положение геометрических фигур. 5
23 Все действия в пределах 100. 10
24 Деление с остатком. 3
25 Треугольники. 2
26 Определение времени по часам. 4
27 Четырёхугольники. 4
28 Повторение пройденного за год. 13
4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;
название компонентов умножения и деления;
меры длины, массы и их соотношения;
меры времени и их соотношения;
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
название элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
График контрольных работ по математике
I четверть 1 Контрольная работа №1 по теме:
«Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд».
2 Контрольная работа № 2 по теме:
«Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд ».
II четверть 3 Контрольная работа №1 по теме:
«Умножение и деление на 2, 3, 4».
4 Контрольная работа №2по теме:
«Умножение и деление на 5, 6»
III четверть 5 Контрольная работа №1 по теме:
«Умножение и деление на 7».
6 Контрольная работа №2 по теме:
« Умножение и деление на 8, 9 ».
7 Контрольная работа №3 по теме:
«Взаимное положение на плоскости геометрических фигур».
IV четверть 8 Контрольная работа №1по теме:
«Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени».
9 Контрольная работа №2 за год по теме:
«Все действия в пределах 100».
5. Учебно-методическое обеспечение.
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор В.В. Воронкова, издательство «Просвещение» 2008г.
2.Учебник М. Н. Перова Математика 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2009г.- 232с.)
3.В.В. Эк «Дидактический материал по математике» 4 класс.
6.Список литературы.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. «Методика преподавания математики в начальных классах». - М., Просвещение 2006г.
Богановская Н.Д. «Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы» Дефектология,2006, № 6.
Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.
Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». - Москва, 2007
Никитина М.Н. «Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе». Дефектология, 2006, № 5.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2006.
Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». - Москва "Просвещение"2010.
Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». - Москва "Просвещение" 2007.
Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе». Дефектология,2010, № 3.
Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». - Москва, 2010
Эк В.В. «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы». - М.Просвещение. 2009.
Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе». - М. «Просвещение» 2005 г.
Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы». Дефектология, 2010 № 5.