Олимпиада школьников по русскому языку для 5 — 6 классов. Школьный этап


Олимпиада школьников по русскому языку
г.о. Семеновский
Школьный этап
2016 – 2017 учебный год
5 – 6 классы
Время выполнения работы – 1 астрономический час (60 мин.)
Задание 1. В общем случае понятие ударение в русском языке известно многим людям, носителям русского языка. Однако есть некоторые особенности, о которых следует помнить. В чем же эта особенность? Поясните.
Тво́ро́г, одновре́ме́нно, ле́ме́х, ка́ши́ца, ра́ку́шка.
За́мок и замо́к, кру́жки – кружки́, стре́лки – стрелки́, а́тлас – атла́с, му́ка – мука́.
Задание 2. Объясните смысл следующей записи. Какое фонетическое явление она иллюстрирует?
Где рябь воды, где камыша/ Почти неслышное шуршанье… [ш, ч̛,с,ш,ш,ш]
(Н. Маравин)
Задание 3. Анаграмма*. Переставьте буквы в слове и составьте слова в соответствии с указанными схемами.

п/пИсходное слово Схема анаграммы Анаграмма (-ы)
1 халва корень, окончание 2 совет приставка, корень, окончание 3 товар а) корень, окончание
б) приставка, корень, окончание 4 подвода Корень, соединительная гласная, корень, окончание 5 цунами Корень, суффикс, суффикс, окончание Анагра́мма* (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Задание 4 . От исходного слова век образуйте однокоренные слова и запишите их приёмом поморфемного письма.
Задание 5. Отгадайте загадку. Попробуйте установить этимологию слова-отгадки. Запишите лексическое толкование слова-отгадки.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
И сиделка на носу?
Задание 6. Запишите в определенном порядке по два слова, обозначая условия выбора орфограмм:
существительное с непроверяемой гласной в корне слова;
краткое прилагательное с основой на шипящую;
мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м л., ед.ч.
наречие с проверяемой гласной в корне слова.
Задание 7. Вспомнив известные крылатые фразы и их значения, отгадайте загаданные слова. Запишите фразеологизмы правильно.
1) ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека. ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез. На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.  2) ЕГО проглатывают, упорно не желая говорить.  ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.  За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться.  ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.3) ЕГО вешают, приходя в уныние. ЕГО задирают, зазнаваясь. ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.4) В НЕГО набирают воды, когда нужно молчать. ЕГО широко открывают, когда сильно удивляются. ОН полон хлопот у того, кто берется сразу за много дел.
Задание 8. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Как вы понимаете смысл притчи?
Напишите 4 – 6 предложений, используя в качестве аргумента пример из жизни. 
Кто сильнее?
А. Вдруг видят: идет прохожий.
Б. Тогда солнце стало пригревать.
В. Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ».
Г.Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь.
Д.Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой.
Е. И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку.
Ж. Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее.
КЛЮЧИ
Олимпиада школьников по русскому языку
г.о. Семеновский
Школьный этап
2016 – 2017 учебный год
5 – 6 классы
Время выполнения работы – 1 астрономический час (60 мин.)
Задание 1. Всего – 3 балла (по одному баллу за каждый правильный ответ + 1 балл за понятие «омографы»).
В русском языке можно встретить слова, ударение в которых ставится на разные слоги, что является допустимым. Значение слова от разной постановки ударения не изменяется. Пример: тво́ро́г, одновре́ме́нно, ле́ме́х, ка́ши́ца, ра́ку́шка.
В группу входят слова, место постановки ударения в которых зависит от смыслового значения, так называемые омографы. В некоторых случаях только ударение позволяет различить значение слов. Сравните: за́мок и замо́к, кру́жки – кружки́, стре́лки – стрелки́, а́тлас – атла́с, му́ка – мука́.
Задание 2. Всего – 2 балла.
Художественный приём, основанный на звуковом повторе – звукопись.
Задание 3. Всего – 4,5 б. (по 0,5 б. за каждый правильный ответ).
Школьный словообразовательный словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011. – 608 с.

п/пИсходное слово Схема анаграммы Анаграмма (-ы)
1 халва корень, окончание хвала
2 совет приставка, корень, окончание отвес, отсев
3 товар а) корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, окончание а) автор, тавро
б) рвота
в) отвар
4 подвода Корень, соединительная гласная, корень, окончание водопад
5 цунами Корень, суффикс, суффикс, окончание умница
Задание 4 . Всего5,5 б. (по 0,5 б. за каждое слово).
Век
век-ов(ой), век-ов-ух-а, век-ов-уш-а,
веч-н(ый), веч-н-ое (сущ.), веч-н-о, веч-н-ость, веч-н-ик, век-о-веч-н(ый),
век-о-веч-н-о, у-век-о-веч-и-ть.
Задание 5. Всего - 5 баллов: слово-отгадка – 1 балл, этимология слова – 2 балла, лексическое значение слова – 2 балла.Ответ: Очки.  Искон. Суф. производное от око «глаз». Ср. окуляры. 
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
Очки - "прибор с двумя стеклами для улучшения зрения и для защиты глаз" - производное от око с помощью суффикса -к-.
Задание 6. Всего – 8 баллов. За каждый правильный пример – 1 балл.
Примеры:
Соба́ка, лопата́ (словар. слова следует запоминать).
2) Могуч, певуч (кр. прил.).
3) Постичь (инф., что делать?), знаешь (2-е л. ед.ч.).
4) Вверху́, добела́.
Задание 7. Всего – 15 баллов (по 0,5 балла за слова-отгадки и по 1 б. за каждый фразеологизм).
ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер».
ЯЗЫК: «язык проглотил», «язык хорошо подвешен», «кто тебя за язык тянул?», «держать язык за зубами».
НОС: «нос повесить», «нос задрать», «нос совать».
РОТ: «набрать в рот воды», «широко открытый рот», «хлопот шире
Задание 8. Всего – 12 баллов, в том числе за правильную последовательность – 1б., за раскрытие смысла притчи – 5 баллов, за оригинальность - 2 балла, за грамотность (орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая) – 4 б.Ответ: Ж А В Г Б Е Д.
Кто сильнее?
А) Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Б) Вдруг видят: идет прохожий. В) Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ». Г) Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь. Д) Тогда солнце стало пригревать. Е) И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку. Ж) Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой. SYL.ru: http://www.syl.ru/article/200418/new_korotkie-pritchi-dlya-detey Итого за олимпиаду – 55 баллов.