Программа обучения грамоте ученика 1 класса д/о специальной (коррекционной) школы VIII вида.


г. Каменск-Шахтинский
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области ГКОУ РО «Каменская специальная школа № 15»
«Утверждаю»
Директор ГКОУ РО
«Каменская специальная
школа № 15»
________________Т. А. Лещинская
М.П.
Приказ от _________ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения грамоте

Уровень общего образования: начальное, класс: 1

Количество часов в неделю по чтению и развитию речи: 2, за год: 67, самостоятельной работы: 3, за год: 96.
Количество часов в неделю по письму и развитию речи: 3, за год: 96, самостоятельной работы: 2, за год: 67.
Учитель: Рудакова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе:
Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования; учебно-методического комплекса (учебника: Букварь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2008г).2016-2017 учебный год
Оглавление
1.Планируемые предметные результаты освоения курса………………….с. 3
2.Содержание и структура учебного предмета, курса.
2.1.Содержание учебного предмета……………………………………с.4-6
2.2.Структура курса……………………………………………………..с.7-9
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета.
3.1.Календарно-тематическое планирование……………………….с.10-16
3.2. График и виды контроля освоения учебного предмета…………..с.17
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
Предметные результаты
Минимальный уровень: узнавание по графическому изображению печатные буквы алфавита и соотнесение их со звуками; умение слияния согласного с гласным звуком по изображению печатными буквами; чтение слогов и коротких слов; соотнесение слова с картинкой; составление простого предложения по картинке; рассказывать выразительно, заученные на слух, 2-3 коротких стихотворения.
Достаточный уровень: узнавание по графическому изображению печатные буквы алфавита и соотнесение их со звуками; подбирать слово к заданной схеме; чтение по слогам предложений и коротких текстов; подбирать слова с заданным звуком, определяя его место в слове; видеть и называть пропущенную в слове букву; соотнесение прочитанного с картинкой; умение закончить предложение, рассказ; читать наизусть выразительно 3-4 коротких стихотворения.
Личностные результаты
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Содержание программного материала
Добукварный период:
      1. Знакомство со школой, с режимом дня. Беседы о том, что необходимо для учёбы. Темы: «Порядок на столе и на полочке уч. вещей», «Учитель и ученик», «Имя и отчество учителя», «Ученики и их обязанности», «Что мы изучаем, значение уроков», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».      2. Привитие учащемуся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за столом, слушать объяснения и указания учителя, не перебивать, выполнять инструкции учителя.      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащегося к обучению грамоте в индивидуальной работы.      4. Развитие устной речи: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.      Выявлять недостатки произношения и расстройства движений рук в течение первого года обучения и в последующих классах, проводить гимнастики для артикуляционного аппарата, для глаз, пальчиковые и логоритмические гимнастики, самомассаж рук систематически.      5. Уточнение и развитие слухового восприятия ребёнка. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.      Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, жар– шар, буква-- булка, палка — лапка).      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м, и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия. Различение наиболее распространенных шести цветов. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).      Выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).      7. Специальная подготовка к обучению письму.      Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.      Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Букварный период:
      Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.      1-йэтап.
  Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.  Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.  Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: о, м, с.      2-й этап.
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.      Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).      Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.      Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.  Списывание прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.      3-й этап.
 Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).      Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов.      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.      Списывание с рукописного текста (прописи) и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.      Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.      4-й этап. 
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.      Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).      Отчетливое по слоговое чтение коротких букварных текстов.      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.      Списывание с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).      Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.      Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Устная речь:
 Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).      Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.      Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).Структура учебного предмета, курса
№ Раздел Кол-во часов Цель Задачи
1. ДобукварныйВыявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками;
формирование интеллектуальной готовности к освоению грамоты, готовности к активному участию в учебных занятиях. Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития ребенка;
формировать общеречевые навыки, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и развивать мелкие мышцы рук; знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, проводить дидактические игры и игровые упражнения.
На уроках обучения грамоте значительное место отводить развитию речи. Учить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы; проводить работу также по формированию правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. (беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки); проводить
упражнения для губ, языка, нёба, щек; развивать слуховое восприятие и речевой слух для усвоения звуков речи; учить различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. знакомить с понятиями слово, часть слова (слог), звук; учить составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, направленную на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами; учить различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). использовать леготехнологии; учить делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов.
Письмо: проводится работа по подготовке к обучению письму. Первоклассник приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем и элементы букв.
2. Букварный
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, практическое знакомство с гласными и согласными звуками, соотнесение звуков и букв, чтение слогов и слов; чтение предложений из двух-трех слов, чтение коротких текстов. Учить звукобуквенному анализу и синтезу слова; запомнить звуки и буквы, слоговые структуры, соотносить букву со звуком; усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков; осуществлять слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур (слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных); учить чтению слогов, слов, предложений по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого; использовать разрезную азбуку, которая заполняется по мере изучения букв, кассу слогов.
