Родительское собрание на тему: Как помочь ребёнку хорошо учиться

Родительское собрание:
«Как помочь ребёнку хорошо учиться»

Если ребенку удается добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер

Задачи собрания:

Педагогически просветить родителей в области психологических особенностей ребёнка.
Познакомить с возможностями помочь ребёнку в учёбе, раскрыть трудности, возникающие у детей при выполнении домашнего задания.
Обсудить наиболее распространённые ошибки родителей, дать им необходимые советы и рекомендации.

Подготовительная работа к собранию.

Мечта всех родителей – чтобы ребёнок учился хорошо.
Безусловно, все родители хотят помочь своему ребёнку, но не многие из них знают, как лучше организовать эту помощь.
Для того, чтобы ребёнок хорошо учился, надо сделать учение интересным, помочь ему, обеспечить ребёнку его первые успехи. Родители организуют режим дня школьника, оказывают помощь при выполнении домашнего задания, помогают ребёнку справиться с трудностями, возникшими в школе.
Очень важен для младших школьников режим дня. Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. Соблюдение режима дня вырабатывает у детей привычку к порядку, дисциплинированность, воспитывает у них чувство ответственности за проведение тех или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, учатся планировать его. Некоторым школьникам вечно не хватает свободного времени. А есть такие дети, которые успевают и уроки сделать, и в спортивную секцию сходить, и на кружок. У тех и других сутки одинаковые – по 24 часа, но распоряжаются они своим временем по-разному: одни экономно, рационально, другие – нет.
Часто ребёнок, запланировав сделать уроки, скажем, за 1 час, не укладывается в это время – например, 15 минут он потратил, чтобы найти ручку, ещё 15 минут – чтобы посмотреть в окно В результате приготовление уроков занимает весь день, ребёнок не бывает на свежем воздухе, утомляется. Родители должны помочь детям правильно спланировать и организовать время, научить детей не отвлекаться, следить за временем. Но бывает, что сами родители отвлекают ребёнка от его режима. Конечно, иногда родителям приходится отвлечь ребёнка от его постоянного режима дня, но недопустимо, чтобы это вошло в привычку. Например, если ваш сын читает книгу, а вы хотите отправить его в магазин, не следует говорить: «Быстро одевайся и иди в магазин!» Ребёнку будет трудно отвлечься от дела, которым он уже занят, он заупрямится, может нагрубить, будучи не в силах переключиться с одного дела на другое. Лучше, если такие «переключения» будут происходить постепенно: «Когда дочитаешь (минут через 10) – сходишь в магазин». Таким образом родители дадут ребёнку возможность психологически подготовиться к новому делу, а у ребёнка не выработается привычка бросать начатое дело, не доведя его до конца.
Очень важно организовать выполнение домашнего задания. Добросовестное выполнение уроков способствует закреплению и углублению знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков, получаемых детьми на уроках в школе, у детей вырабатываются навыки самостоятельной работы, самоконтроля, развивается настойчивость, трудолюбие. Нередко приходится наблюдать, как, садясь заниматься с самыми лучшими намерениями, ребёнок то и дело вынужден отвлекаться – то нужен карандаш, то нет резинки На это уходит много времени, отвлекается внимание. Поэтому важно, чтобы на столе у ребёнка был порядок, ничего лишнего, всё нужное – под рукой. Всё, с чем работать уже не придётся (черновики, тетради и учебники сделанных уроков) лучше складывать справа от себя, книги, тетради, карандаши – перед собой, свет должен падать слева (если ребёнок левша – свет должен падать справа).
Место для работы должно быть удобным. Желательно, чтобы ребёнок делал уроки за своим собственным столом, а не за обеденным. Если же условия квартиры не позволяют этого, то в любом случае недопустимо, чтобы ребёнок делал уроки в то же время, когда, например, его отец обедает за тем же столом и обсуждает с матерью свои дела – ребёнок отвлекается, не может сосредоточиться. Ноги ребёнка должны иметь опору, так сидеть удобнее. Поэтому, если маленький ребёнок делает уроки, сидя на высоком для него стуле, постарайтесь сделать для него подставку для ног.
Желательно, чтобы ребёнок делал уроки в проветренной комнате, чтобы ему не мешал шум, создаваемый радиоприёмником или телевизором.
Итак, для рабочего места ребёнка важно: чтоб все нужные предметы были под рукой, ребёнку не мешал посторонний шум, место для занятия должно быть удобным.
Во втором классе при хорошей организации на домашние задания должен уходить 1 час 30 минут, в третьем классе – 2 часа, в четвёртом классе – 2 часа 30 минут.
Школьники, которые слишком долго готовят уроки, меньше других бывают на свежем воздухе, недосыпают, теряют здоровье. Напряжённая умственная работа без перерыва не может длиться долго и быть продуктивной. Нельзя говорить ребёнку: «Не выйдешь из-за стола, пока не сделаешь все уроки!» нужно систематически устраивать короткие перерывы (10 – 15 минут).
В младших классах принято начинать приготовление домашних заданий с письменных уроков, и затем учить устные предметы. В большинстве случаев такая рекомендация оправдана. Дети не привыкли к длительным нагрузкам и сравнительно быстро утомляются. Они долго втягиваются в работу и для них лучше сначала выполнять более сложные – письменные задания. Но в последующих классах ребёнок должен сам установить для себя порядок выполнения домашних заданий. Дело в том, что некоторые дети быстро втягиваются в работу и быстро устают, вначале работают более продуктивно – таким детям лучше начинать с более сложных заданий. А другие медленно втягиваются в работу, много времени тратят на «раскачку», продуктивность работы у них нарастает постепенно – таким детям лучше начинать с лёгких заданий и постепенно переходить к трудным.