При обучении письму важно научить ребёнка правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Итого: Календарно-тематическое планирование по чтению
№ урока Тема Кол-во часов Дата
урок с. рабо-таПланир. Фактич.
I Добукварный период. 1 Знакомство с классом, школой, режимом дня. 1 2 Привитие навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за столом, слушать объяснения учителя. 1 3 Развитие устной речи: формирование умения выполнять простые поручения, внятно выражать свои просьбы и пожелания. 1 4 Развитие умения слушать сказки и рассказы, разучивание коротких и понятных стихотворений. Пересказ сказок по иллюстрациям и вопросам. 1 5 Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия. 1 6 Различение звуков в окружающей действительности. 1 7 Выработка умения отчётливо повторять слова и фразы, различать их (жук – лук, стол – стул). 1 8 Деление простого предложения на слова. 1 9 Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). 1 10 Выделение из слов гласных и согласных звуков (а,у, м и др.) различение их в словах. 1 11 Различение распространённых цветов (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый). 1 12 Простейшие комбинации из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек, или бумажных полосок разного цвета. 1 13 Конструирование простых, хорошо знакомых предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, рама, забор).1 14 Выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева – направо. В горизонтальном положении).1 15 Привитие навыка правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. 1 16 Лепка. Складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по образцу. Игра с мозаикой. 1 17 Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях, соблюдение пределов при штриховке. 1 II Букварный период. 18 Звук[а]. Буквы А, а. Рукописное начертание букв а, А. 1 19 Звук [у]. Буквы У,у. Рукописное начертание букв У,у. 1 20 Образование из звуков и букв слов ау, уа. Чтение и составление слов. 1 21 Звук [м]. Буквы М, м. Образование из усвоенных звуков и букв слов ам, ум, слогов ма, му. 1 22 Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов. Составление и чтение слов. 1 23 Звук [о]. Буквы О, о. 1 24 Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов, их сравнение. 1 25 Звук [с]. Буквы С, с. 1 26 Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов. 1 27 Повторение изученных звуков и букв. 1 28 Звук [х]. Буквы Х, х. 1 29 Составление и чтение слогов и слов из двух слоговых структур (ма – ма, му-ха). 1 30 Составление и чтение трёх буквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом, сам). 1 31 Звук [ш]. Буквы Ш, ш. 1 32 Образование и чтение слогов, слов, состоящих из двух слогов. 1 33 Звук [л]. Буквы Л, л. Составление и чтение слогов, слов, предложений, маленьких текстов. 1 34 Звук [ы]. Буква ы. Закрепление изученного. 1 35 Звук [н]. Буквы Н, н. 1 36 Закрепление. Звук [н]. Буквы Н.н. 1 37 Звук [р]. Буквы Р, р. 1 38 Звук [р]. Буквы Р, р. Закрепление, повторение изученного. 1 39 Звук [к]. Буквы К, к. Закрепление и повторение изученного. 1 40 Звук [п]. Буквы П, п. Закрепление и повторение изученного. 1 41 Повторение изученного. Звук [т]. Буквы Т, т. 1 42 Звук [и]. Буквы и, И. 1 43 Звук [з]. Буквы З, з. 1 44 Звук [в]. Буквы в, В. 1 45 Звук [ж]. Буквы ж, Ж. 1 46 Закрепление изученного. 1 47 Звук [б]. Буквы Б, б. 1 48 Повторение и закрепление изученного. 1 49 Звук [г]. Буквы Г, г. 1 50 Повторение изученного. Звук [д]. Буквы Д, д. 1 51 Звук [й]. Буква й. 1 52 Буква ь (мягкий знак). 1 53 Строчная буква ё. Прописная буква Ё. 1 54 Буквы е, Е. 1 55 Буквы я, Я. 1 56 Повторение изученного. 1 57 Буквы Ю, ю. 1 58 Звук [ц]. Буквы Ц, ц. 1 59 Звук [ч]. Буквы Ч, ч. 1 60 Звук [щ]. Буквы Щ, щ. 1 61 Звук [ф]. Буквы Ф, ф. 1 62 Закрепление изученных букв. 1 63 Звук [э]. Буквы Э, э. 1 64 Буква ъ (твёрдый знак). 1 65 Повторение изученного за год 1 66 Повторение изученного за год 1 67 Повторение изученного за год 1 Итого:
Календарно-тематическое планирование по письму
№ урока Тема Кол-во часов Дата
урок с. рабо-таПланир. Фактич.
I
1 Добукварный период.
Знакомство с тетрадью, прописью и с разлиновкой.
1 2 Строка и междустрочное пространство.
1 3 Строка и междустрочное пространство. Контурные предметы.
1 4 Письмо прямых линий. Прямые короткие и длинные наклонные линии.