При подготовке домашнего задания у детей нередко возникают трудности. Бывает, что ребёнок настолько привык делать уроки вместе с родителями, что не может приступить к приготовлению домашнего задания без их помощи, боится неудачи, нуждается в том, чтобы все его действия систематически одобряли, поддерживали. У такого ребёнка надо развивать самостоятельность, уверенность в своих силах – пусть он сам делает уроки, а потом вы спокойно и тактично объясните ему то, что он не понимает.
Иногда дети считают домашнее задание чем-то неинтересным, придуманным специально для того, чтобы навязать ему чужую волю – учителя, родителей. Для взрослых цель каждого задания очевидна: списывать текст с учебника полезно, так как при этом формируется грамотность и развиваются моторные навыки; учить стихотворения полезно – это укрепляет память; решать задачи полезно – это развивает логическое мышление. А каково ребёнку, который и знать не знает о механизмах памяти, но ясно чувствует, что стихотворение ему не нравится?! Для младшего ученика смысл должен быть в занимательности, но занимательных упражнений мало, поэтому родители должны разъяснить ребёнку, для чего он решает столько примеров и пишет столько упражнений.
Рассмотрим наиболее распространённые ошибки родителей младших школьников.
С самого раннего детства ребёнку твердят, что когда он пойдёт в школу, то будет учиться на одни пятёрки. В результате первая же двойка выбивает его из колеи, ребёнок теряет веру в свои силы, а родители, привыкшие к успехам ребёнка (например, он был образцовым в детском саду), разочаровываются в нём. В таких случаях необходимо поддержать ребёнка, чтобы он не терял веру в себя. Сказать ребёнку, что он может учиться лучше и это ему надо немного постараться и тогда всё получится.
Родители заставляют ребёнка делать уроки только в их присутствии, думая, что так они оградят его от ошибок. В результате они лишают его самостоятельности и активности. Надо, чтобы ребёнок привык работать самостоятельно.
Часто чувствуют себя подавленными, и потому плохо учатся дети, которые не считаются с интересами других, часто ссорятся по пустякам, не умеют верно оценить своё поведение. Родители должны предотвратить это. Ребёнку необходимо указать на его поведение и поступки, помочь ему проанализировать их. Нужно, чтобы ребёнок осознал своё поведение.
Часто дети сначала делают упражнение, а потом заучивают правило. Должно быть наоборот. Упражнение как раз даётся для того, чтобы закрепить правило.
Часто родители в борьбе за качество работы советуют ребёнку писать медленно, выводить каждую букву. Но в школе учитель требует высокого темпа работы, и ребёнок не успевает за классом. Некоторые дети начинают дома дописывать классную работу, потом ещё выполняют домашнее задание. У так по всем предметам. Ребёнок больше времени тратит на подготовку уроков, не остаётся время на отдых, он быстро утомляется и начинает хуже учиться.
Родители не должны забывать хвалить детей за верно выполненное задание, потому что для ребёнка очень важно, чтобы вы отметили его успехи. Это подбадривает его.
Иногда родители при проверке сразу указывают на ошибки, много критикуют его. Лучше указать ребёнку строчку, где он ошибся, а ошибку он пусть найдёт сам.
иногда родители нагружают ребёнка дополнительными заданиями (необходимыми по их мнению). Ребёнок переутомляется, быстро устаёт, начинает хуже учиться и у него теряется интерес к учёбе.
Родители раздражаются на слабоуспевающих детей, кричат на них. В результате ребёнок начинает ненавидеть учение и школу. Ребёнок привыкает к тому, что он плохо учится. В итоге он вообще на всё махнёт рукой. Такого допускать нельзя.
Главными помощниками родителей в помощи детям в учёбе должны быть терпение и доброжелательность.
Теперь несколько рекомендаций родителям.
Поддерживайте связь со школой и учителем, советуйтесь с ним. Никогда не критикуйте учителя в присутствии ребёнка, поддерживайте его авторитет.
Будьте терпеливы. Не раздражайтесь, не заставляйте ребёнка несколько раз переписывать упражнение. Пусть качество работы оценит сам ребёнок, а вы помогите найти причины неудач. Убедите ребёнка, что завтра у него получится лучше.
При подготовке урока чтения следите, чтобы ребёнок выговаривал все слова, понимал их.
Не читайте ребёнку нотаций, не вешайте на него ярлыки. Крики и наказания не помогут ребёнку, и он это знает. Ему нужна добрая и умная помощь – время от времени, и эмоциональная поддержка – всегда.
Многие родители верят, что их ребёнок хороший человек, он ещё многого не умеет, но обязательно научится. Это правильная позиция! Но при этом важно учесть, что ребёнку без помощи взрослых не обойтись.
Посещайте родительские собрания.
Интересуйтесь успехами ребёнка, спрашивайте: «Что ты узнал?», а не «Что ты получил?». Радуйтесь его успехам, не огорчайтесь из-за неудач.
Помогайте, если нужно, в выполнении домашних заданий, но это должно быть ненавязчиво.
Поддерживайте интерес ребёнка к учёбе.
Учите ребёнка доказывать свои суждения, приводить примеры, а не просто механически воспроизводить учебник. Спрашивайте его: «Почему? Докажи! Можно ли по-другому?»
Выслушивайте все рассказы ребёнка. Таким образом, родители могут помочь избавиться от таких проблем младших школьников, как нежелание учиться, отсутствие интереса к учёбе, для этого требуется внимательное и доброе отношение к детям.
Нужно, чтобы оценки учителя и родителей соответствовали.

Педагогическая ситуация.

Дочь готовит уроки, а мама просит её быстренько накрыть на стол, так как вот-вот придут гости.
В чём ошиблась мама?
Девочка отвлечётся от занятия, потом ей будет трудно снова настроиться на работу. К тому же она захочет побыть с гостями, может вовсе забыть об уроках.
Как ей следовало поступить?
Маме следовало предупредить девочку заранее.

Анкетирование родителей.

Часто ли дети просят вас помочь им сделать уроки?
Как долго ваш ребёнок делает уроки?
Какие трудности вы испытываете, объясняя ребёнку непонятный ему материал?
Всегда ли вы контролируете приготовление уроков и как вы это делаете?
Охотно ли учится ребёнок?
Как относится к успехам и неудачам в учении?
Готовит ли своё рабочее место к занятиям?
Сколько времени тратит на выполнение домашних заданий?
Проявляет ли настойчивость при затруднениях при выполнении домашнего задания?
В чём вы видите главное препятствие для дальнейшего улучшения учёбы и поведения вашего ребёнка?
Памятка для родителей об организации учебного домашнего труда.

На столе у ребёнка не должно быть ничего лишнего, всё нужное – под рукой.
Книги, тетради, карандаши должны лежать перед собой. Всё с чем работать уже не придётся лучше складывать справа от себя.
Свет должен падать слева. Если ребёнок левша, то свет падает справа.
Ноги ребёнка должны иметь опору: так удобнее сидеть.
Желательно, чтобы комната, где будет заниматься ребёнок, была проветрена.

Психологические рекомендации родителям.

Помогайте ребёнку в выполнении домашних заданий, но это должно быть ненавязчиво.
Не заставляйте ребёнка делать уроки только в вашем присутствии.
Сначала дети должны выучить правило, а потом выполнять упражнение. При подготовке урока чтения необходимо, чтобы ребёнок выговаривал все слова, понимал их.
Не заставляйте ребёнка писать медленно.
Не давайте детям дополнительных заданий.
Не ругайте детей за плохие оценки, не забывайте хвалить детей за верно выполненное задание, интересуйтесь успехами ребёнка.
Заголовок 115