1 5 Прямые короткие и длинные наклонные линии. Игровые упражнения «Виды линий»
1 6 Длинные линии с закруглениями вверху или внизу.
1 7 Длинные линии с закруглениями внизу вправо.
1 8 Длинные линии с закруглениями внизу влево
1 9 Письмо линий с закруглениями вверху и внизу. Овал.
1 10 Письмо наклонного овала, разорванного овала, петли.
1 11 Письмо наклонных линий с закруглением внизу, с петлёй внизу.
1 12 Письмо плавно наклонных линий.
1 13 Письмо простых комбинаций из прямых.
1 14 Рисование узоров. Написание основных элементов букв в тетради. Прямые и наклонные палочки.
1 15 Письмо основных элементов рукописных букв.
1 16 Письмо основных элементов рукописных букв.
1 17 Письмо основных элементов рукописных букв. Контроль предворяющий.
1 II
18 Букварный период.
Строчная буква а .Прописная буква А1 19 Строчная буква у. Прописная буква У.
2 20 Правописание слов ау, уа21 Строчная буква м. Прописная буква М. Контрольное списывание слов ау, уа2 22 Правописание изученных букв, слов, слогов ам, ум, ма, му.
1 23 Строчная буква о. Прописная буква О1 24 Закрепление написание слогов ум, ам, ма, му, ом, мо1 25 Строчная буква с. Прописная буква С. Письмо изученных букв по памяти на слух.
2 26 Правописание слов, слогов со, са, су, о-са1 27 Повторение изученного.
1 28 Строчная буква х. Прописная буква Х
2 29 Правописание слогов ох, ах, ух; слов ухо, уха, мама, муха
1 30 Правописание слогов и слов Ау, уа, ам, му, Ох! Ах! Ух! Самостоятельное списывание.
2 31 Строчная буква ш. Прописная буква Ш.
1 32 Повторение изученного.
1 33 Строчная буква л. Прописная буква Л
2 34 Звук ы. Буква ы строчная.
2 35 Строчная буква н. Прописная буква Н
1 36 Закрепление правописания букв Н н.
1 37 Строчная буква р. Прописная буква Р2 38 Закрепление правописания Р р2 39 Строчная буква к. Прописная буква К.
2 40 Строчная буква п. Прописная буква П1 41 Повторение изученного.
1 42 Строчная буква и. Прописная буква И.
2 43 Строчная буква з. Прописная буква З.
2 44 Строчная буква в. Прописная буква В.
2 45 Строчная буква ж. Прописная буква Ж.
2 46 Правописание изученных букв
1 47 Строчная буква б. Прописная буква Б2 48 Повторение и закрепление изученного.
1 49 Строчная буква г. Прописная буква Г
2 50 Строчная буква д. Прописная буква Д2 51 Строчная буква й
2 52 Буква-знак: ь. Слова с изученными буквами. Письмо букв под диктовку.
2 53 Строчная буква ё. Прописная буква Ё2 54 Строчная буква е. Прописная буква Е1 55 Строчная буква я. Прописная буква Я. Самостоятельное списывание.
2 56 Закрепление. Слова с изученными буквами.
1 57 Строчная буква ю. Прописная буква Ю2 58 Строчная буква ц. Прописная буква Ц. Контрольное списывание.
2 59 Строчная буква ч. Прописная буква Ч
2 60 Строчная буква щ. Прописная буква Щ2 61 Строчная буква ф. Прописная буква Ф
2 62 Строчная буква ф. Закрепление изученного.
1 63 Строчная буква э. Прописная буква Э2 64 Буква-знак ъ. Запись предложений.
2 65 Повторение и закрепление
2 66 Повторение и закрепление. Контрольный диктант.
1 67 Повторение и закрепление
1 Итого:
График и виды контроля учебного предмета, курса

№ урока Тема Вид контроля Дата
2-16 Добукварный. Наблюдение.
предваряющий 17
Добукварный. Тестирование. предваряющий
21
Букварный. Изучение букв и соотнесение с звуками. текущий
25
Букварный. Слияние звуков. Самостоятельная работа: письмо изученных букв на слух. текущий
30 Букварный. Чтение слогов. Списывание слогов. текущий 52
Букварный. Знание изученных букв. Слияние. Письмо букв под диктовку. тематический
55
Букварный. Чтение слов, соотнесение с картинкой. Самостоятельное списывание тематический
58
Букварный. Чтение предложений, соотнесение с картинкой. Контрольное списывание. текущий
64-66 Чтение текста. Контрольный диктант. итоговый Рекомендована к утверждению Согласовано
протокол заседания заместитель директора по УР
методического объединения ___________________подпись
учителей _______________ М.Ф. Мухаева
от ________ № ____________
_________________________ дата ___________
Подпись руководителя МО
_________________________
В.И.Надежина